«Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!
Теперь для того, чтобы удивить зрителя, в современном театре, кажется, автору спектакля нужны не «новые формы», а нечто максимально классическое. Не пытаться удивить, а следовать за автором, текстом, не придумывать ничего нового и не привносить ничего своего, да и вообще, оставить Чехова в покое. Казалось бы, с таким настроем должна получиться исключительная нафталинная тямоготина, но то, что сделал Кирилл Пирогов с чеховской «Чайкой» на сцене Мастерской Петра Фоменко, совсем не походит на скучный спектакль.
Удивительно: с потолка не льется вода, не летят камни или стекло, да и костюмы, в общем-то, вполне чеховские. Максимум Нина Заречная (Мария Большова) пронесется в декадентском полете над сценой, да и все. Может, это и нужно зрителю, уставшему от агрессивной режиссуры, эпатажа и новаторства. Здесь же новаторством становится все то, о чем на протяжении нескольких лет, а то и десятков лет, старались забыть и просто выдавить из театра.
Ведь такой театр казался невыносимо скучным. И «Чайка» Пирогова слишком традиционна даже для этого театра. Но что-то неуловимо прекрасное есть в этой постановке. Кажется, что все артисты понимают, о чем они говорят. Это, может быть, набившее оскомину чеховское «внутреннее действие», недомолвки, недосказанности, жесты — и спектакль движется так, как движется сама жизнь, сцены плавно перетекают одна в другую, темп спектакля ровный, как по метроному.
Актеры играют так, как должны играть, и возможно, как уже и играли, но как сказал в одном из интервью Евгений Цыганов, цитируя основателя театра Петра Наумовича Фоменко: «Все это было, только нас здесь не было». Сам же Цыганов настолько слит со своим персонажем, настолько органичен, что кажется, сначала был Цыганов, а потом Тригорин.
Такая же блистательная Галина Тюнина в роли Аркадиной, как будто бы рожденная для этой роли, абсолютно органична и искренна. Властная, жесткая, и абсолютно естественно (и даже не раздражающе!) самовлюбленная, она делает больно сыну не специально, а играючи, словно бы не замечая этого.
На месте в спектакле декадентская Маша (Серафима Огарева) — в черном, в шляпке по моде 20-х годов — вся с головы до ног — страдание. Но складывается впечатление, что страдание ее несколько надуманное, нужное самой себе, и ее любовь к Косте Треплеву — ее вынужденный выбор, от которого теперь уже она не сможет отказаться. Треплев же в исполнении Рифата Аляутдинова, еще даже не выпускника ГИТИСа, даже спустя два года, во втором действии, остается инфантильным и ранимым непризнанным автором. Взять на эту роль еще студента — верное решение Пирогова, и вообще, грамотное распределение типажей становится самым очевидным плюсом спектакля, и делает фоменковскую «Чайку» максимально актерской и режиссерски-сдержанной.
Ведь в самом деле, ничего не переиначено, не искажено, все движется в этом мире, как в игре в лото — размеренно, спокойно, и в то же время, по-настоящему рушатся судьбы. Последняя сцена полна спокойствия, и — увы, равнодушия. Это тот мир, где все несчастны, но ничего не могут с этим поделать.
Источник: Musecube
Удивительно: с потолка не льется вода, не летят камни или стекло, да и костюмы, в общем-то, вполне чеховские. Максимум Нина Заречная (Мария Большова) пронесется в декадентском полете над сценой, да и все. Может, это и нужно зрителю, уставшему от агрессивной режиссуры, эпатажа и новаторства. Здесь же новаторством становится все то, о чем на протяжении нескольких лет, а то и десятков лет, старались забыть и просто выдавить из театра.
Ведь такой театр казался невыносимо скучным. И «Чайка» Пирогова слишком традиционна даже для этого театра. Но что-то неуловимо прекрасное есть в этой постановке. Кажется, что все артисты понимают, о чем они говорят. Это, может быть, набившее оскомину чеховское «внутреннее действие», недомолвки, недосказанности, жесты — и спектакль движется так, как движется сама жизнь, сцены плавно перетекают одна в другую, темп спектакля ровный, как по метроному.
Актеры играют так, как должны играть, и возможно, как уже и играли, но как сказал в одном из интервью Евгений Цыганов, цитируя основателя театра Петра Наумовича Фоменко: «Все это было, только нас здесь не было». Сам же Цыганов настолько слит со своим персонажем, настолько органичен, что кажется, сначала был Цыганов, а потом Тригорин.
Такая же блистательная Галина Тюнина в роли Аркадиной, как будто бы рожденная для этой роли, абсолютно органична и искренна. Властная, жесткая, и абсолютно естественно (и даже не раздражающе!) самовлюбленная, она делает больно сыну не специально, а играючи, словно бы не замечая этого.
На месте в спектакле декадентская Маша (Серафима Огарева) — в черном, в шляпке по моде 20-х годов — вся с головы до ног — страдание. Но складывается впечатление, что страдание ее несколько надуманное, нужное самой себе, и ее любовь к Косте Треплеву — ее вынужденный выбор, от которого теперь уже она не сможет отказаться. Треплев же в исполнении Рифата Аляутдинова, еще даже не выпускника ГИТИСа, даже спустя два года, во втором действии, остается инфантильным и ранимым непризнанным автором. Взять на эту роль еще студента — верное решение Пирогова, и вообще, грамотное распределение типажей становится самым очевидным плюсом спектакля, и делает фоменковскую «Чайку» максимально актерской и режиссерски-сдержанной.
Ведь в самом деле, ничего не переиначено, не искажено, все движется в этом мире, как в игре в лото — размеренно, спокойно, и в то же время, по-настоящему рушатся судьбы. Последняя сцена полна спокойствия, и — увы, равнодушия. Это тот мир, где все несчастны, но ничего не могут с этим поделать.
Источник: Musecube
Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Лучшие спектакли, которые можно увидеть в новогодние праздники в МосквеЯна Жиляева, «Forbes Life», 18.12.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» представили спектакль «Путь к сердцу»«Esquire», 17.12.2019
- «Путь к сердцу», или как Мастерская Петра Фоменко рассказала о любвиАндрей Дворецков, «Э-Вести», 16.12.2019
- В Мастерской Петра Фоменко ищут «Путь к сердцу»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 12.12.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» готовят премьеру по новой пьесе Дмитрия ДаниловаМария Францева, «блог журнала Театр», 9.12.2019
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьера в Мастерской Петра Фоменко – спектакль «Махагония»«Серебряный дождь», 2.10.2019
- 9 театральных премьер октябряАнна Аничкова, «GQ», 1.10.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» пройдет премьера спектакля «Махагония»«Esquire», 30.09.2019
- В «Мастерской Фоменко» пьесу Ильи Кормильцева ставят в жанре «катастрофы»Елена Алдашева, «Театр», 28.09.2019
- Совы не то, чем кажутсяАнна Сиротина, «Аэрофлот (бортовой журнал)», 09.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привиденияДарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Страшно-красиво-смешноЛариса Каневская, «Мнение», 7.07.2019
- Это мой город: актер Амбарцум КабанянАнна Бибичадзе, «МосквичMag», 6.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Спектакль «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве 2019: страшно смешноАлександра Кучук, «Комсомольская правда», 2.07.2019
- Страшно красивая премьера: Дом семи повешенных в Мастерской Петра ФоменкоАлёна Витшас, «Русский блоггер», 2.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Медведь пришел: московских театралов вовсю веселят и чуть-чуть пугаютВлад Васюхин, «Известия», 29.06.2019
- Театральные премьеры июля«The Vanderlust», 28.06.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных»: чёрно-белая комедия о страшномИрина Мишина, «Musecube.org», 25.06.2019
- Режиссер Олег Глушков о «Завещании Чарльза Адамса»Полина Сурнина, «SNC Media», 25.06.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Чайка» по пьесе А. П. Чехова«Ведомости», 5.06.2019
- Шесть театральных событий июня«GQ», 3.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Чайка»«Esquire Weekend», 30.05.2019
- Театральные премьеры июня«The Vanderlust», 30.05.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019