Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега Глушкова
Разносторонний режиссер вместе с художниками Вадимом Волей и Ольгой-Марией Тумаковой (команда нескромно нарекла себя Московским королевским театром) представили на сцене Мастерской Петра Фоменко философскую, сатирическую притчу, изящно завернутую в бродвейский мюзикл.
Кинокритик Дмитрий Барченков — об иронии авторов, поющих совах и связи спектакля как с классикой хоррора, так и с новым фильмом Джима Джармуша.
В постановке Театра мюзикла «Все о Золушке», осуществленной той же командой, есть крайне оптимистичная ария про веру в мечту и прекрасное. Все бы ничего, если бы не исполнял ее «подкаблучный» и несчастный отец главной героини. Такой же иронией полон и эксперимент Олега Глушкова «Гипнос» в Театре «Практика», разрушающий многие законы сценического действия и тем самым откровенно смеющийся над ними. В этом приеме можно обнаружить не только одну из основных черт метода Глушкова – видеть в смешном грустное, а в страшном – веселое, но и связь его творчества с жанром черной комедии. К ней (теперь уже напрямую) режиссер обращается в своей новой работе. Известный сочинитель историй Чарльз Адамс, прототипом которого стал придумавший знаменитую «Семейку Аддамс» художник-карикатурист, на днях скоропостижно скончался. Местный ортодоксальный священник Падре Кшиштоф (Анатолий Горячев) на пару со своим учеником Франтишеком едут неугодного церкви фантазера отпевать. Там их ждет встреча с лукавой вдовой писателя Аделаидой (Полина Айрапетова) и неожиданно нагрянувшей его дочерью от первого брака Луизой. Повествователями в этой истории окажутся четыре яркие совы, которые то и дело начинают запевать о горькой доле живущих на Земле.
Свое авторское высказывание о работе ума художника-сюрреалиста (конечно же, в широком смысле слова) Глушков с коллегами облекают в форму черно-белого фильма, одновременно опирающегося и, к примеру, на классический хоррор Фридриха Мурнау «Носферату, симфония ужаса», и на более поздние черные комедии – ту же «Семейку Аддамс» Барри Зонненфельда или какое-нибудь (подставить нужное) из творений Тима Бертона. Так, семья повешенных из второй части спектакля в основном отчетливо напоминают Аддамсов, а их дед Петер (Андрей Миххалев) – классического Дракулу. Но любопытно то, что, несмотря на черно-белую эстетику (почти все происходящее обесцвечено с помощью специального грима), постановка оказывается скорее созвучной работам Тайки Вайтити и конкретно его «Что мы делаем в тени» (в российском прокате – «Реальные упыри») с их постиронией и схожим коктейлем ужасного и смешного. Там документалисты-любители в течение некоторого времени наблюдали за группой вечноживущих и не всегда здравомыслящих вампиров.
Но вместе с тем создатели спектакля стремятся вести разговор о вещах более проблемных и сложных. Начиная едкой антирелигиозной и «противополицейской» сатирой, на которую отлично работает выбранная ими форма, и заканчивая философской притчей о поиске смысла жизни и роли некого Высшего разума в судьбе каждого, режиссер и художники еще раз напоминают, что мир стремительно движется не в ту сторону. Этим и еще целым рядом постмодернистских находок (отношение персонажей к их создателю, ворох умело разбросанных литературных цитат или абсурдистские летающие тарелки) «Завещание Чарльза Адамса» отчетливо перекликается с новой картиной Джима Джармуша «Мертвые не умирают», основную идею которой можно уместить во фразе «Живые не живут». Но такое созвучие – событие скорее случайное, и тем самым еще больше пугающее своей актуальностью.
Формально же постановка не забывает быть чуть ли не совершенным музыкальным спектаклем. Песни запоминаются, диалоги то и дело заставляют смеяться, а происходящее на сцене технически выверено настолько, что порой думается о возможности конкуренции «Адамса» с масштабными бродвейскими мюзиклами, даже учитывая любимые Глушковым не вписывающиеся в сюжет элементы: в «Гипносе» им был довольно вульгарный обед со зрителями, а здесь, наверное, призванный сорвать овации шотландский танцевальный опус. Все же «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» – безусловно, одно из самых важных событий уходящего сезона, но продолжится ли тенденция осенью – пока неясно. «Синяя синяя птица» Театра Наций, например, проверку временем проходит не очень успешно, но у нового спектакля, ввиду его разнонаправленности, есть все шансы стать непреходящим хитом Мастерской Петра Фоменко.
Источник: Posta Magazine
Кинокритик Дмитрий Барченков — об иронии авторов, поющих совах и связи спектакля как с классикой хоррора, так и с новым фильмом Джима Джармуша.
В постановке Театра мюзикла «Все о Золушке», осуществленной той же командой, есть крайне оптимистичная ария про веру в мечту и прекрасное. Все бы ничего, если бы не исполнял ее «подкаблучный» и несчастный отец главной героини. Такой же иронией полон и эксперимент Олега Глушкова «Гипнос» в Театре «Практика», разрушающий многие законы сценического действия и тем самым откровенно смеющийся над ними. В этом приеме можно обнаружить не только одну из основных черт метода Глушкова – видеть в смешном грустное, а в страшном – веселое, но и связь его творчества с жанром черной комедии. К ней (теперь уже напрямую) режиссер обращается в своей новой работе. Известный сочинитель историй Чарльз Адамс, прототипом которого стал придумавший знаменитую «Семейку Аддамс» художник-карикатурист, на днях скоропостижно скончался. Местный ортодоксальный священник Падре Кшиштоф (Анатолий Горячев) на пару со своим учеником Франтишеком едут неугодного церкви фантазера отпевать. Там их ждет встреча с лукавой вдовой писателя Аделаидой (Полина Айрапетова) и неожиданно нагрянувшей его дочерью от первого брака Луизой. Повествователями в этой истории окажутся четыре яркие совы, которые то и дело начинают запевать о горькой доле живущих на Земле.
Свое авторское высказывание о работе ума художника-сюрреалиста (конечно же, в широком смысле слова) Глушков с коллегами облекают в форму черно-белого фильма, одновременно опирающегося и, к примеру, на классический хоррор Фридриха Мурнау «Носферату, симфония ужаса», и на более поздние черные комедии – ту же «Семейку Аддамс» Барри Зонненфельда или какое-нибудь (подставить нужное) из творений Тима Бертона. Так, семья повешенных из второй части спектакля в основном отчетливо напоминают Аддамсов, а их дед Петер (Андрей Миххалев) – классического Дракулу. Но любопытно то, что, несмотря на черно-белую эстетику (почти все происходящее обесцвечено с помощью специального грима), постановка оказывается скорее созвучной работам Тайки Вайтити и конкретно его «Что мы делаем в тени» (в российском прокате – «Реальные упыри») с их постиронией и схожим коктейлем ужасного и смешного. Там документалисты-любители в течение некоторого времени наблюдали за группой вечноживущих и не всегда здравомыслящих вампиров.
Но вместе с тем создатели спектакля стремятся вести разговор о вещах более проблемных и сложных. Начиная едкой антирелигиозной и «противополицейской» сатирой, на которую отлично работает выбранная ими форма, и заканчивая философской притчей о поиске смысла жизни и роли некого Высшего разума в судьбе каждого, режиссер и художники еще раз напоминают, что мир стремительно движется не в ту сторону. Этим и еще целым рядом постмодернистских находок (отношение персонажей к их создателю, ворох умело разбросанных литературных цитат или абсурдистские летающие тарелки) «Завещание Чарльза Адамса» отчетливо перекликается с новой картиной Джима Джармуша «Мертвые не умирают», основную идею которой можно уместить во фразе «Живые не живут». Но такое созвучие – событие скорее случайное, и тем самым еще больше пугающее своей актуальностью.
Формально же постановка не забывает быть чуть ли не совершенным музыкальным спектаклем. Песни запоминаются, диалоги то и дело заставляют смеяться, а происходящее на сцене технически выверено настолько, что порой думается о возможности конкуренции «Адамса» с масштабными бродвейскими мюзиклами, даже учитывая любимые Глушковым не вписывающиеся в сюжет элементы: в «Гипносе» им был довольно вульгарный обед со зрителями, а здесь, наверное, призванный сорвать овации шотландский танцевальный опус. Все же «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» – безусловно, одно из самых важных событий уходящего сезона, но продолжится ли тенденция осенью – пока неясно. «Синяя синяя птица» Театра Наций, например, проверку временем проходит не очень успешно, но у нового спектакля, ввиду его разнонаправленности, есть все шансы стать непреходящим хитом Мастерской Петра Фоменко.
Источник: Posta Magazine
Дмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Лучшие спектакли, которые можно увидеть в новогодние праздники в МосквеЯна Жиляева, «Forbes Life», 18.12.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» представили спектакль «Путь к сердцу»«Esquire», 17.12.2019
- «Путь к сердцу», или как Мастерская Петра Фоменко рассказала о любвиАндрей Дворецков, «Э-Вести», 16.12.2019
- В Мастерской Петра Фоменко ищут «Путь к сердцу»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 12.12.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» готовят премьеру по новой пьесе Дмитрия ДаниловаМария Францева, «блог журнала Театр», 9.12.2019
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьера в Мастерской Петра Фоменко – спектакль «Махагония»«Серебряный дождь», 2.10.2019
- 9 театральных премьер октябряАнна Аничкова, «GQ», 1.10.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» пройдет премьера спектакля «Махагония»«Esquire», 30.09.2019
- В «Мастерской Фоменко» пьесу Ильи Кормильцева ставят в жанре «катастрофы»Елена Алдашева, «Театр», 28.09.2019
- Совы не то, чем кажутсяАнна Сиротина, «Аэрофлот (бортовой журнал)», 09.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привиденияДарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Страшно-красиво-смешноЛариса Каневская, «Мнение», 7.07.2019
- Это мой город: актер Амбарцум КабанянАнна Бибичадзе, «МосквичMag», 6.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Спектакль «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве 2019: страшно смешноАлександра Кучук, «Комсомольская правда», 2.07.2019
- Страшно красивая премьера: Дом семи повешенных в Мастерской Петра ФоменкоАлёна Витшас, «Русский блоггер», 2.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Медведь пришел: московских театралов вовсю веселят и чуть-чуть пугаютВлад Васюхин, «Известия», 29.06.2019
- Театральные премьеры июля«The Vanderlust», 28.06.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных»: чёрно-белая комедия о страшномИрина Мишина, «Musecube.org», 25.06.2019
- Режиссер Олег Глушков о «Завещании Чарльза Адамса»Полина Сурнина, «SNC Media», 25.06.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Чайка» по пьесе А. П. Чехова«Ведомости», 5.06.2019
- Шесть театральных событий июня«GQ», 3.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Чайка»«Esquire Weekend», 30.05.2019
- Театральные премьеры июня«The Vanderlust», 30.05.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019