В «Мастерской Фоменко» пьесу Ильи Кормильцева ставят в жанре «катастрофы»
Премьера спектакля Фёдора Малышева «Махагония» по пьесе Ильи Кормильцева «Взлёт и падение города М.» пройдёт 30 сентября
Пьеса-антиутопия Ильи Кормильцева написана по мотивам брехтовского либретто к опере Курта Вайля «Возвышение и падение города Махагони». В «Мастерской Петра Фоменко» жанр постановки обозначен как «катастрофа», действие перенесено в сегодняшнюю действительность с переизбытком медиа и виртуальной реальности, а работает над спектаклем молодая команда художников — выпускники одного гитисовского курса Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова режиссёр Фёдор Малышев и сценограф Александра Дашевская. Заняты в спектакле актёры нынешней стажёрской группы «Мастерской Петра Фоменко» (в большинстве — окончившие ГИТИС в 2018 году ученики Олега Кудряшова) за единственным исключением: Анатолий Анциферов — «фоменковский» стажёр предыдущего набора.
На новую стажёрскую группу спектакль и был рассчитан худруком «Мастерской» Евгением Каменьковичем изначально: «Идея возникла „задним числом“: я уехал в Париж и слушал там Джима Моррисона и The Doors, — рассказал режиссёр „Махагонии“ Фёдор Малышев подкасту „180 градусов“. — Позвонил Евгений Борисович Каменькович, сказал: „Пришли стажёры, пять молодых ребят, я вот нашёл пьеску для них — посмотри, может, тебе будет интересно“. Я открываю „пьеску“, а там очень много песен The Doors, — и я подумал: ну, может быть… Потом мы начали углубляться — и вообще отказались и от The Doors, и от каких-то брехтовских штук… В итоге эта работа видоизменялась раза четыре, и, наверное, от оригинала Брехта вообще ничего не осталось, а от Кормильцева осталась канва.
Так как жанр всё равно кабаретно-площадной, то, конечно, я учитывал сегодняшний день (как писал Маяковский про „Мистерию-буфф“, что под каждый век, когда её будут делать, надо чуть-чуть переписывать)… Когда мы думали про то, какой „город“ это может быть, то поняли, что уже не существует такого понятия как „мир“ — есть понятия „youtube“, „шоу“, „телеки“, „подкасты“ и всё такое. Поэтому мы подумали, что образ города — не в каких-то коробках или табличках, где написаны названия, а город — это просто формат существования, в принципе: не обязательно двери, окна, а именно — способ существования. Поэтому ребята говорят немножко как Дудь, немножко как Ургант, песни поются, как в передаче „Голос“, и так далее».
Значимой составляющей спектакля становится визуальное и пространственное решение, которое сочиняла сценограф Александра Дашевская. Спектакль будет идти на Малой сцене Нового здания «Мастерской» — напомним, это нетривиальный театральный зал, где арьерсценой становится многоуровневое фойе театра.
В целом спектакль-притча о Махагонии — «городе удовольствий, где нет места человеческому, духовному, личному, где единственный закон — деньги, а преступление — это их отсутствие» и «самое интимное выставляется на всеобщее обозрение, справедливый суд становится фарсом, а смертная казнь — телевизионным шоу», как анонсируют спектакль в театре, — создавался коллективными усилиями творческой группы. «Сколько спектаклей мы пробовали делать (я же вообще-то не особо режиссёр, я артистом работаю), мы всегда шли от текста, пытались найти какие-то смыслы в нём — да и тексты были наикрутейшие: „Мёртвые души“, „Мастер и Маргарита“ и так далее — что туда особо привносить-то, ты вытащи хотя бы то, что там есть… — рассказывает Фёдор Малышев. — А тут была другая немножко история, потому что это был не мой выбор „ой, я нашёл книжку и начал с ней жить“, а „заказ“ в хорошем смысле этого слова, — и мы много говорили, искали видео, пытались личностно к этому подключиться: я артистов не „застраивал“ с самого начала, хотел, чтобы они сами приносили какие-то свои идеи, мысли по этому поводу, просил, чтобы они сами делали этюды, искали в классической литературе примеры… Потихоньку они меня на что-то провоцировали, я их на что-то провоцировал — и это в первый раз так, потому что обычно я чётко знаю, чего я хочу, вплоть до мизансцены, и пытаюсь людей как-то под это дело „подставить“…».
Несмотря на то, что выбор пьесы для режиссёра оказался «заказом», очевидно, что новый спектакль продолжит смысловую линию уже осуществлённых постановок: антиутопический сюжет «возвышения и падения» был задан ещё в первой режиссёрской работе Малышева «Смешной человек» по Достоевскому. Неслучайно в «Махагонии» по инициативе режиссёра возникли и текстовые дополнения из того же Достоевского (размышления Петра Верховенского из «Бесов»), а также из текстов Евгения Шварца.
Примечательно, что при этом постановка оказалась по сути «юбилейной»: за четыре дня до премьеры спектакля, 26 сентября, исполнилось 60 лет со дня рождения автора пьесы. Напомним, Илья Кормильцев (1959-2007) — поэт, прозаик, переводчик, основной автор текстов песен группы «Наутилус Помпилиус».
Источник: «Театр»
На новую стажёрскую группу спектакль и был рассчитан худруком «Мастерской» Евгением Каменьковичем изначально: «Идея возникла „задним числом“: я уехал в Париж и слушал там Джима Моррисона и The Doors, — рассказал режиссёр „Махагонии“ Фёдор Малышев подкасту „180 градусов“. — Позвонил Евгений Борисович Каменькович, сказал: „Пришли стажёры, пять молодых ребят, я вот нашёл пьеску для них — посмотри, может, тебе будет интересно“. Я открываю „пьеску“, а там очень много песен The Doors, — и я подумал: ну, может быть… Потом мы начали углубляться — и вообще отказались и от The Doors, и от каких-то брехтовских штук… В итоге эта работа видоизменялась раза четыре, и, наверное, от оригинала Брехта вообще ничего не осталось, а от Кормильцева осталась канва.
Так как жанр всё равно кабаретно-площадной, то, конечно, я учитывал сегодняшний день (как писал Маяковский про „Мистерию-буфф“, что под каждый век, когда её будут делать, надо чуть-чуть переписывать)… Когда мы думали про то, какой „город“ это может быть, то поняли, что уже не существует такого понятия как „мир“ — есть понятия „youtube“, „шоу“, „телеки“, „подкасты“ и всё такое. Поэтому мы подумали, что образ города — не в каких-то коробках или табличках, где написаны названия, а город — это просто формат существования, в принципе: не обязательно двери, окна, а именно — способ существования. Поэтому ребята говорят немножко как Дудь, немножко как Ургант, песни поются, как в передаче „Голос“, и так далее».
Значимой составляющей спектакля становится визуальное и пространственное решение, которое сочиняла сценограф Александра Дашевская. Спектакль будет идти на Малой сцене Нового здания «Мастерской» — напомним, это нетривиальный театральный зал, где арьерсценой становится многоуровневое фойе театра.
В целом спектакль-притча о Махагонии — «городе удовольствий, где нет места человеческому, духовному, личному, где единственный закон — деньги, а преступление — это их отсутствие» и «самое интимное выставляется на всеобщее обозрение, справедливый суд становится фарсом, а смертная казнь — телевизионным шоу», как анонсируют спектакль в театре, — создавался коллективными усилиями творческой группы. «Сколько спектаклей мы пробовали делать (я же вообще-то не особо режиссёр, я артистом работаю), мы всегда шли от текста, пытались найти какие-то смыслы в нём — да и тексты были наикрутейшие: „Мёртвые души“, „Мастер и Маргарита“ и так далее — что туда особо привносить-то, ты вытащи хотя бы то, что там есть… — рассказывает Фёдор Малышев. — А тут была другая немножко история, потому что это был не мой выбор „ой, я нашёл книжку и начал с ней жить“, а „заказ“ в хорошем смысле этого слова, — и мы много говорили, искали видео, пытались личностно к этому подключиться: я артистов не „застраивал“ с самого начала, хотел, чтобы они сами приносили какие-то свои идеи, мысли по этому поводу, просил, чтобы они сами делали этюды, искали в классической литературе примеры… Потихоньку они меня на что-то провоцировали, я их на что-то провоцировал — и это в первый раз так, потому что обычно я чётко знаю, чего я хочу, вплоть до мизансцены, и пытаюсь людей как-то под это дело „подставить“…».
Несмотря на то, что выбор пьесы для режиссёра оказался «заказом», очевидно, что новый спектакль продолжит смысловую линию уже осуществлённых постановок: антиутопический сюжет «возвышения и падения» был задан ещё в первой режиссёрской работе Малышева «Смешной человек» по Достоевскому. Неслучайно в «Махагонии» по инициативе режиссёра возникли и текстовые дополнения из того же Достоевского (размышления Петра Верховенского из «Бесов»), а также из текстов Евгения Шварца.
Примечательно, что при этом постановка оказалась по сути «юбилейной»: за четыре дня до премьеры спектакля, 26 сентября, исполнилось 60 лет со дня рождения автора пьесы. Напомним, Илья Кормильцев (1959-2007) — поэт, прозаик, переводчик, основной автор текстов песен группы «Наутилус Помпилиус».
Источник: «Театр»
Елена Алдашева, «Театр», 28.09.2019
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Лучшие спектакли, которые можно увидеть в новогодние праздники в МосквеЯна Жиляева, «Forbes Life», 18.12.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» представили спектакль «Путь к сердцу»«Esquire», 17.12.2019
- «Путь к сердцу», или как Мастерская Петра Фоменко рассказала о любвиАндрей Дворецков, «Э-Вести», 16.12.2019
- В Мастерской Петра Фоменко ищут «Путь к сердцу»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 12.12.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» готовят премьеру по новой пьесе Дмитрия ДаниловаМария Францева, «блог журнала Театр», 9.12.2019
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьера в Мастерской Петра Фоменко – спектакль «Махагония»«Серебряный дождь», 2.10.2019
- 9 театральных премьер октябряАнна Аничкова, «GQ», 1.10.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» пройдет премьера спектакля «Махагония»«Esquire», 30.09.2019
- В «Мастерской Фоменко» пьесу Ильи Кормильцева ставят в жанре «катастрофы»Елена Алдашева, «Театр», 28.09.2019
- Совы не то, чем кажутсяАнна Сиротина, «Аэрофлот (бортовой журнал)», 09.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привиденияДарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Страшно-красиво-смешноЛариса Каневская, «Мнение», 7.07.2019
- Это мой город: актер Амбарцум КабанянАнна Бибичадзе, «МосквичMag», 6.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Спектакль «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве 2019: страшно смешноАлександра Кучук, «Комсомольская правда», 2.07.2019
- Страшно красивая премьера: Дом семи повешенных в Мастерской Петра ФоменкоАлёна Витшас, «Русский блоггер», 2.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Медведь пришел: московских театралов вовсю веселят и чуть-чуть пугаютВлад Васюхин, «Известия», 29.06.2019
- Театральные премьеры июля«The Vanderlust», 28.06.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных»: чёрно-белая комедия о страшномИрина Мишина, «Musecube.org», 25.06.2019
- Режиссер Олег Глушков о «Завещании Чарльза Адамса»Полина Сурнина, «SNC Media», 25.06.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Чайка» по пьесе А. П. Чехова«Ведомости», 5.06.2019
- Шесть театральных событий июня«GQ», 3.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Чайка»«Esquire Weekend», 30.05.2019
- Театральные премьеры июня«The Vanderlust», 30.05.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019