Наслаждение, которое мы заслужили
Ибо кто есть представитель закона,
если не человек, который тоже
страшится смерти и жаждет наслаждения?
(фраза из спектакля)
Илья Кормильцев, автор текстов «Наутилус-Помпилиус», написал пьесу по мотивам либретто к немецкой опере, а Федор Малышев, режиссер спектакля, постарался передать свой страх за то, куда катится этот безумный, безумный мир, и падают в пропасть человеческие души.
«Расцвет и падение города Махагони» (нем. Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny) – оригинальная опера немецкого композитора Курта Вайля на либретто немецкого драматурга и поэта Бертольта Брехта, которая создавалась с 1927 по 1929 годы. «Цинично-безумное государство» – так Брехт обозначил определенный период в Германии, жителем которой являлся.
В «Примечаниях к опере» Брехт писал, что для сочинения избран нереальный сюжет, однако в современном спектакле не создается такого ощущения. Все, что мы видим на сцене, происходит с каждым из нас и в обществе довольно давно. Анархия послевоенной Германии находит свое зеркальное отражение и в современных попытках изменить власть, и в бунте каждого Джокера, и в волнах протеста молодых ребят, которые хотят жить в счастливой стране и не бояться за своих детей и родителей.
«Эксперимент эпической оперы» Брехта обернулся «катастрофой» – именно так назвали жанр сами создатели спектакля. О чем спектакль?
Фёдор Малышев: «Спектакль о том, что человечество идет по какому-то очень страшному пути, не только в социальном или государственном, а именно в человеческом, происходят страшные вещи внутри души человеческой. Надо это понимать, и с этим бороться».
Пока же парням бороться приходится только со своим мироощущением, поскольку мир идет по этому пути уже довольно давно. И миру все равно, в нем происходят свои законы. Но среди человечества вдруг там и тут «просыпаются» отдельно взятые личности, которых так и тянет назвать «пробудившиеся». Пробудившиеся в сознании и, возможно, нашедшие себя на дороге жизни. Добро пожаловать в клуб, господа. Прошу на сцену, микрофон ваш.
В спектакле, который больше напоминает грубую нарезку дешевого реалити-шоу, чем спектакль-размышление, нет никого старше 25, и это накладывает свой отпечаток. Вы готовы погрузиться в мир того, кто пришел после вас и уйдет позже? Тогда пристегните ремни и не забудьте надеть кислородные маски.
Мы научились делать диджитал-лигалайз всего, что только может придти в голову. Но так и не научились связывать одно с другим. Мысли в спектакле скачут из века в век, из религии в бизнес и обратно. Из всего этого кошмара в голове остается единственная мысль, которая оставляет уважение к потенциалу молодых создателей, постаравшихся что-то донести до публики, так, как могут. Мысль эта: попытка была неплоха.
Между реплик читается ярчайший страх. Страх за будущее; за будущую жизнь, за будущее детей, за будущее человечества. Человек – удивительно адаптивное создание. Он выживет в любом обществе, если его не будут методично и регулярно уничтожать. Но природа общества регулярно заводит сама себя в такой лабиринт, что обществу приходится уничтожать себя самостоятельно. Отчасти это и раскрыто в спектакле, осознанно или не до конца – неясно.
На сцене много грязи, словно на сцену изрыгнули все непереработанные политические и заплесневелые сгустки слизи, непереваренные мысли, чтобы очистить нутро от того, что очень сильно тяготит. Но среди революционных идей всех времен есть глубокие мысли, которые помогают скатиться до самого дна вместе с нагнетающей сумрак лавиной мышления, от которой не скрыться. То природная, экологически обоснованная лавина, в схождении которой и умереть не страшно, а даже красиво и как-то важно, что ли.
А здесь никакой лавиной и не пахнет, зато пованивает подгнившими трупами, и брызжет ржавая вода из крана. Знаете, как бывает, когда отвинчиваешь вентиль, а в ответ сердито взрывается и булькает хриплая пустота, изрыгая проклятия. Воду давно отключили. Можете выкинуть кислородные маски, они вам больше не понадобятся.
Мы увидели только одну сторону этой бездушной машины. Зачем? Чтобы посмотреть на нее со стороны? Изменится ли что-нибудь после просмотра? Сити, который используется как яркий артефакт: сердце «катастрофы» и геенна огненная как стоял, так и будет стоять. Молодых парней и девчонок, законодателей онлайн-бизнеса и инстаграм-селебрити как пускали туда жить, чтобы они работали лицом Сити, так и будут пускать. Эта культура только набирает обороты.
Махагония, в которой отчетливо узнаются резкие скулы бизнеса и циничные черты нашей столицы, стелет вам деньги под ноги буквально пачками. Об этом напомнят долларовые бумажки, по которым вы же сами и пойдете, наступая на них ногами. Что вы ощущаете при этом шествии? Ужас? Страх? Пиршество духа? Успех? У каждого своя Махагония.
Выходя из тетра на свежий воздух задумайтесь лучше о том, что на фоне этого ада еще много лет будет стоять здание театра Фоменко – пристанище заблудших в городе-катастрофе душ, где можно присесть на стул, облокотиться на спинку и задуматься на два часа о важном. О важном, существенном и способном действительно что-то изменить.
«Если есть какая-то надежда, то только на молодых людей, которые будут об этом думать, будут чувствовать и прорывать действительность», рассказывает режиссер спектакля.
Есть в этом более глубокий и вечный смысл (вы)рождения из старой дряхлой шкурки нового, чистого, уникального. Истиной красоты, возможно более жестокой, чем раньше. Потому что рождение нового всегда происходит через смерть старого. Условие смены поколений и перехода общества из одного состояния в другое, через агонию. Но, как сказано в Библии вашими устами: деньги способны творить чудеса…
– Бегби, а это спасет нас от задницы?
– Какой задницы, Хиггинс?
Попытки переизбрать, вычистить и улучшить общество всегда были и всегда будут, так диктуют законы развития. Революции и восстания есть лакмусовая бумажка нарастающего и накопленного опыта внутри социальной группы. И в современном обществе давно зреет протуберанец, который однажды должен будет взорваться на поверхности солнца. Но, как завещал когда-то Илья Кормильцев в книге «Никто из ниоткуда»: «Мысль, что все можно изменить какой-то революцией, восстанием, это глупость… Поле боя в конечном счете – сам человек. Должен быть изменен сам человек».
Источник: Русский блоггер
если не человек, который тоже
страшится смерти и жаждет наслаждения?
(фраза из спектакля)
Илья Кормильцев, автор текстов «Наутилус-Помпилиус», написал пьесу по мотивам либретто к немецкой опере, а Федор Малышев, режиссер спектакля, постарался передать свой страх за то, куда катится этот безумный, безумный мир, и падают в пропасть человеческие души.
«Расцвет и падение города Махагони» (нем. Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny) – оригинальная опера немецкого композитора Курта Вайля на либретто немецкого драматурга и поэта Бертольта Брехта, которая создавалась с 1927 по 1929 годы. «Цинично-безумное государство» – так Брехт обозначил определенный период в Германии, жителем которой являлся.
В «Примечаниях к опере» Брехт писал, что для сочинения избран нереальный сюжет, однако в современном спектакле не создается такого ощущения. Все, что мы видим на сцене, происходит с каждым из нас и в обществе довольно давно. Анархия послевоенной Германии находит свое зеркальное отражение и в современных попытках изменить власть, и в бунте каждого Джокера, и в волнах протеста молодых ребят, которые хотят жить в счастливой стране и не бояться за своих детей и родителей.
«Эксперимент эпической оперы» Брехта обернулся «катастрофой» – именно так назвали жанр сами создатели спектакля. О чем спектакль?
Фёдор Малышев: «Спектакль о том, что человечество идет по какому-то очень страшному пути, не только в социальном или государственном, а именно в человеческом, происходят страшные вещи внутри души человеческой. Надо это понимать, и с этим бороться».
Пока же парням бороться приходится только со своим мироощущением, поскольку мир идет по этому пути уже довольно давно. И миру все равно, в нем происходят свои законы. Но среди человечества вдруг там и тут «просыпаются» отдельно взятые личности, которых так и тянет назвать «пробудившиеся». Пробудившиеся в сознании и, возможно, нашедшие себя на дороге жизни. Добро пожаловать в клуб, господа. Прошу на сцену, микрофон ваш.
В спектакле, который больше напоминает грубую нарезку дешевого реалити-шоу, чем спектакль-размышление, нет никого старше 25, и это накладывает свой отпечаток. Вы готовы погрузиться в мир того, кто пришел после вас и уйдет позже? Тогда пристегните ремни и не забудьте надеть кислородные маски.
Мы научились делать диджитал-лигалайз всего, что только может придти в голову. Но так и не научились связывать одно с другим. Мысли в спектакле скачут из века в век, из религии в бизнес и обратно. Из всего этого кошмара в голове остается единственная мысль, которая оставляет уважение к потенциалу молодых создателей, постаравшихся что-то донести до публики, так, как могут. Мысль эта: попытка была неплоха.
Между реплик читается ярчайший страх. Страх за будущее; за будущую жизнь, за будущее детей, за будущее человечества. Человек – удивительно адаптивное создание. Он выживет в любом обществе, если его не будут методично и регулярно уничтожать. Но природа общества регулярно заводит сама себя в такой лабиринт, что обществу приходится уничтожать себя самостоятельно. Отчасти это и раскрыто в спектакле, осознанно или не до конца – неясно.
На сцене много грязи, словно на сцену изрыгнули все непереработанные политические и заплесневелые сгустки слизи, непереваренные мысли, чтобы очистить нутро от того, что очень сильно тяготит. Но среди революционных идей всех времен есть глубокие мысли, которые помогают скатиться до самого дна вместе с нагнетающей сумрак лавиной мышления, от которой не скрыться. То природная, экологически обоснованная лавина, в схождении которой и умереть не страшно, а даже красиво и как-то важно, что ли.
А здесь никакой лавиной и не пахнет, зато пованивает подгнившими трупами, и брызжет ржавая вода из крана. Знаете, как бывает, когда отвинчиваешь вентиль, а в ответ сердито взрывается и булькает хриплая пустота, изрыгая проклятия. Воду давно отключили. Можете выкинуть кислородные маски, они вам больше не понадобятся.
Мы увидели только одну сторону этой бездушной машины. Зачем? Чтобы посмотреть на нее со стороны? Изменится ли что-нибудь после просмотра? Сити, который используется как яркий артефакт: сердце «катастрофы» и геенна огненная как стоял, так и будет стоять. Молодых парней и девчонок, законодателей онлайн-бизнеса и инстаграм-селебрити как пускали туда жить, чтобы они работали лицом Сити, так и будут пускать. Эта культура только набирает обороты.
Махагония, в которой отчетливо узнаются резкие скулы бизнеса и циничные черты нашей столицы, стелет вам деньги под ноги буквально пачками. Об этом напомнят долларовые бумажки, по которым вы же сами и пойдете, наступая на них ногами. Что вы ощущаете при этом шествии? Ужас? Страх? Пиршество духа? Успех? У каждого своя Махагония.
Выходя из тетра на свежий воздух задумайтесь лучше о том, что на фоне этого ада еще много лет будет стоять здание театра Фоменко – пристанище заблудших в городе-катастрофе душ, где можно присесть на стул, облокотиться на спинку и задуматься на два часа о важном. О важном, существенном и способном действительно что-то изменить.
«Если есть какая-то надежда, то только на молодых людей, которые будут об этом думать, будут чувствовать и прорывать действительность», рассказывает режиссер спектакля.
Есть в этом более глубокий и вечный смысл (вы)рождения из старой дряхлой шкурки нового, чистого, уникального. Истиной красоты, возможно более жестокой, чем раньше. Потому что рождение нового всегда происходит через смерть старого. Условие смены поколений и перехода общества из одного состояния в другое, через агонию. Но, как сказано в Библии вашими устами: деньги способны творить чудеса…
– Бегби, а это спасет нас от задницы?
– Какой задницы, Хиггинс?
Попытки переизбрать, вычистить и улучшить общество всегда были и всегда будут, так диктуют законы развития. Революции и восстания есть лакмусовая бумажка нарастающего и накопленного опыта внутри социальной группы. И в современном обществе давно зреет протуберанец, который однажды должен будет взорваться на поверхности солнца. Но, как завещал когда-то Илья Кормильцев в книге «Никто из ниоткуда»: «Мысль, что все можно изменить какой-то революцией, восстанием, это глупость… Поле боя в конечном счете – сам человек. Должен быть изменен сам человек».
Источник: Русский блоггер
Алёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Лучшие спектакли, которые можно увидеть в новогодние праздники в МосквеЯна Жиляева, «Forbes Life», 18.12.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» представили спектакль «Путь к сердцу»«Esquire», 17.12.2019
- «Путь к сердцу», или как Мастерская Петра Фоменко рассказала о любвиАндрей Дворецков, «Э-Вести», 16.12.2019
- В Мастерской Петра Фоменко ищут «Путь к сердцу»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 12.12.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» готовят премьеру по новой пьесе Дмитрия ДаниловаМария Францева, «блог журнала Театр», 9.12.2019
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьера в Мастерской Петра Фоменко – спектакль «Махагония»«Серебряный дождь», 2.10.2019
- 9 театральных премьер октябряАнна Аничкова, «GQ», 1.10.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» пройдет премьера спектакля «Махагония»«Esquire», 30.09.2019
- В «Мастерской Фоменко» пьесу Ильи Кормильцева ставят в жанре «катастрофы»Елена Алдашева, «Театр», 28.09.2019
- Совы не то, чем кажутсяАнна Сиротина, «Аэрофлот (бортовой журнал)», 09.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привиденияДарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Страшно-красиво-смешноЛариса Каневская, «Мнение», 7.07.2019
- Это мой город: актер Амбарцум КабанянАнна Бибичадзе, «МосквичMag», 6.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Спектакль «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве 2019: страшно смешноАлександра Кучук, «Комсомольская правда», 2.07.2019
- Страшно красивая премьера: Дом семи повешенных в Мастерской Петра ФоменкоАлёна Витшас, «Русский блоггер», 2.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Медведь пришел: московских театралов вовсю веселят и чуть-чуть пугаютВлад Васюхин, «Известия», 29.06.2019
- Театральные премьеры июля«The Vanderlust», 28.06.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных»: чёрно-белая комедия о страшномИрина Мишина, «Musecube.org», 25.06.2019
- Режиссер Олег Глушков о «Завещании Чарльза Адамса»Полина Сурнина, «SNC Media», 25.06.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Чайка» по пьесе А. П. Чехова«Ведомости», 5.06.2019
- Шесть театральных событий июня«GQ», 3.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Чайка»«Esquire Weekend», 30.05.2019
- Театральные премьеры июня«The Vanderlust», 30.05.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019