Довели до абсурда
13 декабря на малой сцене мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Счастливые дни» по одноименной пьесе Сэмюэля Бэккета. Эта абсурдистская драма 1960 года не утратила своей актуальности и по нынешний день. Постановка Веры Камышниковой приобрела лишь несколько осовремененных и ярких деталей.
Первое, что привлекает внимание – это минимализм в декорациях. На мизансцене – груда запыленных картонных коробок. Гаснет свет, и действие начинается с пронзительного звонка, который будит главную героиню – женщину лет пятидесяти по имени Винни (Ксения Кутепова). Рассеянно оглядываясь и чихая от поднявшейся пыли, она начинает свой день с привычных рутинных действий. Винни обездвижена, и посреди коробок видна зрителям только по пояс (это ремарка самого Бэккета, в его пьесе она увязла в земле).
Из каждодневных радостей главной героини – общение с молчаливым мужем Вилли (Иван Верховых), который редко отвечает супруге и еще реже предстает перед зрителями. Иногда он читает новости вслух или напевает мелодии, но в основном спит.
Еще Винни очень любит свою большую сумку, из которой подчас достает самые неожиданные предметы. Например, «Браунинг» или пояс для чулок. Несмотря на свою обездвиженность и однообразное течение времени, Винни не унывает. Каждое утро она встречает с улыбкой, благодарственной молитвой и неизменным возгласом: «Какой сегодня счастливый день!» В течение спектакля она то цитирует классиков, то заразительно рассмеется, то горько расплачется, делясь с мужем и зрителем своими мечтами и воспоминаниями. Но при этом отчаянно боится однажды сойти с ума или не услышать Вилли. Так и проходит ее жизнь, от звонка к пробуждению до вечернего звонка ко сну.
Следует отметить изумительную игру Ксении Кутеповой. Практически все время на сцене она проводит в одиночестве, мастерски удерживая динамику. Может, в пьесе и указан возраст Винни, но в исполнении Ксении она помолодела лет на десять. Она ярче, смешливее, в чем-то легкомысленнее. И хотя героиня по сюжету обращается к благоверному супругу, на самом деле это единоличное взаимодействие со зрителем через монолог.
Сэмюэль Беккет считается основоположником театра абсурда, поэтому не стоит пытаться уследить за логикой повествования, она сама проявится в канве действия.
В финальных сценах спектакля из-за коробок выглядывает уже одна голова Винни, но при этом героиня по-прежнему полна энергии и жизнерадостности. Почему в спектакле задействованы именно коробки? По мнению режиссера Веры Камышниковой, именно они лучше всего символизируют человеческую память. Они могут хранить прекрасные воспоминания, но чем больше их становится, тем меньше остается пространства для событий в настоящем времени. Так, у одиноких героев пьесы, чья жизнь приближается к закату, каждый день ничем не отличается от предыдущего. И все чаще они обращаются к своим пыльным антресолям, чтобы перебрать в коробках драгоценные моменты из прошлого. Но даже умирая, они наполнены счастьем и благодарностью за каждый прожитый день.
Источник: Musecube
Первое, что привлекает внимание – это минимализм в декорациях. На мизансцене – груда запыленных картонных коробок. Гаснет свет, и действие начинается с пронзительного звонка, который будит главную героиню – женщину лет пятидесяти по имени Винни (Ксения Кутепова). Рассеянно оглядываясь и чихая от поднявшейся пыли, она начинает свой день с привычных рутинных действий. Винни обездвижена, и посреди коробок видна зрителям только по пояс (это ремарка самого Бэккета, в его пьесе она увязла в земле).
Из каждодневных радостей главной героини – общение с молчаливым мужем Вилли (Иван Верховых), который редко отвечает супруге и еще реже предстает перед зрителями. Иногда он читает новости вслух или напевает мелодии, но в основном спит.
Еще Винни очень любит свою большую сумку, из которой подчас достает самые неожиданные предметы. Например, «Браунинг» или пояс для чулок. Несмотря на свою обездвиженность и однообразное течение времени, Винни не унывает. Каждое утро она встречает с улыбкой, благодарственной молитвой и неизменным возгласом: «Какой сегодня счастливый день!» В течение спектакля она то цитирует классиков, то заразительно рассмеется, то горько расплачется, делясь с мужем и зрителем своими мечтами и воспоминаниями. Но при этом отчаянно боится однажды сойти с ума или не услышать Вилли. Так и проходит ее жизнь, от звонка к пробуждению до вечернего звонка ко сну.
Следует отметить изумительную игру Ксении Кутеповой. Практически все время на сцене она проводит в одиночестве, мастерски удерживая динамику. Может, в пьесе и указан возраст Винни, но в исполнении Ксении она помолодела лет на десять. Она ярче, смешливее, в чем-то легкомысленнее. И хотя героиня по сюжету обращается к благоверному супругу, на самом деле это единоличное взаимодействие со зрителем через монолог.
Сэмюэль Беккет считается основоположником театра абсурда, поэтому не стоит пытаться уследить за логикой повествования, она сама проявится в канве действия.
В финальных сценах спектакля из-за коробок выглядывает уже одна голова Винни, но при этом героиня по-прежнему полна энергии и жизнерадостности. Почему в спектакле задействованы именно коробки? По мнению режиссера Веры Камышниковой, именно они лучше всего символизируют человеческую память. Они могут хранить прекрасные воспоминания, но чем больше их становится, тем меньше остается пространства для событий в настоящем времени. Так, у одиноких героев пьесы, чья жизнь приближается к закату, каждый день ничем не отличается от предыдущего. И все чаще они обращаются к своим пыльным антресолям, чтобы перебрать в коробках драгоценные моменты из прошлого. Но даже умирая, они наполнены счастьем и благодарностью за каждый прожитый день.
Источник: Musecube
Лилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Лучшие спектакли, которые можно увидеть в новогодние праздники в МосквеЯна Жиляева, «Forbes Life», 18.12.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» представили спектакль «Путь к сердцу»«Esquire», 17.12.2019
- «Путь к сердцу», или как Мастерская Петра Фоменко рассказала о любвиАндрей Дворецков, «Э-Вести», 16.12.2019
- В Мастерской Петра Фоменко ищут «Путь к сердцу»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 12.12.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» готовят премьеру по новой пьесе Дмитрия ДаниловаМария Францева, «блог журнала Театр», 9.12.2019
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьера в Мастерской Петра Фоменко – спектакль «Махагония»«Серебряный дождь», 2.10.2019
- 9 театральных премьер октябряАнна Аничкова, «GQ», 1.10.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» пройдет премьера спектакля «Махагония»«Esquire», 30.09.2019
- В «Мастерской Фоменко» пьесу Ильи Кормильцева ставят в жанре «катастрофы»Елена Алдашева, «Театр», 28.09.2019
- Совы не то, чем кажутсяАнна Сиротина, «Аэрофлот (бортовой журнал)», 09.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привиденияДарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Страшно-красиво-смешноЛариса Каневская, «Мнение», 7.07.2019
- Это мой город: актер Амбарцум КабанянАнна Бибичадзе, «МосквичMag», 6.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Спектакль «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве 2019: страшно смешноАлександра Кучук, «Комсомольская правда», 2.07.2019
- Страшно красивая премьера: Дом семи повешенных в Мастерской Петра ФоменкоАлёна Витшас, «Русский блоггер», 2.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Медведь пришел: московских театралов вовсю веселят и чуть-чуть пугаютВлад Васюхин, «Известия», 29.06.2019
- Театральные премьеры июля«The Vanderlust», 28.06.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных»: чёрно-белая комедия о страшномИрина Мишина, «Musecube.org», 25.06.2019
- Режиссер Олег Глушков о «Завещании Чарльза Адамса»Полина Сурнина, «SNC Media», 25.06.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Чайка» по пьесе А. П. Чехова«Ведомости», 5.06.2019
- Шесть театральных событий июня«GQ», 3.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Чайка»«Esquire Weekend», 30.05.2019
- Театральные премьеры июня«The Vanderlust», 30.05.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019