В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу Рощина
«Седьмой подвиг Геракла» по пьесе Михаила Рощина в постановке худрука «Мастерской» станет четвёртой премьерой премьерой нынешнего сезона — и первой, выходящей на большой сцене театра.
«Седьмой подвиг Геракла» — первая пьеса Михаила Рощина, написанная в 1963 году. История о стране «авгиевых конюшен», жители которой по воле богини лжи Аты убеждены, что живут в процветающем государстве, воспринималась изначально и читается по сей день в контексте «шестидесятнического» мировосприятия, ставящего этическое начало в искусстве вровень, а зачастую и выше сугубо эстетического. Прозрачность аллегории «мифологического» сюжета сделала пьесу неподцензурной: в момент появления «Седьмого подвига Геракла» им заинтересовались несколько режиссёров, в том числе Олег Ефремов, который хотел поставить дебютную комедию Рощина на сцене «Современника», однако этот замысел не осуществился — именно по причине очевидной «антисоветской» направленности пьесы. Текст «Седьмого подвига…» ходил в списках вплоть до «перестроечных» времён, когда в 1987 году пьеса была опубликована в журнале ТЕАТР. , а спустя год впервые поставлена во всех смыслах следующим поколением: спустя четверть века после написания «Седьмого подвига…» постановку осуществил Михаил Ефремов в «Современнике-2».
В «Мастерской Петра Фоменко» жанровым определением «Седьмого подвига Геракла» становится «старомодная комедия»: ироничная формула не только отсылает к известной пьесе другой знаковой фигуры советской драматургии, Алексея Арбузова, но и обозначает принцип восприятия текста, написанного более полувека назад, временную и стилистическую дистанцию, возводимую в принцип. При этом создатели спектакля настаивают на злободневности и не утраченной актуальности текста если не на уровне формы, то на уровне содержания, конфликта, той этической составляющей, которая была значимой для «старомодных» «шестидесятников» (в некрологе ушедшему в 2010 году Рощину Марина Давыдова писала: «Как многие представители его поколения, он верил, что литература — это не просто чёрные знаки на белом листе, но нечто могущее изменить и меняющее нашу жизнь. Что писатель должен не только сочинять, он должен неустанно вычищать авгиевы конюшни — своей страны, своей души. Он воспринимал творчество как седьмой подвиг Геракла»).
Что же касается эстетической составляющей, то «фоменковская» аннотация выбирает для её характеристики цитату из самого Рощина: «…Теперь я думаю, что „Геракл“ во многом был навеян Ануем, Ионеско, но всё же более всего, конечно, тем временем, когда романтический порыв и вера в добро схватились с ложью и хитростью, и схватка была в той стадии, когда ещё неизвестно, чья возьмёт. Лишь через несколько лет я узнал, что примерно в ту же пору писал своего „Геракла“ Дюрренматт».
Как и в предыдущей премьере Каменьковича, спектакле «Король Лир», в «Седьмом подвиге Геракла» будут заняты артисты всех поколений театра — в частности, Геракла сыграет Никита Тюнин, Тезея — Амбарцум Кабанян, а «богиню лжи и обмана» Ату — Мария Большова. Вместе с режиссёром над созданием спектакля работали автор стихов и музыки Герман Бескедов, сценограф Мария Митрофанова, художник по костюмам Мария Боровская и художник по свету Владислав Фролов.
Источник: «Театр.»
«Седьмой подвиг Геракла» — первая пьеса Михаила Рощина, написанная в 1963 году. История о стране «авгиевых конюшен», жители которой по воле богини лжи Аты убеждены, что живут в процветающем государстве, воспринималась изначально и читается по сей день в контексте «шестидесятнического» мировосприятия, ставящего этическое начало в искусстве вровень, а зачастую и выше сугубо эстетического. Прозрачность аллегории «мифологического» сюжета сделала пьесу неподцензурной: в момент появления «Седьмого подвига Геракла» им заинтересовались несколько режиссёров, в том числе Олег Ефремов, который хотел поставить дебютную комедию Рощина на сцене «Современника», однако этот замысел не осуществился — именно по причине очевидной «антисоветской» направленности пьесы. Текст «Седьмого подвига…» ходил в списках вплоть до «перестроечных» времён, когда в 1987 году пьеса была опубликована в журнале ТЕАТР. , а спустя год впервые поставлена во всех смыслах следующим поколением: спустя четверть века после написания «Седьмого подвига…» постановку осуществил Михаил Ефремов в «Современнике-2».
В «Мастерской Петра Фоменко» жанровым определением «Седьмого подвига Геракла» становится «старомодная комедия»: ироничная формула не только отсылает к известной пьесе другой знаковой фигуры советской драматургии, Алексея Арбузова, но и обозначает принцип восприятия текста, написанного более полувека назад, временную и стилистическую дистанцию, возводимую в принцип. При этом создатели спектакля настаивают на злободневности и не утраченной актуальности текста если не на уровне формы, то на уровне содержания, конфликта, той этической составляющей, которая была значимой для «старомодных» «шестидесятников» (в некрологе ушедшему в 2010 году Рощину Марина Давыдова писала: «Как многие представители его поколения, он верил, что литература — это не просто чёрные знаки на белом листе, но нечто могущее изменить и меняющее нашу жизнь. Что писатель должен не только сочинять, он должен неустанно вычищать авгиевы конюшни — своей страны, своей души. Он воспринимал творчество как седьмой подвиг Геракла»).
Что же касается эстетической составляющей, то «фоменковская» аннотация выбирает для её характеристики цитату из самого Рощина: «…Теперь я думаю, что „Геракл“ во многом был навеян Ануем, Ионеско, но всё же более всего, конечно, тем временем, когда романтический порыв и вера в добро схватились с ложью и хитростью, и схватка была в той стадии, когда ещё неизвестно, чья возьмёт. Лишь через несколько лет я узнал, что примерно в ту же пору писал своего „Геракла“ Дюрренматт».
Как и в предыдущей премьере Каменьковича, спектакле «Король Лир», в «Седьмом подвиге Геракла» будут заняты артисты всех поколений театра — в частности, Геракла сыграет Никита Тюнин, Тезея — Амбарцум Кабанян, а «богиню лжи и обмана» Ату — Мария Большова. Вместе с режиссёром над созданием спектакля работали автор стихов и музыки Герман Бескедов, сценограф Мария Митрофанова, художник по костюмам Мария Боровская и художник по свету Владислав Фролов.
Источник: «Театр.»
Елена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов»Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль «1000 и 1 ночь»«Esquire», 1.10.2020
- Культповестка. Что делать в Москве в октябре«Коммерсант. Стиль», 1.10.2020
- Театральные премьеры октября«The Vanderlust», 30.09.2020
- «Горбачев», «Нэнси» и другие: 5 ярких спектаклей октябряАнтонина Шевченко, «TimeOute», 30.09.2020
- В «Мастерской Петра Фоменко» покажут «1000 и 1 ночь» — дебютную постановку Полины Агуреевой«The Village», 30.09.2020
- Театральные премьеры октября«The Vanderlust», 30.09.2020
- Заполняемость залов в театрах увеличат до 70% с середины сентября«Business FM», 3.09.2020
- Старый спектакль в новой реальности. «Мастерская Петра Фоменко» открыла сезон после пяти месяцев простояАлександра Сидорова, «Business FM», 6.08.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- «Боюсь, что автор утрачивает право на свое произведение, как только выпускает его из рук»Екатерина Бирюкова, «Colta.ru», 13.07.2020
- Мария Большова: «Чем ты ярче как личность, тем объемнее могут прозвучать определенные роли»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 07.2020
- Теплые бабушки, толстые мальчики и Мистер Ипотека: чем заняться актеру, когда закрыт театрАнна Михайлова, «Будущее России. Национальные проекты», 30.03.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя»Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшниТамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Золушка» с голограммами и Геракл наших дней. Новые спектакли московских театров«mos.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- Абсурдный Геракл«Огонёк», 3.02.2020
- 9 театральных премьер февраляАнна Аничкова, «GQ», 31.01.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- В «Мастерской Петра Фоменко» впервые покажут «Седьмой подвиг Геракла»«Esquire», 29.01.2020
- Очень много выставок и других способов развлечься на неделе«The Village», 22.01.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Петр ФОМЕНКО: «Самое интересное и важное – людиАнастасия Хахалкина, «Экран и сцена», 9.2020