Пошли на «Подвиг»?
«Мастерская Петра Фоменко» представила спектакль «Седьмой подвиг Геракла». Это не первое обращение художественного руководителя театра Евгения Каменьковича к драматургии Михаила Рощина. Сначала он поставил «Роковую ошибку», затем «Перламутровую Зинаиду», которая шла в ГИТИСе под названием «Все время на морозе». И вот, наконец, Евгений Борисович решился на «Подвиг». Это, конечно, не авгиевы конюшни чистить, но что-то героическое в этом есть. Итог — «старомодная комедия» в двух актах, как именуют ее в театре, продолжительностью два часа пятьдесят минут. К пьесе Рощина были специально дописаны пролог и эпилог, напоминающие зонги времен ранней Таганки.
— У меня к Рощину особая любовь. Я был лично с ним знаком. Это был удивительный человек. В моих воспоминаниях он остался очень благородным и внешне, и внутренне. Он один из немногих драматургов, кто не трясся над своим текстом. Ему было интересно, какой из этого театр получится. К «Подвигу Геракла» не раз мысленно возвращался. Эту пьесу мне хотелось ставить всю свою сознательную творческую жизнь. Неожиданно я прочитал в одной из газет, что человек предложил национальную идею. А давайте уберемся в своем доме. Она, конечно, очень примитивная и простая, но мне это жутко понравилось, — говорил Евгений Борисович незадолго до премьеры.
Прогнило что-то в Авгиевом королевстве. Все поклоняются богине лжи и обмана Ате (Мария Большова) и не замечают, что царство все сильнее утопает в навозе, а воздух буквально отравлен нечистотами. Кто-то, действительно, принюхался и не чувствует вони, кто-то пользуется ситуацией, чтобы обделывать свои делишки, а кто-то растит бычков — гордость Элиды — и не задает лишних вопросов. Местная оппозиция — Нестор (Петр Алексеенко) и его ученик Филипп (Рифат Аляутдинов) — аморфна и нерешительна. А что герои? — спросите вы. Геракл (Никита Тюнин) забылся сладким сном, да так крепко уснул, что ему уже и памятник успели установить. Тезей (Амбарцум Кабанян) слишком занят разборками с красавицей-женой Антиопой (Екатерина Смирнова), чтобы обращать внимание на всякое дерьмо. Но однажды Геракл, подобно вулкану, проснулся и решил навести порядок, хотя даже сам не уверен, что кому-то это нужно. В итоге перед тем, как совершить тот самый подвиг, Гераклу придется совершить массу подподвигов или просто поступков, первый из которых — перестать быть памятником самому себе и понять, что герой — это не тот кто пришел весь в белом и учит серых людишек жить. (Тут необходимо оговориться, все персонажи спектакля строго делятся по цвету одежд: герои непременно в белом, Авгий (Алексей Колубков) и его приспешники в сером, более того, каждому присвоен порядковый номер, а богиня лжи – в черном, мол страшнее Аты зверя нет). Так вот, герой — это тот, кто готов засучить белоснежные рукава и разгрести все то дерьмо, которое накопилось. Метафора сильная и красивая. Но повисает вопрос: возможно ли, взяться за столь грязное дело и не замарать себя как чисто физически, так и морально? Как вместе с навозом не смыть плодородную почву, превратив землю в пустыню. Да и, как в пылу борьбы за свободу, равенство, братство, не превратить уборку в кровавые чистки рядов. Сценическая правда уверяет, что такое возможно. Историческая, к несчастью, вносит жесткие коррективы в идеалистские конструкции. Собственно, и в спектакле нет ни слова о том, в результате каких действий пришел к власти Авгий. Кстати, на сей счет есть определенные соображения. Здесь стоит вспомнить «Короля Лира», поставленного Евгением Каменьковичем чуть менее года назад. Если посмотреть оба спектакля, то нынешний «Подвиг» выглядит логичным продолжением размышлений о силе власти, метаморфозах, которые происходят с человеком, подошедшим к ней слишком близко, о том, каким должен быть идеальный правитель, что ему прилично, а что нет. Даже цветовая гамма, в которой выдержаны обе постановки, схожи. В финале «Лира» раздираемое королевство достается герцогу Олбани. И пусть лично он никого и не убивал, его дорога к власти буквально уложена трупами. Однако в исполнении Алексея Колубкова он являл собой образ мудрого государя, способного собрать королевство воедино и примирить враждующие кланы. Не кажется ли вам, что с той же легкостью, с какой Колубков способен перевоплотиться из Олбани в Авгия, справедливый правитель может стать беспощадным тираном. Кстати, актер в обеих ролях на редкость убедителен и органичен. Если взять за аксиому замечания Каменьковича, что любая власть уродует человека до неузнаваемости, то такое предположение более чем уместно. А следовательно, было бы очень интересно увидеть третий спектакль Каменьковича о свойствах власти (о беззаконьях, о грехах, бегах, погонях), где трансформации был бы подвергнут философ Нестор, получивший власть из рук Геракла. Кто мог бы стать новым персонажем Петра Алексеенко и в кого превратится скромный интеллигент в очках, даже подумать страшно.
Пока же Нестор устраивает грандиозный спортивный праздник — Олимпийские игры. Кстати, интересный парадокс: спектакль по пьесе, запрещенной в СССР, заканчивается парадом героев в белых одеждах в лучших традициях фильма Александрова «Цирк». Но любой праздник подходит к концу, и людям придется начать жить обычной рутинной жизнью. Не превратить ее в очередные авгиевы конюшни — задача архисложная. В спектакле говорится, что справиться с этим можно только одним способом — не врать. Если никто не будет врать, тогда, конечно. Но богиня лжи Ата, побежденная, но не сдавшаяся, голосом потрясающей Марии Большовой очень четко интонирует, делая упор на слове «если». И становится очевидно, что с этой бестией мы еще встретимся, не раз она будет смущать умы царей и героев, которым, как мы знаем, возвышающий обман дороже тьмы низких истин. Так что – ждем продолжения.
Источник: SCOPE артблог
— У меня к Рощину особая любовь. Я был лично с ним знаком. Это был удивительный человек. В моих воспоминаниях он остался очень благородным и внешне, и внутренне. Он один из немногих драматургов, кто не трясся над своим текстом. Ему было интересно, какой из этого театр получится. К «Подвигу Геракла» не раз мысленно возвращался. Эту пьесу мне хотелось ставить всю свою сознательную творческую жизнь. Неожиданно я прочитал в одной из газет, что человек предложил национальную идею. А давайте уберемся в своем доме. Она, конечно, очень примитивная и простая, но мне это жутко понравилось, — говорил Евгений Борисович незадолго до премьеры.
Прогнило что-то в Авгиевом королевстве. Все поклоняются богине лжи и обмана Ате (Мария Большова) и не замечают, что царство все сильнее утопает в навозе, а воздух буквально отравлен нечистотами. Кто-то, действительно, принюхался и не чувствует вони, кто-то пользуется ситуацией, чтобы обделывать свои делишки, а кто-то растит бычков — гордость Элиды — и не задает лишних вопросов. Местная оппозиция — Нестор (Петр Алексеенко) и его ученик Филипп (Рифат Аляутдинов) — аморфна и нерешительна. А что герои? — спросите вы. Геракл (Никита Тюнин) забылся сладким сном, да так крепко уснул, что ему уже и памятник успели установить. Тезей (Амбарцум Кабанян) слишком занят разборками с красавицей-женой Антиопой (Екатерина Смирнова), чтобы обращать внимание на всякое дерьмо. Но однажды Геракл, подобно вулкану, проснулся и решил навести порядок, хотя даже сам не уверен, что кому-то это нужно. В итоге перед тем, как совершить тот самый подвиг, Гераклу придется совершить массу подподвигов или просто поступков, первый из которых — перестать быть памятником самому себе и понять, что герой — это не тот кто пришел весь в белом и учит серых людишек жить. (Тут необходимо оговориться, все персонажи спектакля строго делятся по цвету одежд: герои непременно в белом, Авгий (Алексей Колубков) и его приспешники в сером, более того, каждому присвоен порядковый номер, а богиня лжи – в черном, мол страшнее Аты зверя нет). Так вот, герой — это тот, кто готов засучить белоснежные рукава и разгрести все то дерьмо, которое накопилось. Метафора сильная и красивая. Но повисает вопрос: возможно ли, взяться за столь грязное дело и не замарать себя как чисто физически, так и морально? Как вместе с навозом не смыть плодородную почву, превратив землю в пустыню. Да и, как в пылу борьбы за свободу, равенство, братство, не превратить уборку в кровавые чистки рядов. Сценическая правда уверяет, что такое возможно. Историческая, к несчастью, вносит жесткие коррективы в идеалистские конструкции. Собственно, и в спектакле нет ни слова о том, в результате каких действий пришел к власти Авгий. Кстати, на сей счет есть определенные соображения. Здесь стоит вспомнить «Короля Лира», поставленного Евгением Каменьковичем чуть менее года назад. Если посмотреть оба спектакля, то нынешний «Подвиг» выглядит логичным продолжением размышлений о силе власти, метаморфозах, которые происходят с человеком, подошедшим к ней слишком близко, о том, каким должен быть идеальный правитель, что ему прилично, а что нет. Даже цветовая гамма, в которой выдержаны обе постановки, схожи. В финале «Лира» раздираемое королевство достается герцогу Олбани. И пусть лично он никого и не убивал, его дорога к власти буквально уложена трупами. Однако в исполнении Алексея Колубкова он являл собой образ мудрого государя, способного собрать королевство воедино и примирить враждующие кланы. Не кажется ли вам, что с той же легкостью, с какой Колубков способен перевоплотиться из Олбани в Авгия, справедливый правитель может стать беспощадным тираном. Кстати, актер в обеих ролях на редкость убедителен и органичен. Если взять за аксиому замечания Каменьковича, что любая власть уродует человека до неузнаваемости, то такое предположение более чем уместно. А следовательно, было бы очень интересно увидеть третий спектакль Каменьковича о свойствах власти (о беззаконьях, о грехах, бегах, погонях), где трансформации был бы подвергнут философ Нестор, получивший власть из рук Геракла. Кто мог бы стать новым персонажем Петра Алексеенко и в кого превратится скромный интеллигент в очках, даже подумать страшно.
Пока же Нестор устраивает грандиозный спортивный праздник — Олимпийские игры. Кстати, интересный парадокс: спектакль по пьесе, запрещенной в СССР, заканчивается парадом героев в белых одеждах в лучших традициях фильма Александрова «Цирк». Но любой праздник подходит к концу, и людям придется начать жить обычной рутинной жизнью. Не превратить ее в очередные авгиевы конюшни — задача архисложная. В спектакле говорится, что справиться с этим можно только одним способом — не врать. Если никто не будет врать, тогда, конечно. Но богиня лжи Ата, побежденная, но не сдавшаяся, голосом потрясающей Марии Большовой очень четко интонирует, делая упор на слове «если». И становится очевидно, что с этой бестией мы еще встретимся, не раз она будет смущать умы царей и героев, которым, как мы знаем, возвышающий обман дороже тьмы низких истин. Так что – ждем продолжения.
Источник: SCOPE артблог
Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов»Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль «1000 и 1 ночь»«Esquire», 1.10.2020
- Культповестка. Что делать в Москве в октябре«Коммерсант. Стиль», 1.10.2020
- Театральные премьеры октября«The Vanderlust», 30.09.2020
- «Горбачев», «Нэнси» и другие: 5 ярких спектаклей октябряАнтонина Шевченко, «TimeOute», 30.09.2020
- В «Мастерской Петра Фоменко» покажут «1000 и 1 ночь» — дебютную постановку Полины Агуреевой«The Village», 30.09.2020
- Театральные премьеры октября«The Vanderlust», 30.09.2020
- Заполняемость залов в театрах увеличат до 70% с середины сентября«Business FM», 3.09.2020
- Старый спектакль в новой реальности. «Мастерская Петра Фоменко» открыла сезон после пяти месяцев простояАлександра Сидорова, «Business FM», 6.08.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- «Боюсь, что автор утрачивает право на свое произведение, как только выпускает его из рук»Екатерина Бирюкова, «Colta.ru», 13.07.2020
- Мария Большова: «Чем ты ярче как личность, тем объемнее могут прозвучать определенные роли»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 07.2020
- Теплые бабушки, толстые мальчики и Мистер Ипотека: чем заняться актеру, когда закрыт театрАнна Михайлова, «Будущее России. Национальные проекты», 30.03.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя»Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшниТамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Золушка» с голограммами и Геракл наших дней. Новые спектакли московских театров«mos.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- Абсурдный Геракл«Огонёк», 3.02.2020
- 9 театральных премьер февраляАнна Аничкова, «GQ», 31.01.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- В «Мастерской Петра Фоменко» впервые покажут «Седьмой подвиг Геракла»«Esquire», 29.01.2020
- Очень много выставок и других способов развлечься на неделе«The Village», 22.01.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Петр ФОМЕНКО: «Самое интересное и важное – людиАнастасия Хахалкина, «Экран и сцена», 9.2020