«Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядя
О спектакле Ивана Поповски с Полиной Кутеповой в главной роли
21 и 22 октября 2020 прошли премьерные показы спектакля «Молли Суини», который поставил режиссер Иван Поповски. Его прежние работы в Мастерской Петра Фоменко («Отравленная туника» в 2002, «Носорог» в 2006, «Алиса в Зазеркалье» в 2010 и «Сон в летнюю ночь» в 2015), все без исключения стали хитами и до сих пор привлекают столичных зрителей разных лет и возрастов. Похоже, спектаклю «Молли Суини» обеспечено не менее светлое будущее. Своими впечатлениями от премьеры делится шеф-редактор «Вашего досуга» Inner Emigrant.
ПЬЕСА, КОТОРАЯ САМА СЕБЯ СТАВИТ
Такие пьесы, как «Молли Суини», принято называть «пьесами, которым не нужен режиссер». Все прописано и зафиксировано драматургом. Три персонажа, три откровенных монолога, глаза в глаза с публикой. Блестящий нарратив, который раскрывает сюжет с детективным саспенсом. Все ружья заряжены, все выстреливают, все выстрелы попадают в цель и оглушают. Пожалуй, сделать с этим текстом что-то неожиданное может только режиссер-визуал, умеющий строить зрительные образы такой силы, что из памяти их уже не выгонишь никогда. Именно последним и славится Иван Поповски. Хотя выбор пьесы Брайана Фила был рисковым. Сильную драматургию материала можно легко «передушить» калейдоскопом зрелищных мизансцен. И, пожалуй, главное достижение Поповски, что он подошел к постановке с чувством меры и тонким вкусом. Ничего лишнего, никакого мусора из метафор и образов, ни один луч софита не освещает сцену зря.
В пьесе три персонажа рассказывают свои истории непосредственно аудитории в переплетенных монологах, никогда не обращаясь друг к другу. Это рискованная форма, особенно в эпоху, когда поклоняются зрелищам. Но драматург Брайан Фрил — мастерский рассказчик, создал напряженный, прекрасно написанный и уважающий зрителей нарратив. Получился один из шедевров современной драматургии, который при своей актуальности обходится очень безобидными средствами, не способными оскорбить ничьих чувтств: нет ни обсценной лексики, ни низвержения религиозных догматов, ни политических прокламаций. Только история. Очень простая история. Способная перевернуть мир.
СПЕКТАКЛЬ, КОТОРЫЙ НУЖНО ПОСМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ
На просмотр спектакля Ивана Поповски вы потратите 3 часа, включая один антракт. А потом будете думать об увиденном остаток жизни. Спектакль — глубоко трогающая медитация о надежде, переменах и отчаянии. Это захватывающая театральная постановка, в которой финальные аплодисменты в зале — только начало спектакля. Молли (Полина Кутепова), которая была слепой почти с рождения, начинает рассказ о своей жизни, счастливой, с друзьями и недавним браком. Ее вечно заряженный энтузиазмом муж, Фрэнк (Юрий Буторин), приступает к плану по восстановлению ее зрения и разыскивает мистера Райса (Анатолий Горячев), когда-то многообещающего хирурга-офтальмолога, который почти самоизолировался от мирской суеты. Решают сделать операцию по восстановлению зрения. «Что ей терять?» — спрашивает мистер Райс, соглашаясь оперировать. Этот вопрос будет преследовать всех. И героев, и зрителей. В стремлениях к «нормальной» жизни, как у всех, — что нам терять? Визуально режиссер развивает склонность драматурга играть словами, связанными со зрением. Слово «видеть» воплощено на сцене в мириаде значений — то, что несколько секунд назад впечатляло зрелищной красотой, заставляет в следующее мгновенье сдерживать ком в горле. Точно, как истории, рассказываемые героями для смеха в зале, которые в последствии оказываются мрачными предзнаменованиями. Стоит приготовиться испытывать жуткое чувство, когда то, что казалось веселым, внезапно становится пугающим.
ОПЫТ, КОТОРЫЙ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЗАПИРАТЬСЯ В СОБСТВЕННЫХ МИРАХ НЕ ВСЕГДА ВРЕДНО
Все три персонажа находятся на границе между реальностью и воображением. Показывая героев, запертых в их личных мирах, в их креслах для психотерапии, в квадратиках света среди тьмы, Поповски придает пьесе много физической подвижности. Молли то и дело бросается в привычный ей мир. Фрэнк оказывается кочевым беглецом. А мистер Райс — залитым алкоголем мечтателем, ищущим выход из собственной «ужасной тьмы». Все герои изолированы, и текст необычайно точно отзывается сегодняшнему дню, когда люди всего мира пережили опыт изоляции в замкнутых пространствах.
Пожалуй, самое ценное ощущение после спектакля — понимание и принятие Другого. Другого способа видеть, другого способа смотреть на вещи, другого мира других людей. В современном мире, где каждый второй погряз в тревожных расстройствах, крайне своевременно воспринимаются вопросы «А что считать нормальным?», «Нужно ли всем соглашаться с объективно увиденным, верить своим глазам, или именно в разных субъективных взглядах и кроется красота человечества?».
Получился редкий спектакль, где все сошлось: эффектные декорации, выполненные студией «Numen, П. О. П.»; стильные костюмы, придуманные Олесей Скарыной; аккуратное музыкальное оформление, созданное композитором Андреем Борисовым и поддерживаемое тонкими световыми решениями; невероятно сексуальная и магнетичная, словно сошедшая с рекламных креативов компании Chanel, Полина Кутепова в главной роли (одна из лучших ее ролей за последние годы); сильная пьеса и не уступающая ей режиссура.
КОМУ ПОНРАВИТСЯ?
Поповски создал спектакль для самой широкой публики — он понравится и тем, кто любит испытывать адреналин от страха, и тем, кто стремится в театре «с пользой погрустить», и тем, кто ценит тонкий ирландский юмор, и тем, кто вообще равнодушен к тексту и больше любит яркие визуальные решения. Получилась работа, которая стирает грань между «старым» и «новым» театром. С одной стороны — лаконизм, сценическая пустота, зрелость и сдержанность. С другой — привычная многим актерская подача, эффектные мизансцены и отлично выдержанный, не дающий заскучать темп.
Для давних поклонников Мастерской Петра Фоменко — это спектакль времен и традиций «той самой Мастерской»: актуальный времени, сделанный со вкусом и яркой актерской игрой. Для внимательного зрителя «Молли Суини» — удивительное произведение, которое остро исследует психику персонажей и побуждает публику повторить аналогичные наблюдения наедине с собой. Что не менее важно, это еще и очень увлекательная игра, часто вызывающая смех, даже когда затрагивает сложные вопросы. Смех быстро cтихает, а вопросы остаются.
Источник: «Ваш досуг»
ПЬЕСА, КОТОРАЯ САМА СЕБЯ СТАВИТ
Такие пьесы, как «Молли Суини», принято называть «пьесами, которым не нужен режиссер». Все прописано и зафиксировано драматургом. Три персонажа, три откровенных монолога, глаза в глаза с публикой. Блестящий нарратив, который раскрывает сюжет с детективным саспенсом. Все ружья заряжены, все выстреливают, все выстрелы попадают в цель и оглушают. Пожалуй, сделать с этим текстом что-то неожиданное может только режиссер-визуал, умеющий строить зрительные образы такой силы, что из памяти их уже не выгонишь никогда. Именно последним и славится Иван Поповски. Хотя выбор пьесы Брайана Фила был рисковым. Сильную драматургию материала можно легко «передушить» калейдоскопом зрелищных мизансцен. И, пожалуй, главное достижение Поповски, что он подошел к постановке с чувством меры и тонким вкусом. Ничего лишнего, никакого мусора из метафор и образов, ни один луч софита не освещает сцену зря.
В пьесе три персонажа рассказывают свои истории непосредственно аудитории в переплетенных монологах, никогда не обращаясь друг к другу. Это рискованная форма, особенно в эпоху, когда поклоняются зрелищам. Но драматург Брайан Фрил — мастерский рассказчик, создал напряженный, прекрасно написанный и уважающий зрителей нарратив. Получился один из шедевров современной драматургии, который при своей актуальности обходится очень безобидными средствами, не способными оскорбить ничьих чувтств: нет ни обсценной лексики, ни низвержения религиозных догматов, ни политических прокламаций. Только история. Очень простая история. Способная перевернуть мир.
СПЕКТАКЛЬ, КОТОРЫЙ НУЖНО ПОСМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ВИДЕТЬ
На просмотр спектакля Ивана Поповски вы потратите 3 часа, включая один антракт. А потом будете думать об увиденном остаток жизни. Спектакль — глубоко трогающая медитация о надежде, переменах и отчаянии. Это захватывающая театральная постановка, в которой финальные аплодисменты в зале — только начало спектакля. Молли (Полина Кутепова), которая была слепой почти с рождения, начинает рассказ о своей жизни, счастливой, с друзьями и недавним браком. Ее вечно заряженный энтузиазмом муж, Фрэнк (Юрий Буторин), приступает к плану по восстановлению ее зрения и разыскивает мистера Райса (Анатолий Горячев), когда-то многообещающего хирурга-офтальмолога, который почти самоизолировался от мирской суеты. Решают сделать операцию по восстановлению зрения. «Что ей терять?» — спрашивает мистер Райс, соглашаясь оперировать. Этот вопрос будет преследовать всех. И героев, и зрителей. В стремлениях к «нормальной» жизни, как у всех, — что нам терять? Визуально режиссер развивает склонность драматурга играть словами, связанными со зрением. Слово «видеть» воплощено на сцене в мириаде значений — то, что несколько секунд назад впечатляло зрелищной красотой, заставляет в следующее мгновенье сдерживать ком в горле. Точно, как истории, рассказываемые героями для смеха в зале, которые в последствии оказываются мрачными предзнаменованиями. Стоит приготовиться испытывать жуткое чувство, когда то, что казалось веселым, внезапно становится пугающим.
ОПЫТ, КОТОРЫЙ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЗАПИРАТЬСЯ В СОБСТВЕННЫХ МИРАХ НЕ ВСЕГДА ВРЕДНО
Все три персонажа находятся на границе между реальностью и воображением. Показывая героев, запертых в их личных мирах, в их креслах для психотерапии, в квадратиках света среди тьмы, Поповски придает пьесе много физической подвижности. Молли то и дело бросается в привычный ей мир. Фрэнк оказывается кочевым беглецом. А мистер Райс — залитым алкоголем мечтателем, ищущим выход из собственной «ужасной тьмы». Все герои изолированы, и текст необычайно точно отзывается сегодняшнему дню, когда люди всего мира пережили опыт изоляции в замкнутых пространствах.
Пожалуй, самое ценное ощущение после спектакля — понимание и принятие Другого. Другого способа видеть, другого способа смотреть на вещи, другого мира других людей. В современном мире, где каждый второй погряз в тревожных расстройствах, крайне своевременно воспринимаются вопросы «А что считать нормальным?», «Нужно ли всем соглашаться с объективно увиденным, верить своим глазам, или именно в разных субъективных взглядах и кроется красота человечества?».
Получился редкий спектакль, где все сошлось: эффектные декорации, выполненные студией «Numen, П. О. П.»; стильные костюмы, придуманные Олесей Скарыной; аккуратное музыкальное оформление, созданное композитором Андреем Борисовым и поддерживаемое тонкими световыми решениями; невероятно сексуальная и магнетичная, словно сошедшая с рекламных креативов компании Chanel, Полина Кутепова в главной роли (одна из лучших ее ролей за последние годы); сильная пьеса и не уступающая ей режиссура.
КОМУ ПОНРАВИТСЯ?
Поповски создал спектакль для самой широкой публики — он понравится и тем, кто любит испытывать адреналин от страха, и тем, кто стремится в театре «с пользой погрустить», и тем, кто ценит тонкий ирландский юмор, и тем, кто вообще равнодушен к тексту и больше любит яркие визуальные решения. Получилась работа, которая стирает грань между «старым» и «новым» театром. С одной стороны — лаконизм, сценическая пустота, зрелость и сдержанность. С другой — привычная многим актерская подача, эффектные мизансцены и отлично выдержанный, не дающий заскучать темп.
Для давних поклонников Мастерской Петра Фоменко — это спектакль времен и традиций «той самой Мастерской»: актуальный времени, сделанный со вкусом и яркой актерской игрой. Для внимательного зрителя «Молли Суини» — удивительное произведение, которое остро исследует психику персонажей и побуждает публику повторить аналогичные наблюдения наедине с собой. Что не менее важно, это еще и очень увлекательная игра, часто вызывающая смех, даже когда затрагивает сложные вопросы. Смех быстро cтихает, а вопросы остаются.
Источник: «Ваш досуг»
Inner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- «На роли евреев у нас есть русский актёр Карэн Бадалов»Анна Гриневич, «Республика», 30.12.2020
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- «Свободные отношения и современная фем-повестка». В Мастерской Фоменко премьера спектакля «1000 и 1 ночь»Александра Сидорова, «Business FM», 10.10.2020
- 1000 и 1 ночь в Мастерской ФоменкоНаталия Колесова, 9.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Полина Агуреева выпускает «ироничное кабуки» об архетипической любвиЕлена Алдашева, «Театр.», 5.10.2020
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль «1000 и 1 ночь»«Esquire», 1.10.2020
- Культповестка. Что делать в Москве в октябре«Коммерсант. Стиль», 1.10.2020
- Театральные премьеры октября«The Vanderlust», 30.09.2020
- «Горбачев», «Нэнси» и другие: 5 ярких спектаклей октябряАнтонина Шевченко, «TimeOute», 30.09.2020
- В «Мастерской Петра Фоменко» покажут «1000 и 1 ночь» — дебютную постановку Полины Агуреевой«The Village», 30.09.2020
- Театральные премьеры октября«The Vanderlust», 30.09.2020
- Заполняемость залов в театрах увеличат до 70% с середины сентября«Business FM», 3.09.2020
- Старый спектакль в новой реальности. «Мастерская Петра Фоменко» открыла сезон после пяти месяцев простояАлександра Сидорова, «Business FM», 6.08.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- «Боюсь, что автор утрачивает право на свое произведение, как только выпускает его из рук»Екатерина Бирюкова, «Colta.ru», 13.07.2020
- Мария Большова: «Чем ты ярче как личность, тем объемнее могут прозвучать определенные роли»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 07.2020
- Теплые бабушки, толстые мальчики и Мистер Ипотека: чем заняться актеру, когда закрыт театрАнна Михайлова, «Будущее России. Национальные проекты», 30.03.2020
- Алексей Колубков: «Фоменко хвалил очень редко»Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 3.03.2020
- Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя»Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшниТамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Золушка» с голограммами и Геракл наших дней. Новые спектакли московских театров«mos.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- Абсурдный Геракл«Огонёк», 3.02.2020
- 9 театральных премьер февраляАнна Аничкова, «GQ», 31.01.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- В «Мастерской Петра Фоменко» впервые покажут «Седьмой подвиг Геракла»«Esquire», 29.01.2020
- Очень много выставок и других способов развлечься на неделе«The Village», 22.01.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Искусство слушатьПолина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Петр ФОМЕНКО: «Самое интересное и важное – людиАнастасия Хахалкина, «Экран и сцена», 9.2020