Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»
Премьера спектакля художественного руководителя «Мастерской Петра Фоменко» Евгения Каменьковича «Доктор Живаго» по одноимённому роману Бориса Пастернака пройдёт 21 февраля.
Спектакль Каменьковича по роману «Доктор Живаго» в планах сезона фигурировал под рабочим названием «Игра в людей». В итоге эти слова ушли в жанровое определение — оно звучит так: «„игра в людей“ по мотивам одноимённого романа Бориса Пастернака в 3-х частях, состоящая из прозы, стихов и всякой всячины, внушённая сознанием, что половина людей перестала быть собой и неизвестно что разыгрывает». Напомним, эта формулировка взята из романа — так характеризует автор «мрачный дневник или журнал тех дней», который вёл Юрий Живаго, озаглавив его «Игра в людей».
«Доктор Живаго» — возвращение Евгения Каменьковича к большой во всех смыслах и сложной, «несценичной» прозе. Напомним, только в «Мастерской Петра Фоменко» он создал театральные версии «Улисса» Джойса, «Дара» Набокова, «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина (причём в собственной инсценировке, а не на основе пьесы Сергея Михалкова «Балалайкин и К°», известной по спектаклю Георгия Товстоногова в «Современнике»). Помимо этих масштабных и многофигурных работ большой формы, опытом театрального освоения «несценичной» прозы стал спектакль «Самое важное» по роману Михаила Шишкина «Венерин волос» — в этом случае многочисленных персонажей играли восемь актёров в камерном пространстве, а женский ансамбль «Самого важного» был отмечен специальной премией «Золотой Маски». Однако в последние несколько сезонов Каменькович ставил в «Мастерской» только пьесы — так в репертуар театра вошли «Lёгкое Dыхание» Петра Гладилина (2018), «Король Лир» Шекспира (2019), «Седьмой подвиг Геракла» Михаила Рощина (2020), а также появился zoom-спектакль «Выбрать троих» по пьесе Дмитрия Данилова (2020).
Как и у всех вышеперечисленных «прозаических» спектаклей, у «Доктора Живаго» будет немалая продолжительность — около пяти часов. Кроме того, как и большинство из них, он будет «многофигурным» спектаклем большой формы — в «Живаго» занято почти два десятка артистов, которые играют около сорока ролей разного масштаба. Заглавную роль сыграет Иван Вакуленко, а Лару — дебютантка «Мастерской», окончившая в 2020 режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская Леонида Хейфеца) Ольга Бодрова. В основных ролях заняты артисты всех поколений «Мастерской»: Карэн Бадалов, Юрий Титов, Полина Кутепова, Екатерина Смирнова, Дарья Коныжева, Никита Тюнин, Иван Верховых, Рифат Аляутдинов, Александр Моровов, Вениамин Краснянский, Владимир Свирский, Елизавета Бурмакова.
В официальном релизе спектакля театр подчёркивает важность двух взаимосвязанных у Пастернака смысловых линий — евангельского мотива и темы таланта, творчества как возможности парадоксального «довоплощения» человека. При этом создатели поясняют, что одной из ключевых художественных задач была попытка осуществить «сложнейший опыт перенесения жизни как самоценности, заявленной в романе, на подмостки для зрителя ХХI века; „игры в людей“ — в игру людей».
Примечательно, что создатели спектакля видят в «Живаго» и возможность рефлексии на тему театра. Для этого стихи Живаго, которые в структуре романа — «послесловие» к прозе, в том числе и к прозе жизни, «встроены» в основное действие. «Театр перемонтировал прозу и стихи, смешав историю с поэзией. Каждый эпизод жизни оттеняется светом вечности — „ибо прошлое прошло“, — говорится в релизе. — Человек, сокрушённый историей, низведённый по социальной лестнице до дворницкой, сохранил себя в стихосложении — „присутствием искусства“ в поэтическом осмыслении жизни. А „искусство всегда занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь…“».
Общий замысел и отношение к «Доктору Живаго» в контексте сегодняшнего дня создатели формулируют так: «Почему театр обращается к этому роману сегодня? Он кажется нам как никогда современным. Ведь истории вроде бы никто не делает, её не видно, как нельзя увидеть, как трава растёт. Но в переломные времена с каждым случается „по две революции, одна своя, личная, а другая общая“. Когда всё бытовое опрокинуто и разрушено, когда кончаются „законы человеческой цивилизации“ — не человек служит эпохе, а эпоха развёртывается так, чтобы человек осуществил себя с наибольшей яркостью и свободой. Живаго — словно бы создан для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в неё не вмешиваясь. Но жизнь, понятая и прожитая героем как служение, как горение („Свеча горела“ — ещё один вариант названия романа) — созвучна служению театральному:
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье».
Вместе с Евгением Каменьковичем над спектаклем работают художник по костюмам Олеся Скарына, художник по свету Владислав Фролов, балетмейстер Рамуне Ходоркайте и автор музыкального оформления Герман Бескедов.
Источник: «Театр.»
Спектакль Каменьковича по роману «Доктор Живаго» в планах сезона фигурировал под рабочим названием «Игра в людей». В итоге эти слова ушли в жанровое определение — оно звучит так: «„игра в людей“ по мотивам одноимённого романа Бориса Пастернака в 3-х частях, состоящая из прозы, стихов и всякой всячины, внушённая сознанием, что половина людей перестала быть собой и неизвестно что разыгрывает». Напомним, эта формулировка взята из романа — так характеризует автор «мрачный дневник или журнал тех дней», который вёл Юрий Живаго, озаглавив его «Игра в людей».
«Доктор Живаго» — возвращение Евгения Каменьковича к большой во всех смыслах и сложной, «несценичной» прозе. Напомним, только в «Мастерской Петра Фоменко» он создал театральные версии «Улисса» Джойса, «Дара» Набокова, «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина (причём в собственной инсценировке, а не на основе пьесы Сергея Михалкова «Балалайкин и К°», известной по спектаклю Георгия Товстоногова в «Современнике»). Помимо этих масштабных и многофигурных работ большой формы, опытом театрального освоения «несценичной» прозы стал спектакль «Самое важное» по роману Михаила Шишкина «Венерин волос» — в этом случае многочисленных персонажей играли восемь актёров в камерном пространстве, а женский ансамбль «Самого важного» был отмечен специальной премией «Золотой Маски». Однако в последние несколько сезонов Каменькович ставил в «Мастерской» только пьесы — так в репертуар театра вошли «Lёгкое Dыхание» Петра Гладилина (2018), «Король Лир» Шекспира (2019), «Седьмой подвиг Геракла» Михаила Рощина (2020), а также появился zoom-спектакль «Выбрать троих» по пьесе Дмитрия Данилова (2020).
Как и у всех вышеперечисленных «прозаических» спектаклей, у «Доктора Живаго» будет немалая продолжительность — около пяти часов. Кроме того, как и большинство из них, он будет «многофигурным» спектаклем большой формы — в «Живаго» занято почти два десятка артистов, которые играют около сорока ролей разного масштаба. Заглавную роль сыграет Иван Вакуленко, а Лару — дебютантка «Мастерской», окончившая в 2020 режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская Леонида Хейфеца) Ольга Бодрова. В основных ролях заняты артисты всех поколений «Мастерской»: Карэн Бадалов, Юрий Титов, Полина Кутепова, Екатерина Смирнова, Дарья Коныжева, Никита Тюнин, Иван Верховых, Рифат Аляутдинов, Александр Моровов, Вениамин Краснянский, Владимир Свирский, Елизавета Бурмакова.
В официальном релизе спектакля театр подчёркивает важность двух взаимосвязанных у Пастернака смысловых линий — евангельского мотива и темы таланта, творчества как возможности парадоксального «довоплощения» человека. При этом создатели поясняют, что одной из ключевых художественных задач была попытка осуществить «сложнейший опыт перенесения жизни как самоценности, заявленной в романе, на подмостки для зрителя ХХI века; „игры в людей“ — в игру людей».
Примечательно, что создатели спектакля видят в «Живаго» и возможность рефлексии на тему театра. Для этого стихи Живаго, которые в структуре романа — «послесловие» к прозе, в том числе и к прозе жизни, «встроены» в основное действие. «Театр перемонтировал прозу и стихи, смешав историю с поэзией. Каждый эпизод жизни оттеняется светом вечности — „ибо прошлое прошло“, — говорится в релизе. — Человек, сокрушённый историей, низведённый по социальной лестнице до дворницкой, сохранил себя в стихосложении — „присутствием искусства“ в поэтическом осмыслении жизни. А „искусство всегда занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь…“».
Общий замысел и отношение к «Доктору Живаго» в контексте сегодняшнего дня создатели формулируют так: «Почему театр обращается к этому роману сегодня? Он кажется нам как никогда современным. Ведь истории вроде бы никто не делает, её не видно, как нельзя увидеть, как трава растёт. Но в переломные времена с каждым случается „по две революции, одна своя, личная, а другая общая“. Когда всё бытовое опрокинуто и разрушено, когда кончаются „законы человеческой цивилизации“ — не человек служит эпохе, а эпоха развёртывается так, чтобы человек осуществил себя с наибольшей яркостью и свободой. Живаго — словно бы создан для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в неё не вмешиваясь. Но жизнь, понятая и прожитая героем как служение, как горение („Свеча горела“ — ещё один вариант названия романа) — созвучна служению театральному:
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье».
Вместе с Евгением Каменьковичем над спектаклем работают художник по костюмам Олеся Скарына, художник по свету Владислав Фролов, балетмейстер Рамуне Ходоркайте и автор музыкального оформления Герман Бескедов.
Источник: «Театр.»
Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- В «Мастерской Фоменко» выпускают премьеру по сказкам Романа МихайловаЕлена Алдашева, «Театр.», 14.11.2021
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- Серафима Огарёва: «Я с детства знала, на что шла»Мария Михайлова, «Театрал», 07.2021
- Раз уж гость пришел – впустиВячеслав Картинкин, «Независимая газета», 16.06.2021
- Вера Строкова: «Играть на сцене — это рассказывать историю в лицах»Ольга Романцова, «Перспектива», 9.06.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Мария Большова: «Я всегда открыта к предложениям»Елена Воробьёва, «Смена», 06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Культурные события мая: куда пойти в Москве и ПетербургеАнастасия Каменская, «РБК Стиль», 1.05.2021
- Что посмотреть в театре в маеАнна Юсина, «Афиша Daily», 1.05.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» пройдет премьера спектакля «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция»«Esquire», 29.04.2021
- Водянова, Триер и Шагал: чем заняться с 27 апреля по 2 мая«Harpers Bazaar», 27.04.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Ночь Театров 2021. «СТИХИйный вечер» в Мастерской Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 28.03.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- Кочевники, Триер и Пастернак: чем заняться с 16 по 21 марта«Harpers Bazaar», 16.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Театральные премьеры марта«The Vanderlust», 3.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Премьера спектакля «Доктор Живаго«SRSLY», 19.02.2021
- Спектакль «Доктор Живаго» впервые поставят в «Мастерской Петра Фоменко». В нем дебютирует дочь Сергея Бодрова-младшегоТася Ефимова, «The Village», 19.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021