Дмитрий Крымов пробил стену
«Моцарт Дон Жуан“. Генеральная репетиция» в театре «Мастерская Петра Фоменко»
В «Мастерской Петра Фоменко» вышел спектакль Дмитрия Крымова. В нем он ищет выход из тупика, в котором пребывает сегодня весь мировой театр. За тем, как режиссер не оставляет от него камня на камне, с ужасом и восхищением наблюдала Алла Шендерова.
Чтобы выйти из тупика, надо что-то сломать. Чем и занимаются весь первый акт сочиненного Крымовым спектакля. Он начинается как репетиция: нелепая суета помрежа, похожий на старого Незнайку художник Миша (Михаил Крылов) с папкой эскизов, монтировщики, реквизиторы — все охвачены карикатурным трепетом пред тем великим и ужасным, кто появляется сбоку, из зрительской двери, идет по проходу, перемежая телефонную ругань с неведомым греческим продюсером рассказами о своих проблемах с желудком.
На авансцене — высокая белая стена, забытый электриками моток проводов торчит на ней клубком белых змей; дверной портал, три ступени вниз, сторожевые львы с хитрыми мордами — среднестатистические декорации для первой сцены моцартовского «Дон Жуана» художница Мария Трегубова дополнила огромной люстрой, зависшей не столько над сценой, сколько над первыми рядами. «Если она сорвется и упадет кому-нибудь на голову, будет страшно больно» — слова Венички из «Москвы—Петушков» не из другой оперы, а в данном случае из той же. Эта метамодернистская «опера» пришла на смену постмодерну и колеблется, по определению теоретиков, между «иронией и искренностью, конструкцией и деконструкцией, апатией и влечением».
В крымовский котел помещается все — от Моцарта до Эдуарда Хиля, от Федерико Феллини и Франко Дзеффирелли до Джорджо Стрелера и Анатолия Эфроса. Есть и чеховское ружье, которое требует режиссер, едва сев за режиссерский столик,— чтобы пристрелить фальшивых исполнителей партий Лепорелло, Жуана и Донны Анны (последняя под дулом ружья вдруг запоет «Летят утки»). И сегодняшние споры о харассменте, который позволяют себе творцы: конечно, настоящий Дон Жуан, герой оперы Крымова — это сам Режиссер. Старый перец в мешковатом пальто и вечном шарфике, воплощенная театральная пошлость, анфан террибль, вообразивший, что мир вертится вокруг него. Кто-то, как юная реквизиторша с зелеными дредами (Вера Строкова), подпадает под его обаяние — и тут же получает партию Церлины. Кто-то — как уборщица Розалия (Роза Шмуклер) — любит его по старой памяти и все пытается накормить. Кто-то ненавидит — как зазванная им на репетицию Полина (Полина Айрапетова), только что прибывшая из Италии и заявившаяся на сцену прямо с детской коляской. «Я хотела вернуться в театр, а не в режиссерскую мясорубку, от которой страдают все театры Европы» — ее тираду подхватывают не только на сцене, но явно одобряют в зале.
Режиссера играет Евгений Цыганов — так написано в программке. Узнать его невозможно: тело в толщинках, спина сгорблена, голос хриплый. Движения — вроде старческие, но как бы летящие. На лице — морщинистая маска. И это тот случай, когда маска помогает возникнуть персонажу, абсолютно отдельному от актера. Трудно сказать, как можно воплотить в одном персонаже собирательный образ выдающегося режиссера XX века, но Цыганову удается. Масками скрыты лица многих исполнителей — кто-то состарен, у кого-то гротескный нос. Без Алексея Черных, указанного в программке как «мастер пластического грима», вся эта стрелеровско-феллиниевская ватага вряд ли могла бы воплотиться.
Театральный «И корабль плывет» плывет, сотрясаясь и разваливаясь на части от неполиткорректного смеха над всей культурой прошлого. Не разрушив ее, нам не двинуться дальше — в этом спектакль Крымова созвучен недавней «Кармен» Богомолова, поставленной в Пермской опере. Но только Богомолов выплескивает сюжет «Кармен» в сегодняшнюю жизнь, а Крымов до поры говорит лишь о театре. Театр же к концу первого акта его «Дон Жуана» буквально упирается в стену.
Вслед за Крымовым это чувствует и Режиссер: он стреляет в исполнителей, не в силах выносить их глаза, вперенные в пустоту, называемую «четвертой стеной». А потом расправляется и с декорацией: распахивает фальшиво-массивную дверь, изображающую портал богатого дома, и заставляет петь всех, кто таился в кулисах,— забредшего оформлять пенсию алкаша Сашу (Александр Моровов), оказывающегося его давним соратником, заведующего поворотным кругом (Игорь Войнаровский) и уже упомянутую Полину, являющуюся на подмостки с коляской и дорожной сумкой. Из сумки валятся детские игрушки (поклон «Вишневому саду» Стрелера — там игрушки сыпались из «многоуважаемого шкафа»). Актеры «Мастерской» открывают рот в такт фонограмме, но выходит так натурально, что в некоторых случаях понять, кто поет, а кто нет, нельзя. Но Режиссер недоволен, дело не клеится, и тогда он срезает трос, на котором держится люстра,— падая, она пробьет стену. Когда пыль уляжется, сцена получит объем.
Вот она, театральная обманка: спектакль о деспоте-Режиссере, в одиночку творящем свой мир, на самом деле придуман Крымовым вместе с художницей Марией Трегубовой. Грандиозный лепной потолок, криво нависший над сценой во втором действии, и целый сад предметов, материализованных памятью Режиссера о его юности, создают то пространство, где клюквенный сок все больше походит на кровь, а дикие режиссерские фантазии почему-то становятся явью. Да и сам он все больше превращается в альтер эго Крымова. И вот уже алкаш дядя Саша исполняет неистовый танец, напоминающий танец Владимира Высоцкого—Лопахина в «Вишневом саде» или что-то еще из великих спектаклей Анатолия Эфроса, отца Дмитрия Крымова. Впрочем, ближе к финалу каждый в зале может вспомнить свое. Потому что корабль под названием «Моцарт Дон Жуан“. Генеральная репетиция» вдруг на всем ходу, со скрипом и скрежетом, врезается в жизнь. «Дремлет притихший северный город»,— поют на сцене. И без паузы: «Московское время 65 часов 89 минут».
Источник: «Коммерсант»
Чтобы выйти из тупика, надо что-то сломать. Чем и занимаются весь первый акт сочиненного Крымовым спектакля. Он начинается как репетиция: нелепая суета помрежа, похожий на старого Незнайку художник Миша (Михаил Крылов) с папкой эскизов, монтировщики, реквизиторы — все охвачены карикатурным трепетом пред тем великим и ужасным, кто появляется сбоку, из зрительской двери, идет по проходу, перемежая телефонную ругань с неведомым греческим продюсером рассказами о своих проблемах с желудком.
На авансцене — высокая белая стена, забытый электриками моток проводов торчит на ней клубком белых змей; дверной портал, три ступени вниз, сторожевые львы с хитрыми мордами — среднестатистические декорации для первой сцены моцартовского «Дон Жуана» художница Мария Трегубова дополнила огромной люстрой, зависшей не столько над сценой, сколько над первыми рядами. «Если она сорвется и упадет кому-нибудь на голову, будет страшно больно» — слова Венички из «Москвы—Петушков» не из другой оперы, а в данном случае из той же. Эта метамодернистская «опера» пришла на смену постмодерну и колеблется, по определению теоретиков, между «иронией и искренностью, конструкцией и деконструкцией, апатией и влечением».
В крымовский котел помещается все — от Моцарта до Эдуарда Хиля, от Федерико Феллини и Франко Дзеффирелли до Джорджо Стрелера и Анатолия Эфроса. Есть и чеховское ружье, которое требует режиссер, едва сев за режиссерский столик,— чтобы пристрелить фальшивых исполнителей партий Лепорелло, Жуана и Донны Анны (последняя под дулом ружья вдруг запоет «Летят утки»). И сегодняшние споры о харассменте, который позволяют себе творцы: конечно, настоящий Дон Жуан, герой оперы Крымова — это сам Режиссер. Старый перец в мешковатом пальто и вечном шарфике, воплощенная театральная пошлость, анфан террибль, вообразивший, что мир вертится вокруг него. Кто-то, как юная реквизиторша с зелеными дредами (Вера Строкова), подпадает под его обаяние — и тут же получает партию Церлины. Кто-то — как уборщица Розалия (Роза Шмуклер) — любит его по старой памяти и все пытается накормить. Кто-то ненавидит — как зазванная им на репетицию Полина (Полина Айрапетова), только что прибывшая из Италии и заявившаяся на сцену прямо с детской коляской. «Я хотела вернуться в театр, а не в режиссерскую мясорубку, от которой страдают все театры Европы» — ее тираду подхватывают не только на сцене, но явно одобряют в зале.
Режиссера играет Евгений Цыганов — так написано в программке. Узнать его невозможно: тело в толщинках, спина сгорблена, голос хриплый. Движения — вроде старческие, но как бы летящие. На лице — морщинистая маска. И это тот случай, когда маска помогает возникнуть персонажу, абсолютно отдельному от актера. Трудно сказать, как можно воплотить в одном персонаже собирательный образ выдающегося режиссера XX века, но Цыганову удается. Масками скрыты лица многих исполнителей — кто-то состарен, у кого-то гротескный нос. Без Алексея Черных, указанного в программке как «мастер пластического грима», вся эта стрелеровско-феллиниевская ватага вряд ли могла бы воплотиться.
Театральный «И корабль плывет» плывет, сотрясаясь и разваливаясь на части от неполиткорректного смеха над всей культурой прошлого. Не разрушив ее, нам не двинуться дальше — в этом спектакль Крымова созвучен недавней «Кармен» Богомолова, поставленной в Пермской опере. Но только Богомолов выплескивает сюжет «Кармен» в сегодняшнюю жизнь, а Крымов до поры говорит лишь о театре. Театр же к концу первого акта его «Дон Жуана» буквально упирается в стену.
Вслед за Крымовым это чувствует и Режиссер: он стреляет в исполнителей, не в силах выносить их глаза, вперенные в пустоту, называемую «четвертой стеной». А потом расправляется и с декорацией: распахивает фальшиво-массивную дверь, изображающую портал богатого дома, и заставляет петь всех, кто таился в кулисах,— забредшего оформлять пенсию алкаша Сашу (Александр Моровов), оказывающегося его давним соратником, заведующего поворотным кругом (Игорь Войнаровский) и уже упомянутую Полину, являющуюся на подмостки с коляской и дорожной сумкой. Из сумки валятся детские игрушки (поклон «Вишневому саду» Стрелера — там игрушки сыпались из «многоуважаемого шкафа»). Актеры «Мастерской» открывают рот в такт фонограмме, но выходит так натурально, что в некоторых случаях понять, кто поет, а кто нет, нельзя. Но Режиссер недоволен, дело не клеится, и тогда он срезает трос, на котором держится люстра,— падая, она пробьет стену. Когда пыль уляжется, сцена получит объем.
Вот она, театральная обманка: спектакль о деспоте-Режиссере, в одиночку творящем свой мир, на самом деле придуман Крымовым вместе с художницей Марией Трегубовой. Грандиозный лепной потолок, криво нависший над сценой во втором действии, и целый сад предметов, материализованных памятью Режиссера о его юности, создают то пространство, где клюквенный сок все больше походит на кровь, а дикие режиссерские фантазии почему-то становятся явью. Да и сам он все больше превращается в альтер эго Крымова. И вот уже алкаш дядя Саша исполняет неистовый танец, напоминающий танец Владимира Высоцкого—Лопахина в «Вишневом саде» или что-то еще из великих спектаклей Анатолия Эфроса, отца Дмитрия Крымова. Впрочем, ближе к финалу каждый в зале может вспомнить свое. Потому что корабль под названием «Моцарт Дон Жуан“. Генеральная репетиция» вдруг на всем ходу, со скрипом и скрежетом, врезается в жизнь. «Дремлет притихший северный город»,— поют на сцене. И без паузы: «Московское время 65 часов 89 минут».
Источник: «Коммерсант»
Алла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- В «Мастерской Фоменко» выпускают премьеру по сказкам Романа МихайловаЕлена Алдашева, «Театр.», 14.11.2021
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- Серафима Огарёва: «Я с детства знала, на что шла»Мария Михайлова, «Театрал», 07.2021
- Раз уж гость пришел – впустиВячеслав Картинкин, «Независимая газета», 16.06.2021
- Вера Строкова: «Играть на сцене — это рассказывать историю в лицах»Ольга Романцова, «Перспектива», 9.06.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Мария Большова: «Я всегда открыта к предложениям»Елена Воробьёва, «Смена», 06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Культурные события мая: куда пойти в Москве и ПетербургеАнастасия Каменская, «РБК Стиль», 1.05.2021
- Что посмотреть в театре в маеАнна Юсина, «Афиша Daily», 1.05.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» пройдет премьера спектакля «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция»«Esquire», 29.04.2021
- Водянова, Триер и Шагал: чем заняться с 27 апреля по 2 мая«Harpers Bazaar», 27.04.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Ночь Театров 2021. «СТИХИйный вечер» в Мастерской Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 28.03.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- Кочевники, Триер и Пастернак: чем заняться с 16 по 21 марта«Harpers Bazaar», 16.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Театральные премьеры марта«The Vanderlust», 3.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Премьера спектакля «Доктор Живаго«SRSLY», 19.02.2021
- Спектакль «Доктор Живаго» впервые поставят в «Мастерской Петра Фоменко». В нем дебютирует дочь Сергея Бодрова-младшегоТася Ефимова, «The Village», 19.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021