Съемки для своих
Галина Тюнина о работе в отпуске, стойком Учителе и о том, как она в кадре кусала за руку Алексея Германа
11 ноября в прокат выходит фильм Сергея Осипьяна «Портрет незнакомца» – сентиментальная производственная мелодрама, действие которой происходит в 1974 году в Москве. Характеры были взяты из одноименного рассказа Бориса Вахтина, а все роли в фильме сыграли артисты театра «Мастерская П. Н. Фоменко».
Неудачливый актер Олег (Юрий Буторин) лишается работы. Случайно он знакомится с автором великой книги о войне «Соленая земля» Львом Николаевым (Кирилл Пирогов), пребывающим в затяжном творческом кризисе. «Мы несерьезно и весело снимали такую серьезную и даже грустную историю», – говорит Галина Тюнина, сыгравшая в фильме актрису Татьяну Пересветову.
Татьяна Николаевна проживает в фильме целую жизнь из комической героини, всезнающего парторга, превращается в ранимую женщину с мятущейся душой. Разве так бывает?
Когда за внешними проявлениями скрываются совсем другие качества человека? Так и есть. Человеческая природа не меняется. Тогда люди считали, что живут в счастливую эпоху победившего социализма. В то же время в каждом был свой надлом, особенно у творческой интеллигенции, искавшей возможность соединить эту счастливую жизнь с внутренним пониманием, чего именно не хватает. Это было время тоски по совершенству. Система уперлась в ощущение безысходности. Оставались вопросы, которые люди задавать могли только сами себе или друзьям на кухне. Их душевное беспокойство есть в этой картине.
Наверное, за это ощущение отвечает персонаж Кирилла Пирогова. Писатель, прошедший войну. Как и многие в то время. Они были гордые, ранимые, самостоятельные. Поколение, выкованное бедами и страданиями страны. Казалось бы, люди, прокаленные железом, – и в то же время такая внутренняя нежность у каждого. Кто-то скажет, что я преувеличиваю, но так оно и было.
Сейчас время усредненности. Не имей высоких мыслей или устремлений, но и не падай ниже определенного уровня. А они не боялись падать и разбиваться и в то же время не боялись дотянуться до каких-то вещей. Они что-то понимали про невидимые победы и явные падения. Красивые были люди, одухотворенные, думали выше, хотя жили хуже, проще.
Режиссер посвятил этот фильм нашим родителям.
Да. Фильм про то прекрасное время, когда были молоды наши мамы и папы, а мы были маленькими. Отсветы, отзвуки, музыка детства. Каждый из нас причастен к тому поколению – корни наши все там. И это не может не трогать. Не ностальгия по советской эпохе, а ностальгия по тому, как хорошо мы плохо жили, говоря словами Бориса Рыжего.
Наверное, обращенность в то время и давала очень живую и радостную атмосферу на съемках. Всем было легко. Как будто мы играли в детство. Я уверена, это кино будет своего рода единственным. Оно не в тренде сегодняшнего кинематографа. Оно по-хорошему архаично.
Сергей Осипьян шутит, что его могли бы показать по советскому телевидению. Но подчеркивает, что это не ретро.
Я с ним соглашусь. В этом фильме нет стилизации, но есть попытка ощутить время через людей, характеры и отношения – через человеческую составляющую. Хотя художник Сергей Гудилин очень постарался сохранить атмосферу времени.
Насколько я понимаю, в основе истории вашей героини – судьба Тонино Гуэрры и его русской жены Лоры.
Это намек на ту историю. В нашем исполнении она вряд ли получилась явной (Иван Поповски в фильме играет итальянского режиссера, влюбившегося в Татьяну Николаевну. Прим. ред.). Хотя кто знает то время, наверное, найдет отголоски, будет вспоминать. А кто-то и не поймет, что это было кем-то прожито.
В нашем фильме есть актерские портреты. Старшее поколение Мастерской Фоменко. И все последующие поколения-выпуски ГИТИСа: курс Полины Агуреевой и Томаса Моцкуса, поколение Жени Цыганова, Олега Ниряна, Наташи Курдюбовой. Вплоть до тех, кто пришел вчера или позавчера. И никому не верилось, что такое возможно.
С одной стороны, абсолютно анекдотическая история: для съемок актеров надо освободить от репертуара. Наш директор Андрей Воробьев сказал режиссеру: «Сними всех, всех тебе сразу и отдам». В итоге работали в свой отпуск, потому что никакого другого времени в сезон найти было невозможно. И никто не пожалел. Хорошая мысль – снять в кино людей из одного театра, проживших вместе много лет. Ощущение компании дает режиссеру большие возможности. Конечно, это должен быть свой режиссер, который любит эту компанию и видит ее в определенной атмосфере, настроении.
А почему самого директора нет в фильме?
Было очень трудно его оторвать от его дел директорских, но Сережа ухитрился: Андрей изображен на афише «Дни Театра Фоменко в Берлине», которая в фильме висит в редакции ВВС в Германии. Это была шутка для своих.
Как работалось с Сергеем Осипьяном?
Он – человек тонкий, интеллигентный, ни при каких творческих условиях не теряющий самообладания, присутствия духа и владеющий собой, что для режиссера редкое качество. Сережа ни разу не повысил голос на площадке. Вокруг него сохранялась атмосфера спокойного радостного труда. И даже когда в Италии, куда мы летели снимать жару, нас вместо этого встретили туман и дождь, он не запаниковал, не стал спорить с богом кино: «Пусть так, поехали обратно. Потом сделаем». Это Сережу очень сильно определяет как человека и как режиссера.
Кино – это мозаичное искусство. Наверное, поэтому режиссеры и не любят, когда артисты приходят с требованием целостности. Да и артисты в кино не могут за это отвечать, хотя им так было бы спокойнее. Тут можно рассчитывать только на абсолютное доверие к режиссеру. И Сережа это доверие заслужил.
А Рената Литвинова, у которой вы снимались в «Северном ветре»?
У нее история складывается, сочиняется и досочиняется постоянно. Уже во время съемок Рената могла повести историю в нужную ей сторону, увидеть актера или актрису и тут же придумать роль, начать ее сочинять, развивать. Однажды вызвали на съемку: прислали текст, где не было для меня ни одной реплики. Я несколько раз переспросила: «Уверены, что я нужна?» Мне сказали: «Да-да-да». Оказалось, что Рената про меня забыла, и во время репетиции досочинился текст.
Когда режиссер работает, опираясь на командное усилие, мне интересно. Я вообще человек команды. Фильм посвящен Кире Муратовой, и в этом посвящении можно проследить взаимосвязь этих двух женщин-режиссеров.
В чем вы созвучны с Алексеем Ефимовичем Учителем, у которого много снимались?
Он привел меня за руку в игровое кино. «Мания Жизели» – моя первая роль в кино и его первый игровой фильм. Первый съемочный день запомнила на всю жизнь. Мы с Женей Сидихиным на красивой машине ехали по мосту – снимали сцену нашего разговора. Там был оператор, и Леша сказал: «Можно, я тоже с вами поеду?» Машина проезжает, разворачивается, на полном ходу дверь распахивается, и режиссер Учитель со своей камерой вылетает из машины. Гробовая тишина. Кто-то вскрикнул, машина остановилась. Я смотрю на открытую дверь и думаю: «Мой первый съемочный день, режиссер погиб». Это в секунду все пронеслось в моей голове. В следующий момент Алексей Ефимович, отряхивая штаны, залез, кряхтя, в машину и сказал: «Поехали». И я сразу поняла, что с режиссёром мне повезло. И повезло с партнерами.
Знакомство с Андреем Сергеевичем Смирновым очень обогатило меня – сколько разговоров мы вели о театре, кино и людях его эпохи. Дуня Смирнова – первая моя сценаристка, она писала роль в «Дневнике его жены» для меня. За что я ей по сей день благодарна.
Таня Москвина – очень серьезный кинокритик, драматург. Я помню, как мы снимались без перерыва сутки. И Таня с утра, снимая грим, сказала: «Я больше ни одного плохого слова не напишу про артистов, потому что я вообще не понимаю, как они в таких условиях еще что-то умудряются сыграть».
И безусловно, Алексей Юрьевич Герман. В одной сцене в «Мании Жизели» я кусала его за руку. А он между дублями мне нашептывал: «Ты кусай, кусай сильнее, не бойся». Я до сих пор помню его крепкую жилистую руку и как я впивалась в нее зубами и восхищалась его самоотдачей. А потом уже мы сидели и разговаривали несколько часов: Алексей Юрьевич рассказывал невероятные истории из жизни, со съемок. Мы смеялись, а он с такой непосредственностью наслаждался нашим смехом и продолжал веселить. И это меня поразило: его фильмы звучат совершенно по-другому. Он был режиссером трагического ощущения жизни. Но та нежность и то его отношение к человеку, которое тогда чувствовали с ним мы, сохранялись в этом кино.
Сейчас вы где-нибудь снимаетесь?
Не хочется говорить, что время сейчас бедовое. Я думаю, это время перехода. Оно всегда связано с изменениями. Кажется, что все рушится, исчезает, а на самом деле это переход на другой виток. Я верю, что должны прийти новые гении и озарить, огнем обжечь. А гений – это всегда внутренняя свобода. Он нарушает правила и порой даже извиняется за то, что не знал о них. И чаще всего гении приходят командой. Один поддерживает другого, они следят друг за другом. Так было в театре поколения Петра Наумовича Фоменко – они двигали театр все вместе. Поэтому к молодым надо очень внимательно относиться. Должно зародиться что-то необычное, любознательное, пытливое. Конечно, для того, чтобы нарушить законы, их надо знать, и для этого надо учиться и уважать обучение. Изучить и сказать: «Не нужны мне ваши законы, которые я и так прекрасно знаю». А когда отрицают то, чего не знают, это не свобода, это хаос.
Сергей Осипьян: «Мы не хотели делать ретро, украшать фильм елочными шарами и красными флагами. Наши герои, живущие в 1976 году, погружены в свой маленький внутренний мир, как и мы сейчас. Границы на замке это мы тоже ощутили. Так что не вижу больших отличий от нас сегодняшних. Мода тоже классная, очень красиво все смотрятся в костюмах 1970-х».
Галина Тюнина: «Наша профессия практическая, она не даётся один раз при рождении. И в ней нет боевых заслуг. Ты силён настолько, насколько сегодня силён. Всегда есть риск, что это больше никогда не повторится. И ты даже не знаешь, на какие клавиши нажимать»
Неудачливый актер Олег (Юрий Буторин) лишается работы. Случайно он знакомится с автором великой книги о войне «Соленая земля» Львом Николаевым (Кирилл Пирогов), пребывающим в затяжном творческом кризисе. «Мы несерьезно и весело снимали такую серьезную и даже грустную историю», – говорит Галина Тюнина, сыгравшая в фильме актрису Татьяну Пересветову.
Татьяна Николаевна проживает в фильме целую жизнь из комической героини, всезнающего парторга, превращается в ранимую женщину с мятущейся душой. Разве так бывает?
Когда за внешними проявлениями скрываются совсем другие качества человека? Так и есть. Человеческая природа не меняется. Тогда люди считали, что живут в счастливую эпоху победившего социализма. В то же время в каждом был свой надлом, особенно у творческой интеллигенции, искавшей возможность соединить эту счастливую жизнь с внутренним пониманием, чего именно не хватает. Это было время тоски по совершенству. Система уперлась в ощущение безысходности. Оставались вопросы, которые люди задавать могли только сами себе или друзьям на кухне. Их душевное беспокойство есть в этой картине.
Наверное, за это ощущение отвечает персонаж Кирилла Пирогова. Писатель, прошедший войну. Как и многие в то время. Они были гордые, ранимые, самостоятельные. Поколение, выкованное бедами и страданиями страны. Казалось бы, люди, прокаленные железом, – и в то же время такая внутренняя нежность у каждого. Кто-то скажет, что я преувеличиваю, но так оно и было.
Сейчас время усредненности. Не имей высоких мыслей или устремлений, но и не падай ниже определенного уровня. А они не боялись падать и разбиваться и в то же время не боялись дотянуться до каких-то вещей. Они что-то понимали про невидимые победы и явные падения. Красивые были люди, одухотворенные, думали выше, хотя жили хуже, проще.
Режиссер посвятил этот фильм нашим родителям.
Да. Фильм про то прекрасное время, когда были молоды наши мамы и папы, а мы были маленькими. Отсветы, отзвуки, музыка детства. Каждый из нас причастен к тому поколению – корни наши все там. И это не может не трогать. Не ностальгия по советской эпохе, а ностальгия по тому, как хорошо мы плохо жили, говоря словами Бориса Рыжего.
Наверное, обращенность в то время и давала очень живую и радостную атмосферу на съемках. Всем было легко. Как будто мы играли в детство. Я уверена, это кино будет своего рода единственным. Оно не в тренде сегодняшнего кинематографа. Оно по-хорошему архаично.
Сергей Осипьян шутит, что его могли бы показать по советскому телевидению. Но подчеркивает, что это не ретро.
Я с ним соглашусь. В этом фильме нет стилизации, но есть попытка ощутить время через людей, характеры и отношения – через человеческую составляющую. Хотя художник Сергей Гудилин очень постарался сохранить атмосферу времени.
Насколько я понимаю, в основе истории вашей героини – судьба Тонино Гуэрры и его русской жены Лоры.
Это намек на ту историю. В нашем исполнении она вряд ли получилась явной (Иван Поповски в фильме играет итальянского режиссера, влюбившегося в Татьяну Николаевну. Прим. ред.). Хотя кто знает то время, наверное, найдет отголоски, будет вспоминать. А кто-то и не поймет, что это было кем-то прожито.
В нашем фильме есть актерские портреты. Старшее поколение Мастерской Фоменко. И все последующие поколения-выпуски ГИТИСа: курс Полины Агуреевой и Томаса Моцкуса, поколение Жени Цыганова, Олега Ниряна, Наташи Курдюбовой. Вплоть до тех, кто пришел вчера или позавчера. И никому не верилось, что такое возможно.
С одной стороны, абсолютно анекдотическая история: для съемок актеров надо освободить от репертуара. Наш директор Андрей Воробьев сказал режиссеру: «Сними всех, всех тебе сразу и отдам». В итоге работали в свой отпуск, потому что никакого другого времени в сезон найти было невозможно. И никто не пожалел. Хорошая мысль – снять в кино людей из одного театра, проживших вместе много лет. Ощущение компании дает режиссеру большие возможности. Конечно, это должен быть свой режиссер, который любит эту компанию и видит ее в определенной атмосфере, настроении.
А почему самого директора нет в фильме?
Было очень трудно его оторвать от его дел директорских, но Сережа ухитрился: Андрей изображен на афише «Дни Театра Фоменко в Берлине», которая в фильме висит в редакции ВВС в Германии. Это была шутка для своих.
Как работалось с Сергеем Осипьяном?
Он – человек тонкий, интеллигентный, ни при каких творческих условиях не теряющий самообладания, присутствия духа и владеющий собой, что для режиссера редкое качество. Сережа ни разу не повысил голос на площадке. Вокруг него сохранялась атмосфера спокойного радостного труда. И даже когда в Италии, куда мы летели снимать жару, нас вместо этого встретили туман и дождь, он не запаниковал, не стал спорить с богом кино: «Пусть так, поехали обратно. Потом сделаем». Это Сережу очень сильно определяет как человека и как режиссера.
Кино – это мозаичное искусство. Наверное, поэтому режиссеры и не любят, когда артисты приходят с требованием целостности. Да и артисты в кино не могут за это отвечать, хотя им так было бы спокойнее. Тут можно рассчитывать только на абсолютное доверие к режиссеру. И Сережа это доверие заслужил.
А Рената Литвинова, у которой вы снимались в «Северном ветре»?
У нее история складывается, сочиняется и досочиняется постоянно. Уже во время съемок Рената могла повести историю в нужную ей сторону, увидеть актера или актрису и тут же придумать роль, начать ее сочинять, развивать. Однажды вызвали на съемку: прислали текст, где не было для меня ни одной реплики. Я несколько раз переспросила: «Уверены, что я нужна?» Мне сказали: «Да-да-да». Оказалось, что Рената про меня забыла, и во время репетиции досочинился текст.
Когда режиссер работает, опираясь на командное усилие, мне интересно. Я вообще человек команды. Фильм посвящен Кире Муратовой, и в этом посвящении можно проследить взаимосвязь этих двух женщин-режиссеров.
В чем вы созвучны с Алексеем Ефимовичем Учителем, у которого много снимались?
Он привел меня за руку в игровое кино. «Мания Жизели» – моя первая роль в кино и его первый игровой фильм. Первый съемочный день запомнила на всю жизнь. Мы с Женей Сидихиным на красивой машине ехали по мосту – снимали сцену нашего разговора. Там был оператор, и Леша сказал: «Можно, я тоже с вами поеду?» Машина проезжает, разворачивается, на полном ходу дверь распахивается, и режиссер Учитель со своей камерой вылетает из машины. Гробовая тишина. Кто-то вскрикнул, машина остановилась. Я смотрю на открытую дверь и думаю: «Мой первый съемочный день, режиссер погиб». Это в секунду все пронеслось в моей голове. В следующий момент Алексей Ефимович, отряхивая штаны, залез, кряхтя, в машину и сказал: «Поехали». И я сразу поняла, что с режиссёром мне повезло. И повезло с партнерами.
Знакомство с Андреем Сергеевичем Смирновым очень обогатило меня – сколько разговоров мы вели о театре, кино и людях его эпохи. Дуня Смирнова – первая моя сценаристка, она писала роль в «Дневнике его жены» для меня. За что я ей по сей день благодарна.
Таня Москвина – очень серьезный кинокритик, драматург. Я помню, как мы снимались без перерыва сутки. И Таня с утра, снимая грим, сказала: «Я больше ни одного плохого слова не напишу про артистов, потому что я вообще не понимаю, как они в таких условиях еще что-то умудряются сыграть».
И безусловно, Алексей Юрьевич Герман. В одной сцене в «Мании Жизели» я кусала его за руку. А он между дублями мне нашептывал: «Ты кусай, кусай сильнее, не бойся». Я до сих пор помню его крепкую жилистую руку и как я впивалась в нее зубами и восхищалась его самоотдачей. А потом уже мы сидели и разговаривали несколько часов: Алексей Юрьевич рассказывал невероятные истории из жизни, со съемок. Мы смеялись, а он с такой непосредственностью наслаждался нашим смехом и продолжал веселить. И это меня поразило: его фильмы звучат совершенно по-другому. Он был режиссером трагического ощущения жизни. Но та нежность и то его отношение к человеку, которое тогда чувствовали с ним мы, сохранялись в этом кино.
Сейчас вы где-нибудь снимаетесь?
Не хочется говорить, что время сейчас бедовое. Я думаю, это время перехода. Оно всегда связано с изменениями. Кажется, что все рушится, исчезает, а на самом деле это переход на другой виток. Я верю, что должны прийти новые гении и озарить, огнем обжечь. А гений – это всегда внутренняя свобода. Он нарушает правила и порой даже извиняется за то, что не знал о них. И чаще всего гении приходят командой. Один поддерживает другого, они следят друг за другом. Так было в театре поколения Петра Наумовича Фоменко – они двигали театр все вместе. Поэтому к молодым надо очень внимательно относиться. Должно зародиться что-то необычное, любознательное, пытливое. Конечно, для того, чтобы нарушить законы, их надо знать, и для этого надо учиться и уважать обучение. Изучить и сказать: «Не нужны мне ваши законы, которые я и так прекрасно знаю». А когда отрицают то, чего не знают, это не свобода, это хаос.
Сергей Осипьян: «Мы не хотели делать ретро, украшать фильм елочными шарами и красными флагами. Наши герои, живущие в 1976 году, погружены в свой маленький внутренний мир, как и мы сейчас. Границы на замке это мы тоже ощутили. Так что не вижу больших отличий от нас сегодняшних. Мода тоже классная, очень красиво все смотрятся в костюмах 1970-х».
Галина Тюнина: «Наша профессия практическая, она не даётся один раз при рождении. И в ней нет боевых заслуг. Ты силён настолько, насколько сегодня силён. Всегда есть риск, что это больше никогда не повторится. И ты даже не знаешь, на какие клавиши нажимать»
Полина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- «Все-таки это — гимн жизни»Анна Кулакова, «Зонг медиа», 22.11.2021
- «Страшное для меня – остаться просто ряженым мужиком»: Евгений Цыганов – о профессиональных фобиях и скотах, которые не должны смеятьсяЯрослав Забалуев, «Кинопоиск», 16.11.2021
- В «Мастерской Фоменко» выпускают премьеру по сказкам Романа МихайловаЕлена Алдашева, «Театр.», 14.11.2021
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Евгений Цыганов: «Все наши песни про любовь»Мария Михайлова, «Театрал», 10.2021
- Серафима Огарёва: «Я с детства знала, на что шла»Мария Михайлова, «Театрал», 07.2021
- Раз уж гость пришел – впустиВячеслав Картинкин, «Независимая газета», 16.06.2021
- Вера Строкова: «Играть на сцене — это рассказывать историю в лицах»Ольга Романцова, «Перспектива», 9.06.2021
- «Дон Жуан» стреляет в упорЕвгения Смехова, «Musecube», 9.06.2021
- Великая иллюзия или Страх познавший Дон Жуан («Дон Жуан» — Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 6.06.2021
- Мария Большова: «Я всегда открыта к предложениям»Елена Воробьёва, «Смена», 06.2021
- Уроки режиссуры. Вредные советыВадим Рутковский, «CoolConnections», 31.05.2021
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Балаганчик КрымоваСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 28.05.2021
- «Мечта, а не спектакль!»Анна Балуева, «Собеседник», 26.05.2021
- Последнее танго Дон ЖуанаСергей Николаевич, «Сноб», 19.05.2021
- Моцарт-терапия: «Моцарт. „Дон Жуан“» Дмитрия Крымова в «Мастерской Фоменко»Анастасия Паукер, «Афиша Daily», 17.05.2021
- Кто тут Дон Жуан?Игорь Вирабов, «Российская газета», 17.05.2021
- Дмитрий Крымов пробил стенуАлла Шендерова, «Коммерсант», 11.05.2021
- Театральные премьеры мая«The Vanderlust», 7.05.2021
- Он был раздавлен головою зебрыМила Денёва, «Театр.», 6.05.2021
- «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция». О чем новый спектакль Дмитрия Крымова?Александра Сидорова, «Бизнес FM», 5.05.2021
- Театр Всех Святых. Крымов в гостях у Фоменко: «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»Елена Шаина, «Театр To Go», 4.05.2021
- Где Крымов, там душаНаталья Ртищева, «Мнение», 4.05.2021
- «Моцарт Дон Жуан. Генеральная репетиция»: роман с театромМария Королева, «Ваш досуг», 4.05.2021
- Премьера генеральной репетицииМария Михайлова, «Театрал», 3.05.2021
- Счастливый финалАлена Солнцева, «Петербургский театральный журнал», 1.05.2021
- Культурные события мая: куда пойти в Москве и ПетербургеАнастасия Каменская, «РБК Стиль», 1.05.2021
- Что посмотреть в театре в маеАнна Юсина, «Афиша Daily», 1.05.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» пройдет премьера спектакля «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция»«Esquire», 29.04.2021
- Водянова, Триер и Шагал: чем заняться с 27 апреля по 2 мая«Harpers Bazaar», 27.04.2021
- Цыганов сыграет у Крымова режиссёра «Дон Жуана»Елена Алдашева, «Театр.», 23.04.2021
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- «1000 и 1 ночь» в Мастерской Петра Фоменко«Spear's Russia», 9.04.2021
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания»Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Ночь Театров 2021. «СТИХИйный вечер» в Мастерской Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 28.03.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- Кочевники, Триер и Пастернак: чем заняться с 16 по 21 марта«Harpers Bazaar», 16.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Театральные премьеры марта«The Vanderlust», 3.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Премьера спектакля «Доктор Живаго«SRSLY», 19.02.2021
- Спектакль «Доктор Живаго» впервые поставят в «Мастерской Петра Фоменко». В нем дебютирует дочь Сергея Бодрова-младшегоТася Ефимова, «The Village», 19.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Евгений Цыганов: «Я и есть народ»Зинаида Пронченко, «Искусство кино», 26.01.2021