Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»
В «Мастерской Петра Фоменко» премьера «Опасных связей» эпистолярный роман Шодерло де Лакло на театральную сцену перенес Егор Перегудов. Режиссер помещает действие словно в раму роскошного голландского натюрморта здесь, как и в этом изобразительном жанре, каждый фрукт, цветок или ваза несут свой скрытый смысл. Только вот едят герои не одни лишь яства, но - и даже с большим аппетитом друг друга.
Роман в письмах Пьера Шодерло де Лакло для режиссеров материал, безусловно, излюбленный. Не пересчитать киноверсии «Опасных связей», да и с театральных афиш название практически не исчезает. Но, пожалуй, столь поражающего воображение воплощения сюжет о коварном виконте де Вальмоне и его напарнице маркизе де Мертей еще не получал.
В центре спектакля, буквально на расстоянии вытянутой руки от зрительного зала, длинный стол, усыпанный всевозможными блюдами. Румянится корочка сливового пирога, блестят под софитами пышные гроздья винограда и головки сыра, рядом с копченым окороком так и манит мякоть инжира… Вальяжно приосанились пузатые кувшины, своего часа ждут бокалы, небрежно брошен тяжелый гобелен. Среди этого изобилия и будут плестись интриги, разбиваться сердца, ломаться судьбы.
В чем же дело? Маркиза де Мертей (Полина Кутепова) не может снести, что ее бывший любовник собирается жениться на Сесиль де Воланж (Дарья Коныжева) девушку только забрали из монастыря, где она получала воспитание. Желая отомстить обидчику, маркиза обращается к своему другу, известному сердцееду виконту де Вальмону (Томас Моцкус) вместе они решают соблазнить юную невесту. И когда это, наконец, удается, ликуя, смакуют невинную душу склонившись над Сесиль с вилкой и ножом. Для них эта девочка, лежащая теперь на столе, аппетитнее, чем самое изысканное блюдо.
Так же, по кусочку, они будут лакомиться богобоязненной президентшей де Турвель (Серафима Огарева), которая не смогла сохранить верность мужу. Еда красноречиво воплощает намерения героев и если поначалу президеншта все ходила с сельдереем в руках, демонстрируя сдержанность и завидное здравомыслие, то потом, уже сраженная чарами де Вальмона, переходит на сладкое.
Образ порочной страсти в этом меню отдали помидору уча с его помощью целоваться неискушенных в амурных делах, маркиза де Мертей как бы вносит в их души семена развращения. Вообще роль «виртуоза обмана», как сама себя называет де Мартей, Полине Кутеповой удается великолепно. Она убедительно нежна и осторожна, но так же убедительно неистова, расколачивая вдребезги один поднос с посудой за другим.
Разумеется, эта история гораздо больше, чем максима «с кем поведешься». Вот и режиссер отмечает от морализаторства (а в подзаголовке романа читаем «Письма, опубликованные в назидание некоторым другим») старались уходить.
- Для нас вопросы важнее ответов. Главный вопрос, который задает Шодерло, один что такое настоящее счастье? Ведь если бы люди знали, что такое настоящее счастье, они не искали бы его «за пределами божескими и человеческими». И сразу же второй вопрос может ли человек распоряжаться судьбой другого человека? говорит Егор Перегудов.
Но это и вечная тема благовидного «фасада», за которым скрывается низость и подлость, тема возможности договориться с собственной совестью, а еще страха признаться самому себе в том, что ты можешь кого-то любить. Ведь именно этот страх и порождает между маркизой и виконтом неистовый ураган, который сметает все, а с особенной жестокостью жизни тех, кто попадается на его пути.
В финале зло, конечно, будет побеждено. Но, как и любое блюдо высокой кухни, спектакль оставит послевкусие выходя из зала под сладкий запах спелой, разломанной виконтом дыни, захочется еще о многом поразмышлять…
Справка «РГ»
Роман в письмах «Опасные связи» стал настоящей сенсацией французской литературы своего времени еще в конце XVIII века выдержал примерно пятьдесят переизданий, но в 1823 году приговором суда был осужден на уничтожение «за оскорбление нравственности», а позже все книги у книготорговцев конфисковали. Единственное крупное художественное произведение французского генерала, изобретателя и писателя Пьера Шодерло де Лакло. Всего роман состоит из 175 писем, согласно заверениям автора, переписка подлинная, его участие ограничено лишь редакторской работой. Роман был переведен на все ведущие мировые языки и неоднократно экранизирован.
Источник: «Российская газета»
Роман в письмах Пьера Шодерло де Лакло для режиссеров материал, безусловно, излюбленный. Не пересчитать киноверсии «Опасных связей», да и с театральных афиш название практически не исчезает. Но, пожалуй, столь поражающего воображение воплощения сюжет о коварном виконте де Вальмоне и его напарнице маркизе де Мертей еще не получал.
В центре спектакля, буквально на расстоянии вытянутой руки от зрительного зала, длинный стол, усыпанный всевозможными блюдами. Румянится корочка сливового пирога, блестят под софитами пышные гроздья винограда и головки сыра, рядом с копченым окороком так и манит мякоть инжира… Вальяжно приосанились пузатые кувшины, своего часа ждут бокалы, небрежно брошен тяжелый гобелен. Среди этого изобилия и будут плестись интриги, разбиваться сердца, ломаться судьбы.
В чем же дело? Маркиза де Мертей (Полина Кутепова) не может снести, что ее бывший любовник собирается жениться на Сесиль де Воланж (Дарья Коныжева) девушку только забрали из монастыря, где она получала воспитание. Желая отомстить обидчику, маркиза обращается к своему другу, известному сердцееду виконту де Вальмону (Томас Моцкус) вместе они решают соблазнить юную невесту. И когда это, наконец, удается, ликуя, смакуют невинную душу склонившись над Сесиль с вилкой и ножом. Для них эта девочка, лежащая теперь на столе, аппетитнее, чем самое изысканное блюдо.
Так же, по кусочку, они будут лакомиться богобоязненной президентшей де Турвель (Серафима Огарева), которая не смогла сохранить верность мужу. Еда красноречиво воплощает намерения героев и если поначалу президеншта все ходила с сельдереем в руках, демонстрируя сдержанность и завидное здравомыслие, то потом, уже сраженная чарами де Вальмона, переходит на сладкое.
Образ порочной страсти в этом меню отдали помидору уча с его помощью целоваться неискушенных в амурных делах, маркиза де Мертей как бы вносит в их души семена развращения. Вообще роль «виртуоза обмана», как сама себя называет де Мартей, Полине Кутеповой удается великолепно. Она убедительно нежна и осторожна, но так же убедительно неистова, расколачивая вдребезги один поднос с посудой за другим.
Разумеется, эта история гораздо больше, чем максима «с кем поведешься». Вот и режиссер отмечает от морализаторства (а в подзаголовке романа читаем «Письма, опубликованные в назидание некоторым другим») старались уходить.
- Для нас вопросы важнее ответов. Главный вопрос, который задает Шодерло, один что такое настоящее счастье? Ведь если бы люди знали, что такое настоящее счастье, они не искали бы его «за пределами божескими и человеческими». И сразу же второй вопрос может ли человек распоряжаться судьбой другого человека? говорит Егор Перегудов.
Но это и вечная тема благовидного «фасада», за которым скрывается низость и подлость, тема возможности договориться с собственной совестью, а еще страха признаться самому себе в том, что ты можешь кого-то любить. Ведь именно этот страх и порождает между маркизой и виконтом неистовый ураган, который сметает все, а с особенной жестокостью жизни тех, кто попадается на его пути.
В финале зло, конечно, будет побеждено. Но, как и любое блюдо высокой кухни, спектакль оставит послевкусие выходя из зала под сладкий запах спелой, разломанной виконтом дыни, захочется еще о многом поразмышлять…
Справка «РГ»
Роман в письмах «Опасные связи» стал настоящей сенсацией французской литературы своего времени еще в конце XVIII века выдержал примерно пятьдесят переизданий, но в 1823 году приговором суда был осужден на уничтожение «за оскорбление нравственности», а позже все книги у книготорговцев конфисковали. Единственное крупное художественное произведение французского генерала, изобретателя и писателя Пьера Шодерло де Лакло. Всего роман состоит из 175 писем, согласно заверениям автора, переписка подлинная, его участие ограничено лишь редакторской работой. Роман был переведен на все ведущие мировые языки и неоднократно экранизирован.
Источник: «Российская газета»
Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Афиша с 31 октября по 6 ноября«The Vanderlust», 31.10.2022
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Мастерская Петра Фоменко. Премьерный спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир».«The Vanderlust», 17.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Фоменко и «фоменки»Ирина Кумова, «Литературная газета», 2.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Памяти вкусной и здоровой пищиВадим Рутковский, «CoolConnection», 6.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Афиша с 6 по 12 июня«The Vanderlust», 6.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- Егор Перегудов «приготовил» из Полины Кутеповой основное блюдоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 5.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Священники и безбожники сошлись на сценеМария Позина, «Metro», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Каменькович и «фоменки» переносят на большую сцену хронику ЛесковаЕлена Алдашева, «Театр.», 2.02.2022
- Театральные премьеры февраля«The Vanderlust», 1.02.2022
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Как провести первую неделю февраля в Москве?«The Village», 31.01.2022
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022