«Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезона
В «Мастерской Петра Фоменко» прошел предпремьерный показ спектакля по мотивам пушкинского «Бориса Годунова». В его основе — записи с репетиций под руководством Петра Фоменко
В «Мастерской Петра Фоменко» поставили «Комедию о трагедии» — спектакль по пушкинскому «Борису Годунову». Это дань памяти основателю театра, которому в этом году могло бы исполниться 90 лет.
«Комедия о трагедии» — особая история для мастерской. В 2010–2011 годах тут были читки «Бориса Годунова». Но выпустить премьеру сам Петр Наумович Фоменко не успел — в 2012 году его не стало. И все его удивительные ремарки во время репетиций, его понимание этого произведения так и не дошли до зрителя. Но остались записи актеров, отрывки аудио- и видеоматериалов с репетиций. Евгений Цыганов решил собрать все это и по записям поставить спектакль в память о мастере к 90-летию со дня его рождения. Создали режиссерские тетради, отреставрировали аудиозаписи на «Мосфильме», решили сопроводить их субтитрами — какие-то фразы трудно разобрать. В 2011-м у Цыганова было две роли: самозванца и воеводы Басманова. В сегодняшнем спектакле он выступает исключительно как режиссер.
Евгений Цыганов актер, режиссер:
«Пётр Наумович настаивал на том, что это комедия о трагедии. Говорил о том, что это жанр и намеренье, он говорил о том, что без комедийного сегодня сложно делать трагедию, потому что чистая трагедия обречена, что есть трагедии, да, их ставят, зритель на них спит, мы должны все равно искать в этом юмор. Вообще нет как таковой описанной школы Петра Фоменко, но поиск легкого в сложном, глубокого в легкомысленном, казалось бы, это была такая тема всего того, что он делал. Мы попытались найти комедийное в трагедийном и что-то содержательное в каких-то комедийных сценах, которые тоже у Пушкина прописаны. Мы относимся к этому, как к запоздалому студенчеству, может быть. Благо есть возможность быть в диалоге с мастером, меня часто спрашивали: как же вы теперь без мастера? Наверное, это в некотором роде такой ответ, что мы не то чтобы без мастера, мы с мастером в диалоге — пытаемся и слышать, и слушать, и соответствовать. Нам так повезло, что у нас есть камертон».
Ремарки Фоменко пронизывают получившийся трехчасовой спектакль. Он то подшучивает над актерами, то дает им советы, то комментирует непосредственно пушкинский текст, то просто размышляет. Удивляешься, насколько его мысли глубоки и актуальны.
А роли исполняют как непосредственно ученики Фоменко, так и совсем молодые актеры, недавно пришедшие в мастерскую. Получившаяся постановка чуть-чуть приоткрывает дверь в мир Фоменко, показывает его отношение к театру, к артистам, ученикам, к истории, религии, политике, власти.
Это спектакль — событие, убеждена редактор отдела «Культура» журнала Forbes Яна Жиляева
Яна Жиляева редактор отдела «Культура» журнала Forbes:
«Я долго думала, как можно определить жанр того, что создано, и поняла, что это полноценный спектакль, в котором главную роль исполняет Петр Наумович Фоменко. Его комментарий к Борису Годунову“, его точка зрения на пушкинский текст, обыгранная им, обдуманная — это и есть центральная суть спектакля. Нельзя сказать, что ребята, которые показывают фрагменты, отрывки, поставленные при участии Петра Наумовича, под его руководством, вторичны. Они гармоничны, дополняют друг друга. Это очень современный спектакль, созданный мультимедийными средствами».
На первых показах, приуроченных непосредственно к юбилейной дате, в зале «Мастерской Петра Фоменко» были Эльвира Набиуллина, Андрей Костин, Михаил Швыдкой. Официальная премьера запланирована на 30–31 июля, в последний день сезона. Нетипичный случай для московских театров. Впрочем, в этом, наверное, и причина, что билеты на «Комедию о трагедии» все еще есть. Стоимость — от 2 тысяч до 7 тысяч рублей.
Источник: радио БизнесFM
В «Мастерской Петра Фоменко» поставили «Комедию о трагедии» — спектакль по пушкинскому «Борису Годунову». Это дань памяти основателю театра, которому в этом году могло бы исполниться 90 лет.
«Комедия о трагедии» — особая история для мастерской. В 2010–2011 годах тут были читки «Бориса Годунова». Но выпустить премьеру сам Петр Наумович Фоменко не успел — в 2012 году его не стало. И все его удивительные ремарки во время репетиций, его понимание этого произведения так и не дошли до зрителя. Но остались записи актеров, отрывки аудио- и видеоматериалов с репетиций. Евгений Цыганов решил собрать все это и по записям поставить спектакль в память о мастере к 90-летию со дня его рождения. Создали режиссерские тетради, отреставрировали аудиозаписи на «Мосфильме», решили сопроводить их субтитрами — какие-то фразы трудно разобрать. В 2011-м у Цыганова было две роли: самозванца и воеводы Басманова. В сегодняшнем спектакле он выступает исключительно как режиссер.
Евгений Цыганов актер, режиссер:
«Пётр Наумович настаивал на том, что это комедия о трагедии. Говорил о том, что это жанр и намеренье, он говорил о том, что без комедийного сегодня сложно делать трагедию, потому что чистая трагедия обречена, что есть трагедии, да, их ставят, зритель на них спит, мы должны все равно искать в этом юмор. Вообще нет как таковой описанной школы Петра Фоменко, но поиск легкого в сложном, глубокого в легкомысленном, казалось бы, это была такая тема всего того, что он делал. Мы попытались найти комедийное в трагедийном и что-то содержательное в каких-то комедийных сценах, которые тоже у Пушкина прописаны. Мы относимся к этому, как к запоздалому студенчеству, может быть. Благо есть возможность быть в диалоге с мастером, меня часто спрашивали: как же вы теперь без мастера? Наверное, это в некотором роде такой ответ, что мы не то чтобы без мастера, мы с мастером в диалоге — пытаемся и слышать, и слушать, и соответствовать. Нам так повезло, что у нас есть камертон».
Ремарки Фоменко пронизывают получившийся трехчасовой спектакль. Он то подшучивает над актерами, то дает им советы, то комментирует непосредственно пушкинский текст, то просто размышляет. Удивляешься, насколько его мысли глубоки и актуальны.
А роли исполняют как непосредственно ученики Фоменко, так и совсем молодые актеры, недавно пришедшие в мастерскую. Получившаяся постановка чуть-чуть приоткрывает дверь в мир Фоменко, показывает его отношение к театру, к артистам, ученикам, к истории, религии, политике, власти.
Это спектакль — событие, убеждена редактор отдела «Культура» журнала Forbes Яна Жиляева
Яна Жиляева редактор отдела «Культура» журнала Forbes:
«Я долго думала, как можно определить жанр того, что создано, и поняла, что это полноценный спектакль, в котором главную роль исполняет Петр Наумович Фоменко. Его комментарий к Борису Годунову“, его точка зрения на пушкинский текст, обыгранная им, обдуманная — это и есть центральная суть спектакля. Нельзя сказать, что ребята, которые показывают фрагменты, отрывки, поставленные при участии Петра Наумовича, под его руководством, вторичны. Они гармоничны, дополняют друг друга. Это очень современный спектакль, созданный мультимедийными средствами».
На первых показах, приуроченных непосредственно к юбилейной дате, в зале «Мастерской Петра Фоменко» были Эльвира Набиуллина, Андрей Костин, Михаил Швыдкой. Официальная премьера запланирована на 30–31 июля, в последний день сезона. Нетипичный случай для московских театров. Впрочем, в этом, наверное, и причина, что билеты на «Комедию о трагедии» все еще есть. Стоимость — от 2 тысяч до 7 тысяч рублей.
Источник: радио БизнесFM
Александра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Афиша с 31 октября по 6 ноября«The Vanderlust», 31.10.2022
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Мастерская Петра Фоменко. Премьерный спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир».«The Vanderlust», 17.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Фоменко и «фоменки»Ирина Кумова, «Литературная газета», 2.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Памяти вкусной и здоровой пищиВадим Рутковский, «CoolConnection», 6.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Афиша с 6 по 12 июня«The Vanderlust», 6.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- Егор Перегудов «приготовил» из Полины Кутеповой основное блюдоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 5.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Священники и безбожники сошлись на сценеМария Позина, «Metro», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Каменькович и «фоменки» переносят на большую сцену хронику ЛесковаЕлена Алдашева, «Театр.», 2.02.2022
- Театральные премьеры февраля«The Vanderlust», 1.02.2022
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Как провести первую неделю февраля в Москве?«The Village», 31.01.2022
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022