Цыганов вызвал дух Фоменко
Под занавес театрального сезона в «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Цыганов поставил спектакль «Комедия о трагедии» на основе репетиций своего мастера Петра Фоменко, так и не поставившего драму Пушкина «Борис Годунов». Это не только оммаж Учителю, но своего рода завершение трилогии, начатой другими режиссерами с участием Цыганова как актера.
Читки «Бориса Годунова» начались в «Мастерской Петра Фоменко» зимой 2010–2011 годов и продолжались несколько недель. Затем Петр Наумович взял паузу, которая оказалась вечной. 9 августа 2012-го он умер. 13 июля, в театре отметили его несостоявшееся 90-летие, к которому и приготовили первый показ «Годунова». Можно только догадываться, каким он мог стать у Фоменко. А назвать спектакль он хотел «Комедией о трагедии Московского государства». Нам же предложена версия одного из его учеников, замахнувшегося на несостоявшийся замысел мастера и сделавшего его, по сути, главным героем.
С большого экрана, словно с небес, Петр Наумович смотрит на происходящее внизу на деревянном помосте, уклон которого меняется до тех пор, пока не возникнет неприступная стена, а в ее оконце не появится царь Борис. Фоменко скептически взирает на своих прямых учеников, тех, кого уже сам не учил, но кто как-то пытается продолжать его дело. На экране — рукописи мастера, а из динамиков слышен его голос. Своим присутствием на экране он напоминает о том, что никакого пафоса в спектакле быть не должно. Фоменко способен одной репликой сбить с актеров ненужную шелуху, говорит так, словно речь не о Марине Мнишек и Годунове, а о самых обычных людях.
Пушкина он любил, не раз обращался к его произведениям. Теперь Евгений Цыганов объединил вокруг себя актеров разных поколений, но «основоположников», тех, с кем начинался театр, на сцене нет, за исключением Карэна Бадалова, который тут и Пимен, и Pater, и Борис Годунов. Почти у каждого актера — несколько ролей. Ольга Бодрова, к примеру, играет Марину Мнишек, царевича Федора и Звонаря. Владислав Ташбулатов сосредоточен только на самозванце Гришке. А темнокожая красавица Стефани Елизавета Бурмакова в роли Ремарки напоминает о происхождении Пушкина.
На деревянном помосте толпятся актеры, изображая простой русский народ, ближний круг царя и Самозванца. Тут юродивый с огненными волосами, забитая баба с младенцем, казак с чубом, пьяница. Странный, надо сказать, народец. Да и вельможи, погрязшие во лжи и предательстве, производят впечатление дремучего, заспанного народа.
Спектакль идет больше трех часов. Мастер призывает с экрана не быть серьезными. Какими еще можно быть, наблюдая возню вокруг трона и человеческую глупость. Но первое действие, тяжелое и невеселое, оживает только в сцене у фонтана, когда появляется Ольга Бодрова. Ее Марина Мнишек словно сошла с полотен старых мастеров. Она мечтает о троне. А ее жаждет заполучить Самозванец, окончательно потерявший самообладание. Фоменко с экрана умеряет его пыл, ведь нельзя же так трепетать перед бабой. Он так и говорит — «бабой». Петр Наумович как редко кто умел разбирать тексты и спектакли. Он говорил только правду, умудряясь никого не обидеть, бывая в разных театрах страны. Феноменальное зрелище, просто школа жизни и критики.
Евгений Цыганов на сцене появится только на поклонах. Он не играет в своем спектакле, и это вдохновляет. Актеры, стремящиеся в режиссуру, часто делают это во имя того, чтобы получить роль, какой иначе не дождешься. А тут абсолютно другой случай. Складывается ощущение, что появлению «Комедии и трагедии» поспособствовали актерские опыты Цыганова в двух спектаклях о трагической судьбе художника. Это «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» в постановке Дмитрия Крымова, где он сыграл режиссера, который своими жестами, тем, как бросает портфель, своей резиновой маской напомнил Фоменко, хотя и других богов сцены тоже. Это и «Я — Сергей Образцов» в Театре кукол, осуществленный Екатериной Образцовой, где Евгений Цыганов сыграл своего дальнего родственника (мама Сергея Владимировича и прабабушка Евгения — родные сестры), отразив целый век русской жизни. В спектакле Крымова его герой палит из ружья по артистам, не в силах победить их пошлость, а потом истекает кровью по причине исчерпанности жизненных сил. Но великие не умирают. Они с нами навеки. Это подтвердил и почти спиритический сеанс с Фоменко.
Источник: «Московский комсомолец»
Читки «Бориса Годунова» начались в «Мастерской Петра Фоменко» зимой 2010–2011 годов и продолжались несколько недель. Затем Петр Наумович взял паузу, которая оказалась вечной. 9 августа 2012-го он умер. 13 июля, в театре отметили его несостоявшееся 90-летие, к которому и приготовили первый показ «Годунова». Можно только догадываться, каким он мог стать у Фоменко. А назвать спектакль он хотел «Комедией о трагедии Московского государства». Нам же предложена версия одного из его учеников, замахнувшегося на несостоявшийся замысел мастера и сделавшего его, по сути, главным героем.
С большого экрана, словно с небес, Петр Наумович смотрит на происходящее внизу на деревянном помосте, уклон которого меняется до тех пор, пока не возникнет неприступная стена, а в ее оконце не появится царь Борис. Фоменко скептически взирает на своих прямых учеников, тех, кого уже сам не учил, но кто как-то пытается продолжать его дело. На экране — рукописи мастера, а из динамиков слышен его голос. Своим присутствием на экране он напоминает о том, что никакого пафоса в спектакле быть не должно. Фоменко способен одной репликой сбить с актеров ненужную шелуху, говорит так, словно речь не о Марине Мнишек и Годунове, а о самых обычных людях.
Пушкина он любил, не раз обращался к его произведениям. Теперь Евгений Цыганов объединил вокруг себя актеров разных поколений, но «основоположников», тех, с кем начинался театр, на сцене нет, за исключением Карэна Бадалова, который тут и Пимен, и Pater, и Борис Годунов. Почти у каждого актера — несколько ролей. Ольга Бодрова, к примеру, играет Марину Мнишек, царевича Федора и Звонаря. Владислав Ташбулатов сосредоточен только на самозванце Гришке. А темнокожая красавица Стефани Елизавета Бурмакова в роли Ремарки напоминает о происхождении Пушкина.
На деревянном помосте толпятся актеры, изображая простой русский народ, ближний круг царя и Самозванца. Тут юродивый с огненными волосами, забитая баба с младенцем, казак с чубом, пьяница. Странный, надо сказать, народец. Да и вельможи, погрязшие во лжи и предательстве, производят впечатление дремучего, заспанного народа.
Спектакль идет больше трех часов. Мастер призывает с экрана не быть серьезными. Какими еще можно быть, наблюдая возню вокруг трона и человеческую глупость. Но первое действие, тяжелое и невеселое, оживает только в сцене у фонтана, когда появляется Ольга Бодрова. Ее Марина Мнишек словно сошла с полотен старых мастеров. Она мечтает о троне. А ее жаждет заполучить Самозванец, окончательно потерявший самообладание. Фоменко с экрана умеряет его пыл, ведь нельзя же так трепетать перед бабой. Он так и говорит — «бабой». Петр Наумович как редко кто умел разбирать тексты и спектакли. Он говорил только правду, умудряясь никого не обидеть, бывая в разных театрах страны. Феноменальное зрелище, просто школа жизни и критики.
Евгений Цыганов на сцене появится только на поклонах. Он не играет в своем спектакле, и это вдохновляет. Актеры, стремящиеся в режиссуру, часто делают это во имя того, чтобы получить роль, какой иначе не дождешься. А тут абсолютно другой случай. Складывается ощущение, что появлению «Комедии и трагедии» поспособствовали актерские опыты Цыганова в двух спектаклях о трагической судьбе художника. Это «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» в постановке Дмитрия Крымова, где он сыграл режиссера, который своими жестами, тем, как бросает портфель, своей резиновой маской напомнил Фоменко, хотя и других богов сцены тоже. Это и «Я — Сергей Образцов» в Театре кукол, осуществленный Екатериной Образцовой, где Евгений Цыганов сыграл своего дальнего родственника (мама Сергея Владимировича и прабабушка Евгения — родные сестры), отразив целый век русской жизни. В спектакле Крымова его герой палит из ружья по артистам, не в силах победить их пошлость, а потом истекает кровью по причине исчерпанности жизненных сил. Но великие не умирают. Они с нами навеки. Это подтвердил и почти спиритический сеанс с Фоменко.
Источник: «Московский комсомолец»
Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Афиша с 31 октября по 6 ноября«The Vanderlust», 31.10.2022
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Мастерская Петра Фоменко. Премьерный спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир».«The Vanderlust», 17.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Фоменко и «фоменки»Ирина Кумова, «Литературная газета», 2.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Памяти вкусной и здоровой пищиВадим Рутковский, «CoolConnection», 6.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Афиша с 6 по 12 июня«The Vanderlust», 6.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- Егор Перегудов «приготовил» из Полины Кутеповой основное блюдоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 5.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Священники и безбожники сошлись на сценеМария Позина, «Metro», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Каменькович и «фоменки» переносят на большую сцену хронику ЛесковаЕлена Алдашева, «Театр.», 2.02.2022
- Театральные премьеры февраля«The Vanderlust», 1.02.2022
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Как провести первую неделю февраля в Москве?«The Village», 31.01.2022
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022