«Не ставьте точку, пожалуйста»:
в Мастерской Петра Фоменко премьера «Комедии о трагедии» к юбилею мастера
В Мастерской Петра Фоменко сезон завершили премьерой. Евгений Цыганов поставил «Комедию о трагедии» к 90-летию мастера. В основе – драма Пушкина «Борис Годунов», но главным действующим лицом все же является основатель театра. В 2011 году Петр Наумович приступил к читке, но так и не завершил спектакль. Однако сохранились записи его репетиций, составившие канву «Комедии о трагедии». В самом названии уже заложен смысл и ведущий принцип работы режиссера: «Если не будет комедийного оттенка в этой трагедии, не будет и трагедии».
На протяжении всей постановки голос Фоменко становится ремаркой ко всем словам и действиям артистов. Он направляет их своими комментариями, наполняя пушкинские строки дополнительными смыслами и подтекстами. И все это приоткрывает завесу тайны, как рождается искусство, дает зрителю почувствовать и осознать, сколько всего кроется за каждым словом и поступью актера, как важен свет, почему выбирается та или иная музыка, о чем мечтает режиссер…
Евгений Цыганов словно воплощает в реальность все мечты мастера. Здесь должны быть колокола, но денег нет. И вот уже на сцене – реальный колокольный звон вместо режиссерского «бом». Но главный завет основателя театра: «Не ставьте точку, пожалуйста. Точка – смерть для артиста». И вот оно – многоточие: через 10 лет на сцене родного театра «Борису Годунову» быть! Ученики и соратники продолжают дело жизни мастера, следуя главному требованию – не ставить точку. Это самое многоточие захватывает публику и затягивает все больше в фоменковский мир, давая возможность кому-то вспомнить, а кому-то почувствовать и открыть для себя энергетику Петра Наумовича.
«Не теряйте иронию к себе. Это лучшая защита от критики»
В центре внимания совсем не суть драмы, которую написал Пушкин, а именно характеры, образы и сам процесс их создания – зритель видит, как рождается искусство. Здесь все пронизано иронией, не зря постановка так и называется – «Комедия о трагедии». Одно действительно, как замечал и сам Фоменко, невозможно без другого. Настоящую драму можно ощутить только после того, как вдоволь насмеялся.
Ирония порождает и удивительные образы. Так, например, знаменитая сцена у фонтана, где вместо декораций на сцене артисты сами становятся этим фонтаном, их точные оценки происходящего нарушают интимный характер действия, напоминая нам тем самым, что народ все видит и все слышит на самом деле. И коль садишься на трон – забудь про себя, думай о людях.
Но народ или население все-таки? Фоменко замечает, что у Пушкина написано «народ», а он все чаще видит население. Так в чем же разница? Население – это всего лишь совокупность людей, живущих на определенной территории. А народ – историческая общность людей. Это слово гораздо глубже и шире, здесь уже имеют значение и политический, и культурно-этнический аспекты. И вот все эти замечания неразрывно влияют на образы и характеры, на то, что увидит в итоге зритель, что почувствует. Осознает ли? Скорее всего да, но даже если и нет, то все равно после этой постановки уже будет чаще читать между строк и искать более глубокие смыслы в каждом спектакле, потому что это и есть театр, и в этом его отличие. А уж как будет интерпретировано, зависит, прежде всего, конечно, от жизненного опыта и создателей, и смотрящих.
«Когда придут иные времена (а я надеюсь, они придут)»
Те ли, другие ли времена – неважно, во главе всегда страсть и любовь. «Сегодня надо говорить о чувствах, а не о политике», – говорил Петр Фоменко. И в этом случае даже самая, казалось бы, историко-политическая пьеса становится каким-то очень личным, близким каждому, немного интимным спектаклем, ведь так устроен человек, что любит власть, будь ты царь или ведущий экономист в банке. А еще мы любим друг друга – мужчины и женщины. И очень важно, чтобы в погоне за своими желаниями мы оставались людьми, которым не свойственен рак совести. Ведь это не только «Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», но и, прежде всего, трагедия власти и совести.
«Как все повторяется в разных аллюзиях, в разных контекстах повторяется…»
Источник: МИР24
На протяжении всей постановки голос Фоменко становится ремаркой ко всем словам и действиям артистов. Он направляет их своими комментариями, наполняя пушкинские строки дополнительными смыслами и подтекстами. И все это приоткрывает завесу тайны, как рождается искусство, дает зрителю почувствовать и осознать, сколько всего кроется за каждым словом и поступью актера, как важен свет, почему выбирается та или иная музыка, о чем мечтает режиссер…
Евгений Цыганов словно воплощает в реальность все мечты мастера. Здесь должны быть колокола, но денег нет. И вот уже на сцене – реальный колокольный звон вместо режиссерского «бом». Но главный завет основателя театра: «Не ставьте точку, пожалуйста. Точка – смерть для артиста». И вот оно – многоточие: через 10 лет на сцене родного театра «Борису Годунову» быть! Ученики и соратники продолжают дело жизни мастера, следуя главному требованию – не ставить точку. Это самое многоточие захватывает публику и затягивает все больше в фоменковский мир, давая возможность кому-то вспомнить, а кому-то почувствовать и открыть для себя энергетику Петра Наумовича.
«Не теряйте иронию к себе. Это лучшая защита от критики»
В центре внимания совсем не суть драмы, которую написал Пушкин, а именно характеры, образы и сам процесс их создания – зритель видит, как рождается искусство. Здесь все пронизано иронией, не зря постановка так и называется – «Комедия о трагедии». Одно действительно, как замечал и сам Фоменко, невозможно без другого. Настоящую драму можно ощутить только после того, как вдоволь насмеялся.
Ирония порождает и удивительные образы. Так, например, знаменитая сцена у фонтана, где вместо декораций на сцене артисты сами становятся этим фонтаном, их точные оценки происходящего нарушают интимный характер действия, напоминая нам тем самым, что народ все видит и все слышит на самом деле. И коль садишься на трон – забудь про себя, думай о людях.
Но народ или население все-таки? Фоменко замечает, что у Пушкина написано «народ», а он все чаще видит население. Так в чем же разница? Население – это всего лишь совокупность людей, живущих на определенной территории. А народ – историческая общность людей. Это слово гораздо глубже и шире, здесь уже имеют значение и политический, и культурно-этнический аспекты. И вот все эти замечания неразрывно влияют на образы и характеры, на то, что увидит в итоге зритель, что почувствует. Осознает ли? Скорее всего да, но даже если и нет, то все равно после этой постановки уже будет чаще читать между строк и искать более глубокие смыслы в каждом спектакле, потому что это и есть театр, и в этом его отличие. А уж как будет интерпретировано, зависит, прежде всего, конечно, от жизненного опыта и создателей, и смотрящих.
«Когда придут иные времена (а я надеюсь, они придут)»
Те ли, другие ли времена – неважно, во главе всегда страсть и любовь. «Сегодня надо говорить о чувствах, а не о политике», – говорил Петр Фоменко. И в этом случае даже самая, казалось бы, историко-политическая пьеса становится каким-то очень личным, близким каждому, немного интимным спектаклем, ведь так устроен человек, что любит власть, будь ты царь или ведущий экономист в банке. А еще мы любим друг друга – мужчины и женщины. И очень важно, чтобы в погоне за своими желаниями мы оставались людьми, которым не свойственен рак совести. Ведь это не только «Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», но и, прежде всего, трагедия власти и совести.
«Как все повторяется в разных аллюзиях, в разных контекстах повторяется…»
Источник: МИР24
Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Афиша с 31 октября по 6 ноября«The Vanderlust», 31.10.2022
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Мастерская Петра Фоменко. Премьерный спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир».«The Vanderlust», 17.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Фоменко и «фоменки»Ирина Кумова, «Литературная газета», 2.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Памяти вкусной и здоровой пищиВадим Рутковский, «CoolConnection», 6.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Афиша с 6 по 12 июня«The Vanderlust», 6.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- Егор Перегудов «приготовил» из Полины Кутеповой основное блюдоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 5.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Священники и безбожники сошлись на сценеМария Позина, «Metro», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Каменькович и «фоменки» переносят на большую сцену хронику ЛесковаЕлена Алдашева, «Театр.», 2.02.2022
- Театральные премьеры февраля«The Vanderlust», 1.02.2022
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Как провести первую неделю февраля в Москве?«The Village», 31.01.2022
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022