Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра Фоменко
В «Мастерской Петра Фоменко» в минувшие выходные состоялась необычная премьера – «Комедия о трагедии». Спектакль, созданный по читкам пушкинского «Бориса Годунова», но в свое время не доведенный до финала самим мастером, Петром Наумовичем. В год его 90-летия (буквально вслед за юбилеем – праздновали 13 июля) этот спектакль поставил – а скорее даже, скрупулезно реконструировал и доработал актер и режиссер Евгений Цыганов.
Работу над «Борисом Годуновым» в театре начали двенадцать лет назад, зимой 2010-го. За год до ухода из жизни Фоменко. Известно: Александр Пушкин для него был – камертоном истины и главным собеседником на протяжении всего непростого творческого пути. Те самые репетиции десятилетней давности и легли в основу «Комедии о трагедии». Сохранились, к счастью, видео- и аудиозаписи читок – теперь они магически ведут спектакль в еще одно, другое измерение.
Наивно можно было бы назвать это «заметками на полях». Голос Петра Наумовича временами приостанавливает действие, поясняя зрителю: что стоит за великими пушкинскими строками. Направляя актеров: почему и как они должны играть своих героев. «Не ставьте точку, пожалуйста! Точка – смерть для артиста!».
Точные слова, как афоризмы, высвечиваются на заднике сцены. Текст Фоменко – идущий фоном к тексту Пушкина – как декорация к происходящему.
Первое, на что он обращает внимание артистов (а теперь и зрителей-читателей) – пушкинский подзаголовок: «Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве». И это однозначно – жанр спектакля. Без комедии не может быть трагедии. На этом Фоменко настаивал – как вспоминает Евгений Цыганов.
Актер участвовал в тех читках. Репетировал две роли – самозванца Отрепьева и воеводу Басманова. Теперь ведет нас за своим учителем – в пространство вечных тем и пророчеств поэта. Но вместе с тем, в пространство шутки, доходящей даже и до скоморошества. Из одного рождается другое. Трагедии становятся комедиями – и наоборот. Урок истории – от режиссера и поэта.
Знаменитая сцена у фонтана превращается на сцене «Мастерской Фоменко» в фантасмагорию из каламбуров. Сам фонтан изображает услужливая компания сподвижников Отрепьева, державших нос по ветру. Курбский, Вишневецкий, Казак и Поэт – все присягнувшие столпились и живописно замирают в ожидании, когда самозванец встретится с возлюбленной Мариной Мнишек (Ольга Бодрова).
Отрепьев (Владислав Ташбулатов) не находит себе места: «Вот и фонтан; она сюда придет. Я, кажется, рожден не боязливым…». Вдруг – голос Петра Наумовича: «Ну, в самом деле, нельзя же так трепетать перед бабой!». Отрепьев замирает: в самом деле. Вроде бы взял себя в руки – но тут вошла Марина. Тут же снова Петр Фоменко: «Что он чувствует? А примерно, как в песне, помните: Вот я стою я перед вами, словно голенький“.
В порыве чувств Лжедмитрий выхватывает из рук“ фонтана мандолину – поет для оторопевшей Мнишек свою серенаду. Красный Треугольник“ Александра Галича. Зал лежит. Смех сделал сцену признания еще драматичней – речь не столько о любви, сколько об истинной сущности самозванца. Где он фальшивит и кому теперь поверят – ему или Марине? От пылких чувств, минутной слабости – всегда одни проблемы.
В спектакле все идет по слову мастера. И персонаж по имени Ремарка (смуглянка Стефани Елизавета Бурмакова) – словно путеводитель, ориентирует нас в пространстве пушкинского текста. Народ ждет объявления имени царя обязательно со своей душой – она в юродивом и нищем мальчике. Даже антракт – тогда, когда его предложит режиссер!
А еще – об этот Петр Наумович мечтал – на сцене появляется настоящая звонница из пяти колоколов. Он был уверен, что в Борисе Годунове“ обязательно должны звучать колокола. Но сетует: наверное, от этой идеи все-таки придется отказаться – слишком дорого. Теперь – не отказались. Сделали, как он задумывал. Можете поверить на слово: колокольный звон здесь органичен.
Без комедии не может быть трагедии. На этом Петр Наумович Фоменко всегда настаивал Практически все артисты играют в спектакле по две роли что неудивительно: на сцене появляется почти четыре десятка персонажей! Но, если присмотреться, то и этот дуализм ролей – со смыслом. Карэн Бадалов, например, то в роли православного монаха Пимена – то он же католический Патер. Важные акценты – между строк, в полутонах, намеках. Звучание спектакля оказывается фантастически современным. Хотя для этого не делается вроде бы ничего специального – все уже сделал Пушкин. Заговоры недружественных соседей, вопиющие обманы, претензии без всяких на то оснований – чего из этого вокруг сегодня зрители не видят? Просто Фоменко, как никто, умеет вчитываться в Пушкина.
Про что спектакль?
Евгений Цыганов уверен: прежде всего – про любовь. К театру вообще и к нашему театру в частности. Про любовь к Мастеру и про любовь Мастера к слову, к Пушкину, к стране нашей многострадальной, к ее истории и к своим ученикам“. Точнее, видимо, не скажешь.
Петр Фоменко о смысле точек
Не играй в пол и не ставь точки! Точек вообще не должно быть, фраза стремится, летит, живая, как моль – до аплодисментов, когда её захлопают насмерть!..“
Источник: Российская газета“
Работу над «Борисом Годуновым» в театре начали двенадцать лет назад, зимой 2010-го. За год до ухода из жизни Фоменко. Известно: Александр Пушкин для него был – камертоном истины и главным собеседником на протяжении всего непростого творческого пути. Те самые репетиции десятилетней давности и легли в основу «Комедии о трагедии». Сохранились, к счастью, видео- и аудиозаписи читок – теперь они магически ведут спектакль в еще одно, другое измерение.
Наивно можно было бы назвать это «заметками на полях». Голос Петра Наумовича временами приостанавливает действие, поясняя зрителю: что стоит за великими пушкинскими строками. Направляя актеров: почему и как они должны играть своих героев. «Не ставьте точку, пожалуйста! Точка – смерть для артиста!».
Точные слова, как афоризмы, высвечиваются на заднике сцены. Текст Фоменко – идущий фоном к тексту Пушкина – как декорация к происходящему.
Первое, на что он обращает внимание артистов (а теперь и зрителей-читателей) – пушкинский подзаголовок: «Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве». И это однозначно – жанр спектакля. Без комедии не может быть трагедии. На этом Фоменко настаивал – как вспоминает Евгений Цыганов.
Актер участвовал в тех читках. Репетировал две роли – самозванца Отрепьева и воеводу Басманова. Теперь ведет нас за своим учителем – в пространство вечных тем и пророчеств поэта. Но вместе с тем, в пространство шутки, доходящей даже и до скоморошества. Из одного рождается другое. Трагедии становятся комедиями – и наоборот. Урок истории – от режиссера и поэта.
Знаменитая сцена у фонтана превращается на сцене «Мастерской Фоменко» в фантасмагорию из каламбуров. Сам фонтан изображает услужливая компания сподвижников Отрепьева, державших нос по ветру. Курбский, Вишневецкий, Казак и Поэт – все присягнувшие столпились и живописно замирают в ожидании, когда самозванец встретится с возлюбленной Мариной Мнишек (Ольга Бодрова).
Отрепьев (Владислав Ташбулатов) не находит себе места: «Вот и фонтан; она сюда придет. Я, кажется, рожден не боязливым…». Вдруг – голос Петра Наумовича: «Ну, в самом деле, нельзя же так трепетать перед бабой!». Отрепьев замирает: в самом деле. Вроде бы взял себя в руки – но тут вошла Марина. Тут же снова Петр Фоменко: «Что он чувствует? А примерно, как в песне, помните: Вот я стою я перед вами, словно голенький“.
В порыве чувств Лжедмитрий выхватывает из рук“ фонтана мандолину – поет для оторопевшей Мнишек свою серенаду. Красный Треугольник“ Александра Галича. Зал лежит. Смех сделал сцену признания еще драматичней – речь не столько о любви, сколько об истинной сущности самозванца. Где он фальшивит и кому теперь поверят – ему или Марине? От пылких чувств, минутной слабости – всегда одни проблемы.
В спектакле все идет по слову мастера. И персонаж по имени Ремарка (смуглянка Стефани Елизавета Бурмакова) – словно путеводитель, ориентирует нас в пространстве пушкинского текста. Народ ждет объявления имени царя обязательно со своей душой – она в юродивом и нищем мальчике. Даже антракт – тогда, когда его предложит режиссер!
А еще – об этот Петр Наумович мечтал – на сцене появляется настоящая звонница из пяти колоколов. Он был уверен, что в Борисе Годунове“ обязательно должны звучать колокола. Но сетует: наверное, от этой идеи все-таки придется отказаться – слишком дорого. Теперь – не отказались. Сделали, как он задумывал. Можете поверить на слово: колокольный звон здесь органичен.
Без комедии не может быть трагедии. На этом Петр Наумович Фоменко всегда настаивал Практически все артисты играют в спектакле по две роли что неудивительно: на сцене появляется почти четыре десятка персонажей! Но, если присмотреться, то и этот дуализм ролей – со смыслом. Карэн Бадалов, например, то в роли православного монаха Пимена – то он же католический Патер. Важные акценты – между строк, в полутонах, намеках. Звучание спектакля оказывается фантастически современным. Хотя для этого не делается вроде бы ничего специального – все уже сделал Пушкин. Заговоры недружественных соседей, вопиющие обманы, претензии без всяких на то оснований – чего из этого вокруг сегодня зрители не видят? Просто Фоменко, как никто, умеет вчитываться в Пушкина.
Про что спектакль?
Евгений Цыганов уверен: прежде всего – про любовь. К театру вообще и к нашему театру в частности. Про любовь к Мастеру и про любовь Мастера к слову, к Пушкину, к стране нашей многострадальной, к ее истории и к своим ученикам“. Точнее, видимо, не скажешь.
Петр Фоменко о смысле точек
Не играй в пол и не ставь точки! Точек вообще не должно быть, фраза стремится, летит, живая, как моль – до аплодисментов, когда её захлопают насмерть!..“
Источник: Российская газета“
Инга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Афиша с 31 октября по 6 ноября«The Vanderlust», 31.10.2022
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Мастерская Петра Фоменко. Премьерный спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир».«The Vanderlust», 17.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Фоменко и «фоменки»Ирина Кумова, «Литературная газета», 2.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Памяти вкусной и здоровой пищиВадим Рутковский, «CoolConnection», 6.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Афиша с 6 по 12 июня«The Vanderlust», 6.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- Егор Перегудов «приготовил» из Полины Кутеповой основное блюдоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 5.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Священники и безбожники сошлись на сценеМария Позина, «Metro», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Каменькович и «фоменки» переносят на большую сцену хронику ЛесковаЕлена Алдашева, «Театр.», 2.02.2022
- Театральные премьеры февраля«The Vanderlust», 1.02.2022
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Как провести первую неделю февраля в Москве?«The Village», 31.01.2022
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022