«Чающие движения воды»: хроники праведника
«Мастерская Петра Фоменко» открыла сезон спектаклем по роману Николая Лескова
«Чающие движения воды» – еще один пример того, насколько сильно «Мастерская Фоменко» может погрузить зрителя в девятнадцатый век, насколько тонко театр чувствует этот исторический период и достоверно воссоздает его психологические реалии.
Первым на сцене появляется отец Савелий, прибывший в провинциальный городок, чтобы противостоять набирающему здесь силу движению старообрядцев. Он свободомыслящий священник, который искренне пытается познать Бога и пробудить к нему любовь у тех, кто приходит слушать его проповеди. И тем самым вызывает возмущение вышестоящего духовенства. Отца Савелия играет Иван Верховых (известен по роли Чебутыкина в «Трех сестрах» в постановке Петра Фоменко). И это редкостная актерская работа. Ему за очень короткий срок удается вызвать если не любовь, то симпатию к своему персонажу.
Действие «Чающих движения воды» происходит всего через несколько лет после отмены крепостного права, когда люди еще только привыкали к недавно наступившим радикальным изменениям в социальной иерархии. Лесков посмеивается над «новыми людьми», поверившими в науку как в новую религию, и в этих насмешках отчетливо слышна литературная полемика тех лет. Легко угадывается ирония над Тургеневым. В репликах персонажей всплывает название его романа «Дым». Но в контексте спектакля его фигура важна прежде всего как автора, выведшего в «Отцах и детях» хрестоматийный образ нигилиста.
Отдает должное Лесков и революционерам. Их самих в «Чающих движения воды» нет. Но есть истово симпатизирующая им Дарья Бизюкина (Ольга Бодрова – обладательница приза фестиваля «Кинотавр» за лучшую женскую роль в фильме Николая Хомерики «Море волнуется раз» / Мария Большова играет в фильме «Убрать из друзей» Левана Габриадзе). Ее завораживает слово «революция». Даже когда его произносит манипулятор, доносчик и вор Измаил Термосесов (Александр Мичков – известен по работе в сериале Алексея Попогребского «Оптимисты»). Все имена персонажей, как это было принято в литературе девятнадцатого века, говорящие. И если оно неблагозвучно, то это очевидный сигнал, посылаемый автором: не пытайтесь ему симпатизировать, он себя еще покажет.
«Чающие движения воды», и это слышно уже в названии спектакля, построены на тонкостях. Это идеалистический до наивности проект, и в этом смысле он не уходит слишком далеко от первоисточника. Он рассказывает о хороших людях, которые беспомощны противостоять даже крупице зла. Причина тому – страх за собственное благополучие. Поклонница революции Бизюкина подливает масла в огонь, который однажды спалит и ее благополучие, скорее, из глупости.
В наивности этого мира и заключается его очарование. Зло действует разрушительно, но его легко остановить. И даже персонажи «Чающих движения воды», которые так легко поддаются обаянию зла и не осознают всю ту степень опасности, которую оно собой представляет, однажды все-таки разоблачают его. Но они не спасают праведника. Но тот словно бы ждал, когда судьба пошлет ему изгнание, чтобы отрешиться от всего мирского и окончательно встать на духовный путь.
Музыкальные номера постановки сделаны с исключительной тщательностью. Они вшиты в ткань спектакля, так что их нельзя от него отделить. Герои исполняют их как бы спонтанно, хотя, очевидно, иногда это требует не только голосовых данных и выраженного темперамента, но и вдумчивой работы над интонацией и произношением. Актер Николай Орловский (постановки «Сережа очень тупой», «Мамаша Кураж», «Рыжий»), поющий в образе отца Захария Бенефактова, блистателен без всяких оговорок.
Семь лет назад Евгений Каменькович, нынешний худрук «Мастерской Петра Фоменко» и режиссер постановки «Чающие движения воды», уже предпринимал путешествие в девятнадцатый век, поставив спектакль «Современная идиллия» по Салтыкову-Щедрину. Тогда он прозвучал как манифест против всепоглощающего страха. «Чающие движения воды» звучат как молитва о добрых людях, которые беззащитны против нападок, в силу чего легко становятся объектами общественной травли.
Праведники как были, так и остаются беспомощными. Они обречены быть положительным примером и время от времени подвергаться коллективным проявлениям насилия. Никаких рецептов их спасения в «Чающих движения воды» нет. Но, может быть, когда-нибудь праведникам удастся наполнить своей добротой окружающий мир до краев. И однажды люди, в нем живущие, перестанут их уничтожать.
Источник: «Ведомости»
Первым на сцене появляется отец Савелий, прибывший в провинциальный городок, чтобы противостоять набирающему здесь силу движению старообрядцев. Он свободомыслящий священник, который искренне пытается познать Бога и пробудить к нему любовь у тех, кто приходит слушать его проповеди. И тем самым вызывает возмущение вышестоящего духовенства. Отца Савелия играет Иван Верховых (известен по роли Чебутыкина в «Трех сестрах» в постановке Петра Фоменко). И это редкостная актерская работа. Ему за очень короткий срок удается вызвать если не любовь, то симпатию к своему персонажу.
Действие «Чающих движения воды» происходит всего через несколько лет после отмены крепостного права, когда люди еще только привыкали к недавно наступившим радикальным изменениям в социальной иерархии. Лесков посмеивается над «новыми людьми», поверившими в науку как в новую религию, и в этих насмешках отчетливо слышна литературная полемика тех лет. Легко угадывается ирония над Тургеневым. В репликах персонажей всплывает название его романа «Дым». Но в контексте спектакля его фигура важна прежде всего как автора, выведшего в «Отцах и детях» хрестоматийный образ нигилиста.
Отдает должное Лесков и революционерам. Их самих в «Чающих движения воды» нет. Но есть истово симпатизирующая им Дарья Бизюкина (Ольга Бодрова – обладательница приза фестиваля «Кинотавр» за лучшую женскую роль в фильме Николая Хомерики «Море волнуется раз» / Мария Большова играет в фильме «Убрать из друзей» Левана Габриадзе). Ее завораживает слово «революция». Даже когда его произносит манипулятор, доносчик и вор Измаил Термосесов (Александр Мичков – известен по работе в сериале Алексея Попогребского «Оптимисты»). Все имена персонажей, как это было принято в литературе девятнадцатого века, говорящие. И если оно неблагозвучно, то это очевидный сигнал, посылаемый автором: не пытайтесь ему симпатизировать, он себя еще покажет.
«Чающие движения воды», и это слышно уже в названии спектакля, построены на тонкостях. Это идеалистический до наивности проект, и в этом смысле он не уходит слишком далеко от первоисточника. Он рассказывает о хороших людях, которые беспомощны противостоять даже крупице зла. Причина тому – страх за собственное благополучие. Поклонница революции Бизюкина подливает масла в огонь, который однажды спалит и ее благополучие, скорее, из глупости.
В наивности этого мира и заключается его очарование. Зло действует разрушительно, но его легко остановить. И даже персонажи «Чающих движения воды», которые так легко поддаются обаянию зла и не осознают всю ту степень опасности, которую оно собой представляет, однажды все-таки разоблачают его. Но они не спасают праведника. Но тот словно бы ждал, когда судьба пошлет ему изгнание, чтобы отрешиться от всего мирского и окончательно встать на духовный путь.
Музыкальные номера постановки сделаны с исключительной тщательностью. Они вшиты в ткань спектакля, так что их нельзя от него отделить. Герои исполняют их как бы спонтанно, хотя, очевидно, иногда это требует не только голосовых данных и выраженного темперамента, но и вдумчивой работы над интонацией и произношением. Актер Николай Орловский (постановки «Сережа очень тупой», «Мамаша Кураж», «Рыжий»), поющий в образе отца Захария Бенефактова, блистателен без всяких оговорок.
Семь лет назад Евгений Каменькович, нынешний худрук «Мастерской Петра Фоменко» и режиссер постановки «Чающие движения воды», уже предпринимал путешествие в девятнадцатый век, поставив спектакль «Современная идиллия» по Салтыкову-Щедрину. Тогда он прозвучал как манифест против всепоглощающего страха. «Чающие движения воды» звучат как молитва о добрых людях, которые беззащитны против нападок, в силу чего легко становятся объектами общественной травли.
Праведники как были, так и остаются беспомощными. Они обречены быть положительным примером и время от времени подвергаться коллективным проявлениям насилия. Никаких рецептов их спасения в «Чающих движения воды» нет. Но, может быть, когда-нибудь праведникам удастся наполнить своей добротой окружающий мир до краев. И однажды люди, в нем живущие, перестанут их уничтожать.
Источник: «Ведомости»
Вячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Афиша с 31 октября по 6 ноября«The Vanderlust», 31.10.2022
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Мастерская Петра Фоменко. Премьерный спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир».«The Vanderlust», 17.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Фоменко и «фоменки»Ирина Кумова, «Литературная газета», 2.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Памяти вкусной и здоровой пищиВадим Рутковский, «CoolConnection», 6.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Афиша с 6 по 12 июня«The Vanderlust», 6.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- Егор Перегудов «приготовил» из Полины Кутеповой основное блюдоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 5.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Священники и безбожники сошлись на сценеМария Позина, «Metro», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Каменькович и «фоменки» переносят на большую сцену хронику ЛесковаЕлена Алдашева, «Театр.», 2.02.2022
- Театральные премьеры февраля«The Vanderlust», 1.02.2022
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Как провести первую неделю февраля в Москве?«The Village», 31.01.2022
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022