«Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»
В «Мастерской Петра Фоменко премьера» — спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир» по трем «Маленьким трагедиям» Пушкина. По сути эта постановка — вторая серия, вслед за «Триптихом» мастера 2009 года, где исследуется вечный конфликт судьбы и воли
«Маленькие трагедии» дают по ночам (начало в 22 часа) в мраморном фойе Новой сцены, за углом от буфета, среди нависающих архитектурных громад балконов, галерей, переходов. Там, где гулкое эхо отражает грохот шпор Каменного гостя из «Триптиха», спектакля Петра Фоменко 2009 года. Следуя за мастером, Федор Малышев, когда-то фоменковский стажер, а теперь — режиссер, замешивает свой сет пушкинских трагедий как вторую серию «Триптиха».
Спектакль Фоменко, начинавшийся с водевильной шутки из «Графа Нулина», заканчивался погребальной сценой из «Фауста»: «Все утопить», и гигантский серо-синий занавес проносился над головами зрителей, закрывая собой и распахнутое пространство кулис, и артистов, и публику.
Малышев не дает зрителям присесть в зале, а усаживает в офисные или летные вращающиеся кресла на высоких ножках в узкое пространство между зрительным залом и черной дырой фойе. Меркнет свет в буфете, включается сценический свет, безжалостно бьет в глаза непривычной публике, — то ли ты судья на процессе, то ли ты в чистилище, то ли в звездолете. За спиной — бездна, спереди — зал, где сидят черно-белые призраки, герои пушкинских трагедий. То ли обвиняемые, то ли обвиняющие, то ли инопланетяне.
Слабым отголоском реальности звучит песня Мэри: «Было время, процветала в мире наша сторона». Действие разворачивается в обратной перспективе, словно в ответ на вопрос, отчего же «церковь опустела, школа глухо заперта». Произнесенная нежным девичьим голосом Александры Кесельман, песнь Мэри похожа на нить Ариадны, которая возвращает героев к главным вопросам: где мы и что происходит.
Сосредоточиться на происходящем действительно непросто. Утеряв почву под ногами — кресла задраны на высоту, до пола удается дотянуться разве что носочком ноги, — приходится буквально уворачиваться от артистов, которые перемещаются между залом и фойе сквозь строй зрительских кресел, примостившихся на перешейке со всех сторон открытого пространства сцены. В этом полете фантазии герои Пушкина отнюдь не милые стюардессы, они проходят сквозь ряды кресел зрителей, как живые сквозь мир призраков, лишенных воли и физической силы. В течение часа, почти ослепленный, лишенный почвы под ногами, развернутый на все четыре стороны зритель должен решить для себя извечные конфликты: любви и долга, судьбы и воли.
В 2017 году Кирилл Серебренников в своих «Маленьких трагедиях» в «Гоголь-центре» брал в проводники пушкинского Пророка, представляя его пустыню мрачную привокзальным буфетом, наполненным маргинальными пассажирами с телевизором, изрыгающим адские новости. Лишь ощутив себя пророком, один из путников перемещался в пространство пушкинских трагедий. Там, где у Фоменко отправной точкой служили любовь и флирт, у Серебренникова — выжженное поле безысходности.
Федору Малышеву сегодня вводные не нужны. Ему достаточно песни Мэри и реплики Председателя (Дмитрий Захаров). Любовь, краеугольное чувство у Пушкина, здесь показана в диалогах отца и сына из «Скупого рыцаря», где Барон (Алексей Колубков) с особым чувством говорит о своих подавленных чувствах: «Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть». И несчастный сын Альбер с Бароном, и гуляка Моцарт со скупцом Сальери — иллюстрации о неотвратимости трагедии, которой неизменно оборачивается любая попытка игнорировать совесть.
Ни одной непушкинской строки, ни слова о современности, музыка Моцарта. Час действия. Черно-белые костюмы. Одиннадцать артистов. Почти религиозный трепет.
Источник: «Forbes»
«Маленькие трагедии» дают по ночам (начало в 22 часа) в мраморном фойе Новой сцены, за углом от буфета, среди нависающих архитектурных громад балконов, галерей, переходов. Там, где гулкое эхо отражает грохот шпор Каменного гостя из «Триптиха», спектакля Петра Фоменко 2009 года. Следуя за мастером, Федор Малышев, когда-то фоменковский стажер, а теперь — режиссер, замешивает свой сет пушкинских трагедий как вторую серию «Триптиха».
Спектакль Фоменко, начинавшийся с водевильной шутки из «Графа Нулина», заканчивался погребальной сценой из «Фауста»: «Все утопить», и гигантский серо-синий занавес проносился над головами зрителей, закрывая собой и распахнутое пространство кулис, и артистов, и публику.
Малышев не дает зрителям присесть в зале, а усаживает в офисные или летные вращающиеся кресла на высоких ножках в узкое пространство между зрительным залом и черной дырой фойе. Меркнет свет в буфете, включается сценический свет, безжалостно бьет в глаза непривычной публике, — то ли ты судья на процессе, то ли ты в чистилище, то ли в звездолете. За спиной — бездна, спереди — зал, где сидят черно-белые призраки, герои пушкинских трагедий. То ли обвиняемые, то ли обвиняющие, то ли инопланетяне.
Слабым отголоском реальности звучит песня Мэри: «Было время, процветала в мире наша сторона». Действие разворачивается в обратной перспективе, словно в ответ на вопрос, отчего же «церковь опустела, школа глухо заперта». Произнесенная нежным девичьим голосом Александры Кесельман, песнь Мэри похожа на нить Ариадны, которая возвращает героев к главным вопросам: где мы и что происходит.
Сосредоточиться на происходящем действительно непросто. Утеряв почву под ногами — кресла задраны на высоту, до пола удается дотянуться разве что носочком ноги, — приходится буквально уворачиваться от артистов, которые перемещаются между залом и фойе сквозь строй зрительских кресел, примостившихся на перешейке со всех сторон открытого пространства сцены. В этом полете фантазии герои Пушкина отнюдь не милые стюардессы, они проходят сквозь ряды кресел зрителей, как живые сквозь мир призраков, лишенных воли и физической силы. В течение часа, почти ослепленный, лишенный почвы под ногами, развернутый на все четыре стороны зритель должен решить для себя извечные конфликты: любви и долга, судьбы и воли.
В 2017 году Кирилл Серебренников в своих «Маленьких трагедиях» в «Гоголь-центре» брал в проводники пушкинского Пророка, представляя его пустыню мрачную привокзальным буфетом, наполненным маргинальными пассажирами с телевизором, изрыгающим адские новости. Лишь ощутив себя пророком, один из путников перемещался в пространство пушкинских трагедий. Там, где у Фоменко отправной точкой служили любовь и флирт, у Серебренникова — выжженное поле безысходности.
Федору Малышеву сегодня вводные не нужны. Ему достаточно песни Мэри и реплики Председателя (Дмитрий Захаров). Любовь, краеугольное чувство у Пушкина, здесь показана в диалогах отца и сына из «Скупого рыцаря», где Барон (Алексей Колубков) с особым чувством говорит о своих подавленных чувствах: «Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть». И несчастный сын Альбер с Бароном, и гуляка Моцарт со скупцом Сальери — иллюстрации о неотвратимости трагедии, которой неизменно оборачивается любая попытка игнорировать совесть.
Ни одной непушкинской строки, ни слова о современности, музыка Моцарта. Час действия. Черно-белые костюмы. Одиннадцать артистов. Почти религиозный трепет.
Источник: «Forbes»
Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Афиша с 31 октября по 6 ноября«The Vanderlust», 31.10.2022
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Мастерская Петра Фоменко. Премьерный спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир».«The Vanderlust», 17.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Фоменко и «фоменки»Ирина Кумова, «Литературная газета», 2.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Памяти вкусной и здоровой пищиВадим Рутковский, «CoolConnection», 6.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Афиша с 6 по 12 июня«The Vanderlust», 6.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- Егор Перегудов «приготовил» из Полины Кутеповой основное блюдоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 5.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Священники и безбожники сошлись на сценеМария Позина, «Metro», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Каменькович и «фоменки» переносят на большую сцену хронику ЛесковаЕлена Алдашева, «Театр.», 2.02.2022
- Театральные премьеры февраля«The Vanderlust», 1.02.2022
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Как провести первую неделю февраля в Москве?«The Village», 31.01.2022
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022