«Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»
Великий Петр Наумович Фоменко с нами. На экране и на сцене в своей Мастерской и в других театрах он был, есть и будет вдохновителем и Учителем своих талантливых учеников, режиссером великих спектаклей для зрителей. На театральном небосводе ярко горит путеводная звезда Фоменко, дарящая свет тысячам людей, не мыслящим жизни без театра.
Вдохновенная идея Евгения Цыганова поставить «Комедию о трагедии», показать зрителям рождаемый Мастером спектакль о Борисе Годунове посвящена 90-летию Петра Наумовича, который за год до ухода работал над спектаклем и не успел закончить работу. К счастью, сохранились записи репетиций и документальные кадры. Отныне в Мастерской Петра Фоменко к режиссерской «кухне» допускается заинтересованная публика. Документы свидетельствуют, как долго и тщательно художник вынашивал спектакль, размышляя, сомневаясь, сердясь и пошучивая, отбирал придуманное по крупицам.
В театр при Фоменко было принято несколько стажерских групп из артистов, страждущих попасть в театр. Таким образом, художественный руководитель омолаживал свою труппу свежей кровью. С 2012 года Мастерскую пополнило новое поколение, которому не удалось застать Мастера. Участие в репетициях с видеозаписями разбора каждой роли, возможность следовать прямым указаниям Петра Наумовича, пусть и с экрана – бесценный опыт. Через десять лет после ухода создателя своего авторского театра Евгений Цыганов собрал молодежь, которую так любил Фоменко.
Молодые артисты стараются проработать психологический портрет своих героев, поймать фоменковскую интонацию многоточия и так хочется, чтобы Петр Наумович сошел с экрана и дорисовал картину точными колоритными мазками, завершающими его наставление: «Играйте не роль, а спектакль…».
Пьеса Пушкина «Борис Годунов» претерпела значительные сокращения – постановщик «Комедии о трагедии» следовал тем видеофрагментам, которые сохранились. Если бы документальных материалов сохранилось больше, спектакль шел, наверное, не четыре часа, а все восемь. На почти пустой сцене по бокам расставлены гримировальные столики, артисты гримируются перед зеркалами и тут же переодеваются – акцент на то, что перед нами – просто театр. Периодически между отрывками выходит условный персонаж Ремарка (Стефани Елизавета Бурмакова) – смуглая, в мужском камзоле, отдаленно напоминающая Александра Сергеевича. Летописец Пимен (Карэн Бадалов) тихо объявляет, что «Летопись окончена» его, так что можно расходиться? Действие перебивается цитатами, видеофрагментами, где-то оно тянется, где-то стремительно разворачивается. Нарочитая незаконченность и ученическая сырость, очевидно, постановочной командой задумана изначально.
Однако есть моменты, когда забываешь о театральной условности. Например, появляется Гришка Отрепьев (Владислав Ташбулатов), и мы увлеченно наблюдаем, как из тощего честолюбивого замухрышки, благодаря способностям и бешеному авантюризму, вылупляется серьезный претендент на царский трон. А почему бы и нет? Он способен любить (Марина Мнишек – Ольга Бодрова).
С ним считается Европа, он лучше смуты и жестоких расправ Годунова, копирующего Ивана Грозного. Годунов, кстати, на сцену так и не выходит, появляется лишь наверху, «страшно далек он от народа». Случись Гришке взойти на трон и удержаться, нашлись бы у него достойные соратники, глядишь, Россия пошла бы по иному пути, хотя… убиенный царевич Дмитрий – непроходимое препятствие на пути алчущих трона. Все, что рождается на почве убийства, кончается тем же.
Карэн Бадалов неторопливо изрекает слова Пимена, но, похоже, никто не прислушивается. Народ («население») на Руси безмолвен потому, что глух, уважает только силу, словами его не убедить, а если убедить, то не удержать. Народ верит, предает, кается и снова предает. А еще он способен обратиться в коллективное зло, и тогда не надо никакого царя Ирода, сами обидят юродивого (Николай Орловский), сами оклевещут и поубивают не только власть, но и друг друга. При этом народ в своей массе всегда надеется лишь на чудо, ждет, что все изменится само, а уж он примет или нет, неизвестно, может, вовсе не заметит…
Евгений Цыганов поставил спектакль с любовью и почтением Учителю, подарив молодежи фоменковский опыт «Проб и ошибок» – прекрасную возможность пробовать и ошибаться под увлекательный разбор Мастера, а зрителям – встречу с великим режиссером и его методом.
Источник: «Мнение»
Вдохновенная идея Евгения Цыганова поставить «Комедию о трагедии», показать зрителям рождаемый Мастером спектакль о Борисе Годунове посвящена 90-летию Петра Наумовича, который за год до ухода работал над спектаклем и не успел закончить работу. К счастью, сохранились записи репетиций и документальные кадры. Отныне в Мастерской Петра Фоменко к режиссерской «кухне» допускается заинтересованная публика. Документы свидетельствуют, как долго и тщательно художник вынашивал спектакль, размышляя, сомневаясь, сердясь и пошучивая, отбирал придуманное по крупицам.
В театр при Фоменко было принято несколько стажерских групп из артистов, страждущих попасть в театр. Таким образом, художественный руководитель омолаживал свою труппу свежей кровью. С 2012 года Мастерскую пополнило новое поколение, которому не удалось застать Мастера. Участие в репетициях с видеозаписями разбора каждой роли, возможность следовать прямым указаниям Петра Наумовича, пусть и с экрана – бесценный опыт. Через десять лет после ухода создателя своего авторского театра Евгений Цыганов собрал молодежь, которую так любил Фоменко.
Молодые артисты стараются проработать психологический портрет своих героев, поймать фоменковскую интонацию многоточия и так хочется, чтобы Петр Наумович сошел с экрана и дорисовал картину точными колоритными мазками, завершающими его наставление: «Играйте не роль, а спектакль…».
Пьеса Пушкина «Борис Годунов» претерпела значительные сокращения – постановщик «Комедии о трагедии» следовал тем видеофрагментам, которые сохранились. Если бы документальных материалов сохранилось больше, спектакль шел, наверное, не четыре часа, а все восемь. На почти пустой сцене по бокам расставлены гримировальные столики, артисты гримируются перед зеркалами и тут же переодеваются – акцент на то, что перед нами – просто театр. Периодически между отрывками выходит условный персонаж Ремарка (Стефани Елизавета Бурмакова) – смуглая, в мужском камзоле, отдаленно напоминающая Александра Сергеевича. Летописец Пимен (Карэн Бадалов) тихо объявляет, что «Летопись окончена» его, так что можно расходиться? Действие перебивается цитатами, видеофрагментами, где-то оно тянется, где-то стремительно разворачивается. Нарочитая незаконченность и ученическая сырость, очевидно, постановочной командой задумана изначально.
Однако есть моменты, когда забываешь о театральной условности. Например, появляется Гришка Отрепьев (Владислав Ташбулатов), и мы увлеченно наблюдаем, как из тощего честолюбивого замухрышки, благодаря способностям и бешеному авантюризму, вылупляется серьезный претендент на царский трон. А почему бы и нет? Он способен любить (Марина Мнишек – Ольга Бодрова).
С ним считается Европа, он лучше смуты и жестоких расправ Годунова, копирующего Ивана Грозного. Годунов, кстати, на сцену так и не выходит, появляется лишь наверху, «страшно далек он от народа». Случись Гришке взойти на трон и удержаться, нашлись бы у него достойные соратники, глядишь, Россия пошла бы по иному пути, хотя… убиенный царевич Дмитрий – непроходимое препятствие на пути алчущих трона. Все, что рождается на почве убийства, кончается тем же.
Карэн Бадалов неторопливо изрекает слова Пимена, но, похоже, никто не прислушивается. Народ («население») на Руси безмолвен потому, что глух, уважает только силу, словами его не убедить, а если убедить, то не удержать. Народ верит, предает, кается и снова предает. А еще он способен обратиться в коллективное зло, и тогда не надо никакого царя Ирода, сами обидят юродивого (Николай Орловский), сами оклевещут и поубивают не только власть, но и друг друга. При этом народ в своей массе всегда надеется лишь на чудо, ждет, что все изменится само, а уж он примет или нет, неизвестно, может, вовсе не заметит…
Евгений Цыганов поставил спектакль с любовью и почтением Учителю, подарив молодежи фоменковский опыт «Проб и ошибок» – прекрасную возможность пробовать и ошибаться под увлекательный разбор Мастера, а зрителям – встречу с великим режиссером и его методом.
Источник: «Мнение»
Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Афиша с 31 октября по 6 ноября«The Vanderlust», 31.10.2022
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Мастерская Петра Фоменко. Премьерный спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир».«The Vanderlust», 17.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Фоменко и «фоменки»Ирина Кумова, «Литературная газета», 2.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Памяти вкусной и здоровой пищиВадим Рутковский, «CoolConnection», 6.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Афиша с 6 по 12 июня«The Vanderlust», 6.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- Егор Перегудов «приготовил» из Полины Кутеповой основное блюдоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 5.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Священники и безбожники сошлись на сценеМария Позина, «Metro», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Каменькович и «фоменки» переносят на большую сцену хронику ЛесковаЕлена Алдашева, «Театр.», 2.02.2022
- Театральные премьеры февраля«The Vanderlust», 1.02.2022
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Как провести первую неделю февраля в Москве?«The Village», 31.01.2022
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022