Памяти вкусной и здоровой пищи
На Старой сцене «Мастерской Петра Фоменко» вышли «Опасные связи» – роман в письмах Шодерло де Лакло, поставленный Егором Перегудовым под барочную музыку за длинным пиршественным столом
Сам Перегудов значится в афише «шеф-поваром», на «аппетайзеры», «основные блюда» и «десерт» поделены все действующие лица и исполнители. Что кроется за этой игривостью, слегка граничащей с вульгарностью?
Перегудов – режиссёр эффектных художественных решений: см. мхатовский «Месяц в деревне» с его небесными хлябями и душистым сеном или рамтовские «Сны моего отца», использующие поворотный круг сцены как карусель, с которой открываются занимательные виды. Для фривольной либертенской истории, разворачивающейся накануне Великой Французской революции, в Зелёном зале Старой сцены установлен многометровый стол. Весь – в яствах, словно сошедших с фламандских натюрмортов («фуд-арт и дресс-код» придуман художником Владимиром Арефьевым). Бутафорские морские ежи, лобстеры, устрицы и сыры соседствуют с «живыми» овощами, фруктами и ягодами; подле сочного окорока из папье-маше – подлинная мясная нарезка; всё избыточно, спело, натуралистично; для таких зазывных, возбуждающих и зрительные, и вкусовые рецепторы образов еды в инстаграмном новоязе есть определение – фуд порно.
Непристойно порнографично выглядят и пускающая сок дынька, и бархатистый персик на страницах программки – и эта апелляция к плотским ассоциациям элегантно отвечает букве романа де Лакло, герои которого предаются утонченному распутству – вернее, эпистолярным рефлексиям о нём.
За сатирой и порицанием порока – апология свободы, созвучная бурному финалу XVIII века; в следующем столетии, в период реакции и Реставрации, сие не осталось незамеченным цензорами, приговорившими роман к уничтожению (конечно, ничего не вышло, рукописи не горят, а дух веет, где хочет). О свободе рефлексировал и Хайнер Мюллер, чья версия «Опасных связей» использована в «Машине Мюллер» Кирилла Серебренникова – но это сугубо для исторической справки; спектакль Перегудова весьма целомудрен, откровенное бесстыдство – только в настольных излишествах.
Иначе – в этих ценящих галантность стенах – и быть не могло.
Сюжет книги большинству зрителей, вероятно, знаком по двум знаменитым киноэкранизациям – вышедшим почти одновременно «Опасным связям» (1988) Стивена Фрирза с Джоном Малковичем и Гленн Клоуз и «Вальмону» (1989) Милоша Формана с Колином Фертом и Аннет Беннинг в качестве «основных блюд».
В спектакле маркизу де Мертей и виконта де Вальмона, дуэт прожжённых соблазнителей, искушённых в любви и чистом искусстве, играют Полина Кутепова и Томас Моцкус. В ту же категорию «основных» Перегудов включил благонравную госпожу де Турвель (Серафима Огарёва), мишень, избранную Вальмоном для очередного совращения. «Аппетайзерами» означена юная плоть – Сесиль де Воланж (Дарья Коныжева) и шевалье Дансени (Рифат Аляутдинов), невинная молодёжь, приобретающая телесный опыт в умелых объятиях порочных «стариков», ведущих многолетнюю сладострастную битву друг с другом и миром. «Десертом» выступают второплановые герои, мамаша де Воланж в клоунском исполнении той же Дарьи Коныжевой и чернокожая горничная Елизаветы Бурмаковой – она и предупреждает зрителей о необходимости выключить все средства связи, такие неуместные за этим столом, в тающем мерцании свечей, осторожно рассеивающих кромешную тьму пролога.
Мгновенно задумываешься о том, что мало (и не только в Москве) таких площадок, где можно легко играть при свечах, не усиливая голос микрофонами – но при этом именно играть, не имитируя реальность, облачаясь в костюмы и парики давно прошедших дней, не стесняясь пышной театральности. При желании в спектакле Перегудова можно заметить отсылки к современным дебатам о гендере, манипуляции, созависимости и т.д., и т.п. – но только, сдаётся мне, при очень большом желании. Сам стиль спектакля противится вчитыванию в инсценировку старого текста сегодняшних проблем; здесь предаются живописному зрелищу, не посягая на актуальность, и в нарочитости такой театральной старины есть свои слабые места. Грешным делом, задашь себе вопрос: зачем вообще понадобилось эта дорогая и некороткая, на три часа «дегустация с антрактом»? Вы красиво лакомитесь сливами, ветчиной и друг другом, а мы смотрим – для чего? голодный сытого не разумеет.
Самое захватывающее в «Опасных связях» – оборотничество персонажей, те равно изящные и шокирующие моменты, когда герои проявляют качества, полярные заданным изначально. Жестокосердная де Мертей, охваченная холодным огнем амбиций, у Полины Кутеповой оборачивается искренней, смешливой, озорной кокеткой – последнее, чего можно ожидать от описанной Лакло дамы не сердца, но рассудка, нарциссичной гордячки, для которой и секс – не радость, а самоутверждение. Цинизм и коварство Вальмона Томус Моцкус сглаживает милой домашней недотепистостью – далеко от первоисточника, но парадоксально трогательно. Де Турвель Серафимы Огаревой – железная леди высокой морали, выхватывающая из рук Вальмона ранний утренний алкоголь, чтобы заменить его адским коктейлем из сельдерея и «маслица»; начинает как адепт триады «гимнастика, йога, трусца», заканчивает безумно влюблённой, причем вполне достоверно безумно влюблённой. Дарья Коныжева виртуозно жонглирует простодушной неиспорченностью и такой же простодушной, природной похотливостью. Дансени Рифата Аляутдинова меняет робость почти карикатурного подростка на сталь отталкивающе сурового мужа. Короче, прекрасные артисты – но зачем это всё? Вот зачем.
Спектакль Перегудова – посвящение святому месту, тому пространству, что сейчас называется Старой сценой «Мастерской», а когда-то было единственной, только-только обретенной сценой бездомного до самого начала нулевых театра. Месту, где родилась «Одна абсолютно счастливая деревня», где нежно читали начало романа «Война и мир» и безумствовали мечтатели «Египетских ночей». Наверняка двадцатилетний Перегудов ходил в этот театр – тихий дом; и теперь «Опасные связи», предпочитающие парить и шутить даже там, где поводов для этого немного, кажутся попыткой вернуть невесомый чистый воздух первых лет «Мастерской». Уточню – речь вовсе не о подражании Петру Фоменко; но о реконструкции настроения; о тайной игре с собственными воспоминаниями; и потому спектакль кажется «невыездным». Нет, никаких технических проблем с гастролями «Опасных связей»; это не канат над залом БДТ, из-за которого не покидают Петербург «Три толстяка» Могучего.
Но чехарда интриг за этим столом имеет ценность и смысл только в этом месте.
Где когда-то всё казалось особенным – включая буфет. А теперь что там, в этом буфете – десерты в пластиковых коробках. Пустяк, скажете; наследие «пандемии»; подумаешь – но аппетит пластик отбивает уверенно.
Источник: CoolConnection
Перегудов – режиссёр эффектных художественных решений: см. мхатовский «Месяц в деревне» с его небесными хлябями и душистым сеном или рамтовские «Сны моего отца», использующие поворотный круг сцены как карусель, с которой открываются занимательные виды. Для фривольной либертенской истории, разворачивающейся накануне Великой Французской революции, в Зелёном зале Старой сцены установлен многометровый стол. Весь – в яствах, словно сошедших с фламандских натюрмортов («фуд-арт и дресс-код» придуман художником Владимиром Арефьевым). Бутафорские морские ежи, лобстеры, устрицы и сыры соседствуют с «живыми» овощами, фруктами и ягодами; подле сочного окорока из папье-маше – подлинная мясная нарезка; всё избыточно, спело, натуралистично; для таких зазывных, возбуждающих и зрительные, и вкусовые рецепторы образов еды в инстаграмном новоязе есть определение – фуд порно.
Непристойно порнографично выглядят и пускающая сок дынька, и бархатистый персик на страницах программки – и эта апелляция к плотским ассоциациям элегантно отвечает букве романа де Лакло, герои которого предаются утонченному распутству – вернее, эпистолярным рефлексиям о нём.
За сатирой и порицанием порока – апология свободы, созвучная бурному финалу XVIII века; в следующем столетии, в период реакции и Реставрации, сие не осталось незамеченным цензорами, приговорившими роман к уничтожению (конечно, ничего не вышло, рукописи не горят, а дух веет, где хочет). О свободе рефлексировал и Хайнер Мюллер, чья версия «Опасных связей» использована в «Машине Мюллер» Кирилла Серебренникова – но это сугубо для исторической справки; спектакль Перегудова весьма целомудрен, откровенное бесстыдство – только в настольных излишествах.
Иначе – в этих ценящих галантность стенах – и быть не могло.
Сюжет книги большинству зрителей, вероятно, знаком по двум знаменитым киноэкранизациям – вышедшим почти одновременно «Опасным связям» (1988) Стивена Фрирза с Джоном Малковичем и Гленн Клоуз и «Вальмону» (1989) Милоша Формана с Колином Фертом и Аннет Беннинг в качестве «основных блюд».
В спектакле маркизу де Мертей и виконта де Вальмона, дуэт прожжённых соблазнителей, искушённых в любви и чистом искусстве, играют Полина Кутепова и Томас Моцкус. В ту же категорию «основных» Перегудов включил благонравную госпожу де Турвель (Серафима Огарёва), мишень, избранную Вальмоном для очередного совращения. «Аппетайзерами» означена юная плоть – Сесиль де Воланж (Дарья Коныжева) и шевалье Дансени (Рифат Аляутдинов), невинная молодёжь, приобретающая телесный опыт в умелых объятиях порочных «стариков», ведущих многолетнюю сладострастную битву друг с другом и миром. «Десертом» выступают второплановые герои, мамаша де Воланж в клоунском исполнении той же Дарьи Коныжевой и чернокожая горничная Елизаветы Бурмаковой – она и предупреждает зрителей о необходимости выключить все средства связи, такие неуместные за этим столом, в тающем мерцании свечей, осторожно рассеивающих кромешную тьму пролога.
Мгновенно задумываешься о том, что мало (и не только в Москве) таких площадок, где можно легко играть при свечах, не усиливая голос микрофонами – но при этом именно играть, не имитируя реальность, облачаясь в костюмы и парики давно прошедших дней, не стесняясь пышной театральности. При желании в спектакле Перегудова можно заметить отсылки к современным дебатам о гендере, манипуляции, созависимости и т.д., и т.п. – но только, сдаётся мне, при очень большом желании. Сам стиль спектакля противится вчитыванию в инсценировку старого текста сегодняшних проблем; здесь предаются живописному зрелищу, не посягая на актуальность, и в нарочитости такой театральной старины есть свои слабые места. Грешным делом, задашь себе вопрос: зачем вообще понадобилось эта дорогая и некороткая, на три часа «дегустация с антрактом»? Вы красиво лакомитесь сливами, ветчиной и друг другом, а мы смотрим – для чего? голодный сытого не разумеет.
Самое захватывающее в «Опасных связях» – оборотничество персонажей, те равно изящные и шокирующие моменты, когда герои проявляют качества, полярные заданным изначально. Жестокосердная де Мертей, охваченная холодным огнем амбиций, у Полины Кутеповой оборачивается искренней, смешливой, озорной кокеткой – последнее, чего можно ожидать от описанной Лакло дамы не сердца, но рассудка, нарциссичной гордячки, для которой и секс – не радость, а самоутверждение. Цинизм и коварство Вальмона Томус Моцкус сглаживает милой домашней недотепистостью – далеко от первоисточника, но парадоксально трогательно. Де Турвель Серафимы Огаревой – железная леди высокой морали, выхватывающая из рук Вальмона ранний утренний алкоголь, чтобы заменить его адским коктейлем из сельдерея и «маслица»; начинает как адепт триады «гимнастика, йога, трусца», заканчивает безумно влюблённой, причем вполне достоверно безумно влюблённой. Дарья Коныжева виртуозно жонглирует простодушной неиспорченностью и такой же простодушной, природной похотливостью. Дансени Рифата Аляутдинова меняет робость почти карикатурного подростка на сталь отталкивающе сурового мужа. Короче, прекрасные артисты – но зачем это всё? Вот зачем.
Спектакль Перегудова – посвящение святому месту, тому пространству, что сейчас называется Старой сценой «Мастерской», а когда-то было единственной, только-только обретенной сценой бездомного до самого начала нулевых театра. Месту, где родилась «Одна абсолютно счастливая деревня», где нежно читали начало романа «Война и мир» и безумствовали мечтатели «Египетских ночей». Наверняка двадцатилетний Перегудов ходил в этот театр – тихий дом; и теперь «Опасные связи», предпочитающие парить и шутить даже там, где поводов для этого немного, кажутся попыткой вернуть невесомый чистый воздух первых лет «Мастерской». Уточню – речь вовсе не о подражании Петру Фоменко; но о реконструкции настроения; о тайной игре с собственными воспоминаниями; и потому спектакль кажется «невыездным». Нет, никаких технических проблем с гастролями «Опасных связей»; это не канат над залом БДТ, из-за которого не покидают Петербург «Три толстяка» Могучего.
Но чехарда интриг за этим столом имеет ценность и смысл только в этом месте.
Где когда-то всё казалось особенным – включая буфет. А теперь что там, в этом буфете – десерты в пластиковых коробках. Пустяк, скажете; наследие «пандемии»; подумаешь – но аппетит пластик отбивает уверенно.
Источник: CoolConnection
Вадим Рутковский, «CoolConnection», 6.07.2022
- «Мой Брель»: вайбы в «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 8.11.2022
- Елена Алдашева о том, зачем три актёра «Мастерской Фоменко» исполняют песни Бреля «в роли самих себя»Елена Алдашева, «Театр.», 7.11.2022
- «Мой Брель»4.11.2022
- В «Мастерской Фоменко» появится «спектакль-концерт» о Жаке БрелеЕлена Алдашева, «Театр.», 4.11.2022
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Афиша с 31 октября по 6 ноября«The Vanderlust», 31.10.2022
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Комедия о трагедии» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 24.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- Мастерская Петра Фоменко. Премьерный спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир».«The Vanderlust», 17.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Символ прожитой жизниПавел Руднев, «Ваш досуг», 12.10.2022
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- Сделано с любовьюДарья Евдочук, «Театр To Go», 15.08.2022
- Комедия о трагедииАнна Каревская, «Бес Культуры», 12.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Глупый наш народ легковеренВячеслав Шадронов, «Театральный смотритель», 4.08.2022
- Цыганов вызвал дух ФоменкоСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 4.08.2022
- «Не ставьте точку, пожалуйста»:Елена Вилле, «МИР24», 3.08.2022
- Фоменко и «фоменки»Ирина Кумова, «Литературная газета», 2.08.2022
- Евгений Цыганов восстановил «Бориса Годунова» от Петра ФоменкоИнга Бугулова, «Российская газета», 2.08.2022
- «Не ведая ни жалости, ни гнева»Константин Львов, «Театральный смотритель», 1.08.2022
- Такая вера в ложьИрина Виноградова, «Театральный смотритель», 31.07.2022
- В шумном балагане: на московских сценах прыгали клоуны и бухгалтерыВлад Васюхин, «Известия», 30.07.2022
- «Еще одно, последнее сказанье» перед закрытием театрального сезонаАлександра Сидорова, «БизнесFM», 24.07.2022
- Евгений Цыганов выпускает премьеру по репетициям Петра ФоменкоЕлена Алдашева, «Театр.», 24.07.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Памяти вкусной и здоровой пищиВадим Рутковский, «CoolConnection», 6.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Афиша с 6 по 12 июня«The Vanderlust», 6.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- Егор Перегудов «приготовил» из Полины Кутеповой основное блюдоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 5.06.2022
- Егор Перегудов и «фоменки» приглашают на дегустацию «Опасных связей»Елена Алдашева, «Театр.», 5.06.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- Священники и безбожники сошлись на сценеМария Позина, «Metro», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Каменькович и «фоменки» переносят на большую сцену хронику ЛесковаЕлена Алдашева, «Театр.», 2.02.2022
- Театральные премьеры февраля«The Vanderlust», 1.02.2022
- АМБАРЦУМ КАБАНЯН: «Я работаю в лучшем театре в мире»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 02.2022
- Как провести первую неделю февраля в Москве?«The Village», 31.01.2022
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022