«Вишнёвый сад» в Мастерской Фоменко
Лопахины сменяют дворян, рабочие сменяют лопахиных, «новое дворянство» сменяет рабочих – вечен чеховский «Вишневый сад». Вечен, как колесо Сансары, как вздох Екклесиаста: «род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки», вот и режиссёр Иван Поповски в своей новой постановке придаёт образу «Вишнёвого сада» космогонический смысл, сжимая дворянскую усадьбу до «песчинки на краю Вселенной».
Он буквальным образом отводит усадьбе маленький квадрат в левом углу сцены, заставляет его мебелью и населяет героями. С тесного подиума звучат неспешные речи о прошлом, настоящем и будущем, тогда как на оставшемся пространстве переливается вишнёвый сад, в белом цветении в мае и октябре, сад-воспоминание, сад-мечта, сад, который можно уничтожить и вновь создать, вечный сад. Этот абстрактный образ воплощён с помощью летящих, чувствительных к малейшему движению воздуха полиэтиленовых штор, высотой от пола до потолка. Там же, среди воображаемых вишнёвых кущей, чернеет рояль (аналог ружья в первом акте), символ исчезающего с исторической арены сословия, утончённого, но до безобразия рафинированного.
Очаровательно-отрешённая от насущных забот, разорённая любовником-альфонсом, возвращается из Парижа в родовую усадьбу Раневская (Галина Тюнина). Пять лет имение не ощущало на себе её хозяйской руки, но Раневская в полудетском экстазе восклицает: «О, сад мой… ангелы не покинули тебя»! В её представлении ангелы спасут усадьбу и от продажи за долги, потому жить можно с прежним размахом. Ангел в лице Лопахина (Денис Аврамов) в самом деле предлагает действенный план спасения, но в ответ слышит: «Дача и дачники – это так пошло, простите». Как старики впадают в детство, так и представителям уходящей эпохи свойствен инфантильный оптимизм. Все ищут, у кого взять взаймы, но бильярдный кий гоняет шары, шампанское пузырится, вальсы под живой оркестр выливаются за пределы тесной гостиной – на волю, в сад, а в это время имение уходит с молотка.
Чеховская ирония в постановке Ивана Поповски отчётливо выпукла, но это тёплая, сочувственная ирония, не лишённая философической созерцательности. Старый Фирс пропитан духом крепостничества, Раневская и Гаев – оттиск с вырождающегося дворянства, Лопахин несёт в себе пассионарность освободившегося класса, но все они временщики в контексте неусыпного движения исторических шестерёнок. Победные восклицания Лопахина среди застывших участников вечеринки не тянет на апофеоз самодовольства. Скорее, это выплеск застарелой обиды, смешанной с неуверенностью: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». И тут же: «Я сплю… это плод моего воображения, покрытое мраком неизвестности». Образ «мрака неизвестности» в спектакле передан финальным спецэффектом, когда с задника сцены в зрительный зал врывается мощный поток воздуха под таинственный гул морских штормов. Белые полотна «вишнёвого сада» становятся парусами огромного корабля…
В целом, у Ивана Поповски вышла очень деликатная, даже акварельная постановка, где роли разыграны бережно и точно, и вместе составляют изящную партитуру вечной чеховской симфонии.
Источник: Cabinet de l'art
Он буквальным образом отводит усадьбе маленький квадрат в левом углу сцены, заставляет его мебелью и населяет героями. С тесного подиума звучат неспешные речи о прошлом, настоящем и будущем, тогда как на оставшемся пространстве переливается вишнёвый сад, в белом цветении в мае и октябре, сад-воспоминание, сад-мечта, сад, который можно уничтожить и вновь создать, вечный сад. Этот абстрактный образ воплощён с помощью летящих, чувствительных к малейшему движению воздуха полиэтиленовых штор, высотой от пола до потолка. Там же, среди воображаемых вишнёвых кущей, чернеет рояль (аналог ружья в первом акте), символ исчезающего с исторической арены сословия, утончённого, но до безобразия рафинированного.
Очаровательно-отрешённая от насущных забот, разорённая любовником-альфонсом, возвращается из Парижа в родовую усадьбу Раневская (Галина Тюнина). Пять лет имение не ощущало на себе её хозяйской руки, но Раневская в полудетском экстазе восклицает: «О, сад мой… ангелы не покинули тебя»! В её представлении ангелы спасут усадьбу и от продажи за долги, потому жить можно с прежним размахом. Ангел в лице Лопахина (Денис Аврамов) в самом деле предлагает действенный план спасения, но в ответ слышит: «Дача и дачники – это так пошло, простите». Как старики впадают в детство, так и представителям уходящей эпохи свойствен инфантильный оптимизм. Все ищут, у кого взять взаймы, но бильярдный кий гоняет шары, шампанское пузырится, вальсы под живой оркестр выливаются за пределы тесной гостиной – на волю, в сад, а в это время имение уходит с молотка.
Чеховская ирония в постановке Ивана Поповски отчётливо выпукла, но это тёплая, сочувственная ирония, не лишённая философической созерцательности. Старый Фирс пропитан духом крепостничества, Раневская и Гаев – оттиск с вырождающегося дворянства, Лопахин несёт в себе пассионарность освободившегося класса, но все они временщики в контексте неусыпного движения исторических шестерёнок. Победные восклицания Лопахина среди застывших участников вечеринки не тянет на апофеоз самодовольства. Скорее, это выплеск застарелой обиды, смешанной с неуверенностью: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». И тут же: «Я сплю… это плод моего воображения, покрытое мраком неизвестности». Образ «мрака неизвестности» в спектакле передан финальным спецэффектом, когда с задника сцены в зрительный зал врывается мощный поток воздуха под таинственный гул морских штормов. Белые полотна «вишнёвого сада» становятся парусами огромного корабля…
В целом, у Ивана Поповски вышла очень деликатная, даже акварельная постановка, где роли разыграны бережно и точно, и вместе составляют изящную партитуру вечной чеховской симфонии.
Источник: Cabinet de l'art
Татьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- В «Мастерской Фоменко» выходит премьера по воспоминаниям и открыткам МаяковскогоЕлена Алдашева, «Театръ», 12.09.2023
- Афиша с 11 по 17 сентября«The Vanderlust», 11.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Мария Андреева: Красотка, своя девчонка, дива или характерная актриса?Анна Ентякова, «Кинорепортёр», 09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- МАРИЯ АНДРЕЕВА: «Важно любить вперёд, а потом спорить»Полина Сурнина, «R Flight», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоОльга Егошина, «из соцсетей», 13.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Подарок для искушённого зрителя от «Мастерской Петра Фоменко»Вера Куличенкова, «Musecube», 12.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по МопассануЕлена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023