«Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в Воронеже
«Жизнь прожить – не поле перейти». Не так просто и посмотреть спектакль об авторе этих строк, словно пережить год за годом, час за часом трагедию его жизни и его современников. «Доктор Живаго» «Мастерской П. Н. Фоменко» идет 5 часов. Однако и к концу спектакля большой зал Воронежского концертного зала был практически полон, хотя на моей памяти были случаи, когда воронежцы не дожидались окончания и трехчасовых спектаклей. За что воронежцам полюбился «Доктор»? Расскажу о своих впечатлениях.
Человек, а не Герой
«Даже друзья Пастернака предъявляли“ ему за Живаго. Но со временем любое классическое произведение поворачивается и видится по-другому. И у меня вызывает восторг, что главный герой смог сохранить себя во всех неразберихах его эпохи. И это самое главное и сегодня», – рассказал о своем герое на пресс-конференции накануне спектакля поставивший его Евгений Каменькович.
Да, несомненно, со временем любое произведение видится по-другому. И лично у меня при новом взгляде на доктора Живаго, восторг он как герой не вызвал. С первых минут он предстает на сцене несчастным мальчиком, попавшим в круговорот событий, которые определяют, как ему жить дальше, словно помимо его воли. Несколько раз он рефреном повторяет слово «мама»: после ее смерти он словно остался без какого-то вектора, направлявшего его жизнь, без крыла, надежно закрывавшего от внешних тревог (даже о разорении папы и его новой семье мальчик до смерти матери не знал). Он попадает на воспитание в семью, где познакомится с будущей своей женой – Тоней. Тоня – по сути, не его выбор, их сговаривает на женитьбу ее мать перед смертью. Идти на войну – тоже не выбор самого Живаго. Как немалая часть интеллигенции на каком-то этапе он сочувствует революции, но не участвует в ее событиях. Казалось бы, один раз за весь спектакль ему представляется возможность сделать реальный выбор: между женой и Ларой. Но и тут его берут в плен партизаны. И даже объясняться не нужно – женщины познакомятся без него. Для меня доктор в спектакле (но, как принято делать ремарку, мое мнение может не совпадать с мнением большинства) так и остался до самой смерти тем же мальчиком, каким вышел на сцену. И только вместо мамы опекать его стала дочка дворника, служившего раньше у его жены. Которая сама же в его гражданские жены и назвалась.
Хотя в самом романе, Живаго, на мой взгляд, все же иной, как раз более сумевший сохранить свое лицо и даже упрекающий в его потере своих бывших друзей: «Странно потускнели и обесцветились друзья. Ни у кого не осталось своего мира, своего мнения. Они были гораздо ярче в его воспоминаниях. По-видимому, он раньше их переоценивал».
Но может быть тем и ценен спектакль, что в нем нет того самого Героя с большой буквы, которыми так грешили советские да многие и просто классические постановки. Ведь большинство из нас тоже движутся сегодня в водовороте событий, пусть и без больших геройств, переходят свое непростое поле жизни и также хотели бы отказаться от предназначенной им чаши («Если только можно: Авва, отче, чашу эту мимо пронеси“»). И тем ближе им доктор Живаго в исполнении Ивана Вакуленко – человек, а не Герой.
Живаго на фоне женщин. Или женщины на фоне Живаго
Впрочем, для меня в театральной постановке Живаго все же немного затмили его женщины. Прежде всего, конечно Лара – Ольга Бодрова. Сначала я увидела ее на пресс-конференции, где она показалась такой домашней и не слишком яркой девушкой. А образ дополнила информация, что она приехала на гастроли с грудным ребенком, которого будет кормить между репетициями и выступлениями. Совсем домашняя… Но насколько контрастный образ предстал на сцене! Как ярко и экспрессивно она играла и какую сильную личность раскрыла!
Или Тоня – Екатерина Смирнова. Полная противоположность Ларе. Какой-то обыденной, погрязшей в быту она кажется, когда муж возвращается с фронта, а она вместо разговоров о том, что он пережил, с порога начинает заботиться, где бы найти дрова и как перетерпеть голодную весну. Но если вдуматься – разве не больше в этом деятельного или хотя бы реального, чем во всех разговорах интеллигенции о прекрасном и светлом будущем после революции, которое, как выяснилось, она себе совсем не так представляла? Как и сам Живаго.
Свет и мрак
На пресс-конференции Ольга Бодрова рассказала о своей первой встрече с «Доктором Живаго» – на 3-м курсе института они пытались поставить этот спектакль:
«Но нам было очень сложно. Революция, какой-то мрак – такие воспоминания остались от этого произведения. И вот сейчас я играю в спектакле по этому же роману в Мастерской Петра Фоменко“. И я считаю, что спектакль получился очень светлым. Несмотря на все сложности времени, в которое живут его герои, он про свет и про любовь».
Отдельное действующее лицо в спектакле – смерть. Она приходит и забирает с собой немало героев. Да и самого Живаго не раз подкарауливает в тяжелые минуты его жизни. Все пять часов герой напряженно ищет смысл жизни и смысл смерти (если в последней вообще может быть какой-то смысл). Умирающей матери Тонечки он говорит, что мы остаемся жить в других. Но похоже сам не слишком верит в это утешение. А между тем, несмотря на то, что смерть все же пришла за ним, Живаго ее победил.
Почти в финале спектакля он едет в трамвае. А по улице мимо идет дама в лиловом платье. Она обгонит трамвай и переживет самого Живаго. И эта дама – словно та самая смерть, которая переживет всех (не даром и ее, и смерть играет одна и та же актриса). Но Евграф Живаго, брат доктора по отцу, читает его стихи (хотя уже не до конца понятно он ли это или собирательный образ). И указывает даме, олицетворявшей смерть, на дверь. Творчество – вот что переживет смерть. А значит свет всегда победит мрак. Каким бы кромешным он не был. Именно это ощущение и хочется забрать с собой после спектакля.
Спектакль смотрела главред DF Наталья Андросова
Источник: De Facto
Человек, а не Герой
«Даже друзья Пастернака предъявляли“ ему за Живаго. Но со временем любое классическое произведение поворачивается и видится по-другому. И у меня вызывает восторг, что главный герой смог сохранить себя во всех неразберихах его эпохи. И это самое главное и сегодня», – рассказал о своем герое на пресс-конференции накануне спектакля поставивший его Евгений Каменькович.
Да, несомненно, со временем любое произведение видится по-другому. И лично у меня при новом взгляде на доктора Живаго, восторг он как герой не вызвал. С первых минут он предстает на сцене несчастным мальчиком, попавшим в круговорот событий, которые определяют, как ему жить дальше, словно помимо его воли. Несколько раз он рефреном повторяет слово «мама»: после ее смерти он словно остался без какого-то вектора, направлявшего его жизнь, без крыла, надежно закрывавшего от внешних тревог (даже о разорении папы и его новой семье мальчик до смерти матери не знал). Он попадает на воспитание в семью, где познакомится с будущей своей женой – Тоней. Тоня – по сути, не его выбор, их сговаривает на женитьбу ее мать перед смертью. Идти на войну – тоже не выбор самого Живаго. Как немалая часть интеллигенции на каком-то этапе он сочувствует революции, но не участвует в ее событиях. Казалось бы, один раз за весь спектакль ему представляется возможность сделать реальный выбор: между женой и Ларой. Но и тут его берут в плен партизаны. И даже объясняться не нужно – женщины познакомятся без него. Для меня доктор в спектакле (но, как принято делать ремарку, мое мнение может не совпадать с мнением большинства) так и остался до самой смерти тем же мальчиком, каким вышел на сцену. И только вместо мамы опекать его стала дочка дворника, служившего раньше у его жены. Которая сама же в его гражданские жены и назвалась.
Хотя в самом романе, Живаго, на мой взгляд, все же иной, как раз более сумевший сохранить свое лицо и даже упрекающий в его потере своих бывших друзей: «Странно потускнели и обесцветились друзья. Ни у кого не осталось своего мира, своего мнения. Они были гораздо ярче в его воспоминаниях. По-видимому, он раньше их переоценивал».
Но может быть тем и ценен спектакль, что в нем нет того самого Героя с большой буквы, которыми так грешили советские да многие и просто классические постановки. Ведь большинство из нас тоже движутся сегодня в водовороте событий, пусть и без больших геройств, переходят свое непростое поле жизни и также хотели бы отказаться от предназначенной им чаши («Если только можно: Авва, отче, чашу эту мимо пронеси“»). И тем ближе им доктор Живаго в исполнении Ивана Вакуленко – человек, а не Герой.
Живаго на фоне женщин. Или женщины на фоне Живаго
Впрочем, для меня в театральной постановке Живаго все же немного затмили его женщины. Прежде всего, конечно Лара – Ольга Бодрова. Сначала я увидела ее на пресс-конференции, где она показалась такой домашней и не слишком яркой девушкой. А образ дополнила информация, что она приехала на гастроли с грудным ребенком, которого будет кормить между репетициями и выступлениями. Совсем домашняя… Но насколько контрастный образ предстал на сцене! Как ярко и экспрессивно она играла и какую сильную личность раскрыла!
Или Тоня – Екатерина Смирнова. Полная противоположность Ларе. Какой-то обыденной, погрязшей в быту она кажется, когда муж возвращается с фронта, а она вместо разговоров о том, что он пережил, с порога начинает заботиться, где бы найти дрова и как перетерпеть голодную весну. Но если вдуматься – разве не больше в этом деятельного или хотя бы реального, чем во всех разговорах интеллигенции о прекрасном и светлом будущем после революции, которое, как выяснилось, она себе совсем не так представляла? Как и сам Живаго.
Свет и мрак
На пресс-конференции Ольга Бодрова рассказала о своей первой встрече с «Доктором Живаго» – на 3-м курсе института они пытались поставить этот спектакль:
«Но нам было очень сложно. Революция, какой-то мрак – такие воспоминания остались от этого произведения. И вот сейчас я играю в спектакле по этому же роману в Мастерской Петра Фоменко“. И я считаю, что спектакль получился очень светлым. Несмотря на все сложности времени, в которое живут его герои, он про свет и про любовь».
Отдельное действующее лицо в спектакле – смерть. Она приходит и забирает с собой немало героев. Да и самого Живаго не раз подкарауливает в тяжелые минуты его жизни. Все пять часов герой напряженно ищет смысл жизни и смысл смерти (если в последней вообще может быть какой-то смысл). Умирающей матери Тонечки он говорит, что мы остаемся жить в других. Но похоже сам не слишком верит в это утешение. А между тем, несмотря на то, что смерть все же пришла за ним, Живаго ее победил.
Почти в финале спектакля он едет в трамвае. А по улице мимо идет дама в лиловом платье. Она обгонит трамвай и переживет самого Живаго. И эта дама – словно та самая смерть, которая переживет всех (не даром и ее, и смерть играет одна и та же актриса). Но Евграф Живаго, брат доктора по отцу, читает его стихи (хотя уже не до конца понятно он ли это или собирательный образ). И указывает даме, олицетворявшей смерть, на дверь. Творчество – вот что переживет смерть. А значит свет всегда победит мрак. Каким бы кромешным он не был. Именно это ощущение и хочется забрать с собой после спектакля.
Спектакль смотрела главред DF Наталья Андросова
Источник: De Facto
Наталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- В «Мастерской Фоменко» выходит премьера по воспоминаниям и открыткам МаяковскогоЕлена Алдашева, «Театръ», 12.09.2023
- Афиша с 11 по 17 сентября«The Vanderlust», 11.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Мария Андреева: Красотка, своя девчонка, дива или характерная актриса?Анна Ентякова, «Кинорепортёр», 09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- МАРИЯ АНДРЕЕВА: «Важно любить вперёд, а потом спорить»Полина Сурнина, «R Flight», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоОльга Егошина, «из соцсетей», 13.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Подарок для искушённого зрителя от «Мастерской Петра Фоменко»Вера Куличенкова, «Musecube», 12.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по МопассануЕлена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023