В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей Брик
К 130-летию поэта Федор Малышев поставил спектакль с обнаженным пианино
Спектакли к 130-летию Владимира Маяковского появляются один за другим, и это весьма редкий случай такого дружного отклика на дату. Федор Малышев поставил на Старой сцене «Мастерской Петра Фоменко» литературно-музыкальную композицию «Маяковский. Послушайте». На пустой сцене – два актера и сам режиссер за оголенным фортепиано. Чуть больше часа им понадобится для того, чтобы рассказать о жизни поэта.
Федор Малышев – актер, состоит в труппе театра десять лет, успел за это время сыграть немало ролей, включая Треплева в «Чайке», Глумова в «Современной идиллии» по Салтыкову-Щедрину. Коровьева в «Мастере и Маргарите», который сам же и поставил вместе с женой и актрисой Полиной Агуреевой. И это не единственный его спектакль в «Мастерской ». Были «Смешной человек» по Достоевскому, «Рыцарь. Моцарт. Пир» по «Маленьким трагедиям» Пушкина, благо худрук театра Евгений Каменькович позволяет актерам «пробы пера» в режиссуре. А Федор учился на курсе Каменьковича и Крымова в ГИТИСе, а недавно Высшие курсы сценаристов и режиссеров окончил, мастерскую Владимира Фенченко и Павла Финна.
Тесный зал, где когда-то шли «большие» спектакли в постановке Фоменко. Теперь это трудно себе представить: настолько камерное пространство, с трудом вмещающее троих. У колонны – пианино с открытым остовом, так что можно увидеть молоточки, их удары по струнам. На экране – черно-белые фото и кадры. На них — Маяковский, Лиля и Осип Брик, другие герои. Видеоряд как фон, на себя внимание не перетягивает, не вторгается в действие.
По биографии Маяковского бежим рысцой вместе с актерами Анатолием Анциферовым и Павлом Яковлевым — оба щукинцы, из стажерской группы театра. Они в черной будничной одежде, брюках со спущенными подтяжками и напоминают мейерхольдовских слуг просцениума. Жизнь такая – все лаконично, кратко, как в телеграм-канале. Звучат стихи, фрагменты из переписки Лили Брик. Она – «твоя Киса», Маяковский – «твой Щен». Следуя автобиографии «Я сам», вспоминаем грузинское детство поэта, раннюю смерть отца, ушедшего на тот свет из-за укола иголки и последующего заражения крови. Далее – переезд с матерью и сестрами в Москву, учеба, художественное училище, Бутырская тюрьма, где Маяковский провел несколько месяцев и писал стихи, начало войны, повестка, знакомство с Давидом Бурлюком, зарубежные поездки, открытие Америки
Маяковский двоится. Молодой – Анатолий Анциферов, взрослый – Павел Яковлев. Они же два в одном, в постоянном диалоге, диалоге с самим собой. Портретного сходства – ноль. Поэт скорее напоминает Владимира Ленина и в итоге в него окончательно перевоплотится под строки: «Я себя под Лениным чищу». Ленин потом трансформируется в Лилю Брик — непривлекательную, с венчиком мужских пальцев над головой, вечно требующую заморских подарков. Актеры меняют лики, становятся самыми разными персонажами, с которыми Маяковского сводила судьба. Смех зала вызывает Горький, который горько (а как еще!) плачет, уткнувшись в штаны Маяковского. И сам поэт-то – «не мужчина, а облако в штанах», то будетлянский силач из оперы «Победа над Солнцем».
И вот уже старший Маяковский принимает образ Олега Баяна из «Клопа», учит младшего: «А вы, товарищ Присыпкин, легкой разведкой лифчик обнаружьте и, как будто для отдохновения, большим пальчиком упритесь, и даме сочувствие приятно, и вам облегчение. ..» Вспомнился Андрей Миронов в этой роли в Театре сатиры, то, как грандиозно один играл он эту сцену в своих концертах по стране. И до сих пор этот дивертисмент вызывает бурную реакцию зала. Маяковский жив.
Источник: «Московский комсомолец»
Федор Малышев – актер, состоит в труппе театра десять лет, успел за это время сыграть немало ролей, включая Треплева в «Чайке», Глумова в «Современной идиллии» по Салтыкову-Щедрину. Коровьева в «Мастере и Маргарите», который сам же и поставил вместе с женой и актрисой Полиной Агуреевой. И это не единственный его спектакль в «Мастерской ». Были «Смешной человек» по Достоевскому, «Рыцарь. Моцарт. Пир» по «Маленьким трагедиям» Пушкина, благо худрук театра Евгений Каменькович позволяет актерам «пробы пера» в режиссуре. А Федор учился на курсе Каменьковича и Крымова в ГИТИСе, а недавно Высшие курсы сценаристов и режиссеров окончил, мастерскую Владимира Фенченко и Павла Финна.
Тесный зал, где когда-то шли «большие» спектакли в постановке Фоменко. Теперь это трудно себе представить: настолько камерное пространство, с трудом вмещающее троих. У колонны – пианино с открытым остовом, так что можно увидеть молоточки, их удары по струнам. На экране – черно-белые фото и кадры. На них — Маяковский, Лиля и Осип Брик, другие герои. Видеоряд как фон, на себя внимание не перетягивает, не вторгается в действие.
По биографии Маяковского бежим рысцой вместе с актерами Анатолием Анциферовым и Павлом Яковлевым — оба щукинцы, из стажерской группы театра. Они в черной будничной одежде, брюках со спущенными подтяжками и напоминают мейерхольдовских слуг просцениума. Жизнь такая – все лаконично, кратко, как в телеграм-канале. Звучат стихи, фрагменты из переписки Лили Брик. Она – «твоя Киса», Маяковский – «твой Щен». Следуя автобиографии «Я сам», вспоминаем грузинское детство поэта, раннюю смерть отца, ушедшего на тот свет из-за укола иголки и последующего заражения крови. Далее – переезд с матерью и сестрами в Москву, учеба, художественное училище, Бутырская тюрьма, где Маяковский провел несколько месяцев и писал стихи, начало войны, повестка, знакомство с Давидом Бурлюком, зарубежные поездки, открытие Америки
Маяковский двоится. Молодой – Анатолий Анциферов, взрослый – Павел Яковлев. Они же два в одном, в постоянном диалоге, диалоге с самим собой. Портретного сходства – ноль. Поэт скорее напоминает Владимира Ленина и в итоге в него окончательно перевоплотится под строки: «Я себя под Лениным чищу». Ленин потом трансформируется в Лилю Брик — непривлекательную, с венчиком мужских пальцев над головой, вечно требующую заморских подарков. Актеры меняют лики, становятся самыми разными персонажами, с которыми Маяковского сводила судьба. Смех зала вызывает Горький, который горько (а как еще!) плачет, уткнувшись в штаны Маяковского. И сам поэт-то – «не мужчина, а облако в штанах», то будетлянский силач из оперы «Победа над Солнцем».
И вот уже старший Маяковский принимает образ Олега Баяна из «Клопа», учит младшего: «А вы, товарищ Присыпкин, легкой разведкой лифчик обнаружьте и, как будто для отдохновения, большим пальчиком упритесь, и даме сочувствие приятно, и вам облегчение. ..» Вспомнился Андрей Миронов в этой роли в Театре сатиры, то, как грандиозно один играл он эту сцену в своих концертах по стране. И до сих пор этот дивертисмент вызывает бурную реакцию зала. Маяковский жив.
Источник: «Московский комсомолец»
Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- В «Мастерской Фоменко» выходит премьера по воспоминаниям и открыткам МаяковскогоЕлена Алдашева, «Театръ», 12.09.2023
- Афиша с 11 по 17 сентября«The Vanderlust», 11.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Мария Андреева: Красотка, своя девчонка, дива или характерная актриса?Анна Ентякова, «Кинорепортёр», 09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- МАРИЯ АНДРЕЕВА: «Важно любить вперёд, а потом спорить»Полина Сурнина, «R Flight», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоОльга Егошина, «из соцсетей», 13.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Подарок для искушённого зрителя от «Мастерской Петра Фоменко»Вера Куличенкова, «Musecube», 12.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по МопассануЕлена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023