«Послушайте!»: «Фоменки» о Маяковском
Все творцы делятся на два типа. Одни могут существовать вне времени и пространства, оставаясь нейтральными. А другие – не могут жить без своей эпохи. Они не просто отражают ее суть, они и есть – сама эпоха. Они сами создают ее своим творчеством, просто своим существованием. Именно ко вторым относится Владимир Маяковский.
2023 год ознаменован юбилеем великого поэта, революционера, творца, впрочем, просто культурного явления под названием «Маяковский». В «Мастерской Петра Фоменко» подготовили кажущийся поначалу программным, но разворачивающийся в живую исповедь спектакль-посвящение поэту.
Сообразили, что называется, на троих. Коротко, хлестко, громко и всего на час с небольшим времени. Режиссер спектакля – Федор Малышев — играет в постановке роль тапера на почти препарированном пианино. Музыка в спектакле, точнее будет сказать, звук, занимает отдельное место. Это искусное обращение зрительского внимания к тому, насколько, оказывается, Маяковский-громадина музыкален, ритмичен, раскатист. Тапер буквально вынимает из пианино животные, космические порой звуки, он ведет этот спектакль, как Свиридов вел революционеров под «Время вперед», не оставляя, впрочем, ни единого шанса остаться Маяковскому в тени.
Это не чтецкий спектакль, несмотря на то, что слово – главный инструмент поэта, а, скорее, режиссерский. При этом зрителю не дают захлебнуться в оригинальности бессмысленных мизансцен: все на своих местах и придумано точно, в футуристическом ключе. Абсолютно фантастически в постановке работает свет, то резкий, то нежный, как «облако в штанах».
На сцене диалог двух Маяковских в исполнении Анатолия Анциферова и Павла Яковлева. Да, Маяковский один, но именно в таком диалоге с самим собой раскрывается внутренняя драма. Моноспектакль для такой формы был бы неправильным решением, в этой актерской перекличке и есть та самая динамика авангардных двадцатых. Тем более, что два актера могут примерять на себя маски других личностей эпохи – так здесь окажется и Лиля Брик, и Давид Бурлюк, и даже сам товарищ Ленин. Причем перевоплощения эти настолько естественные, практически незаметные и легкие, без замешательств, в строжайшей динамике – своеобразный отблеск всей фоменковской школы в казалось бы таком несвойственном этому театру материале.
Несвойственном – почему? Наверное, из-за кажущейся поначалу скупой сценографии. Перед нами сцена-коробка, на заднике — экран. Только спустя некоторое время понимаешь, что это мы в синематографе. Там мелькнут титры, появятся кадры хроники – это все в духе времени под названием «Маяковский».
И все же не только поэтом предстает перед нами автор, но и живым человеком. Который, правда, совершенно не мог существовать вне слова.
Я – поэт
Этим и интересен.
Об этом и пишу.
Об остальном – только если это отстоялось словом.
А когда в финале (внимание: всем известный спойлер) раздастся выстрел, и в нашем синематографе погаснет свет, мы услышим голос самого Маяковского, который чувствуется, как его личное и одобрительное присутствие.
Источник: Musecube
2023 год ознаменован юбилеем великого поэта, революционера, творца, впрочем, просто культурного явления под названием «Маяковский». В «Мастерской Петра Фоменко» подготовили кажущийся поначалу программным, но разворачивающийся в живую исповедь спектакль-посвящение поэту.
Сообразили, что называется, на троих. Коротко, хлестко, громко и всего на час с небольшим времени. Режиссер спектакля – Федор Малышев — играет в постановке роль тапера на почти препарированном пианино. Музыка в спектакле, точнее будет сказать, звук, занимает отдельное место. Это искусное обращение зрительского внимания к тому, насколько, оказывается, Маяковский-громадина музыкален, ритмичен, раскатист. Тапер буквально вынимает из пианино животные, космические порой звуки, он ведет этот спектакль, как Свиридов вел революционеров под «Время вперед», не оставляя, впрочем, ни единого шанса остаться Маяковскому в тени.
Это не чтецкий спектакль, несмотря на то, что слово – главный инструмент поэта, а, скорее, режиссерский. При этом зрителю не дают захлебнуться в оригинальности бессмысленных мизансцен: все на своих местах и придумано точно, в футуристическом ключе. Абсолютно фантастически в постановке работает свет, то резкий, то нежный, как «облако в штанах».
На сцене диалог двух Маяковских в исполнении Анатолия Анциферова и Павла Яковлева. Да, Маяковский один, но именно в таком диалоге с самим собой раскрывается внутренняя драма. Моноспектакль для такой формы был бы неправильным решением, в этой актерской перекличке и есть та самая динамика авангардных двадцатых. Тем более, что два актера могут примерять на себя маски других личностей эпохи – так здесь окажется и Лиля Брик, и Давид Бурлюк, и даже сам товарищ Ленин. Причем перевоплощения эти настолько естественные, практически незаметные и легкие, без замешательств, в строжайшей динамике – своеобразный отблеск всей фоменковской школы в казалось бы таком несвойственном этому театру материале.
Несвойственном – почему? Наверное, из-за кажущейся поначалу скупой сценографии. Перед нами сцена-коробка, на заднике — экран. Только спустя некоторое время понимаешь, что это мы в синематографе. Там мелькнут титры, появятся кадры хроники – это все в духе времени под названием «Маяковский».
И все же не только поэтом предстает перед нами автор, но и живым человеком. Который, правда, совершенно не мог существовать вне слова.
Я – поэт
Этим и интересен.
Об этом и пишу.
Об остальном – только если это отстоялось словом.
А когда в финале (внимание: всем известный спойлер) раздастся выстрел, и в нашем синематографе погаснет свет, мы услышим голос самого Маяковского, который чувствуется, как его личное и одобрительное присутствие.
Источник: Musecube
Юлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- В «Мастерской Фоменко» выходит премьера по воспоминаниям и открыткам МаяковскогоЕлена Алдашева, «Театръ», 12.09.2023
- Афиша с 11 по 17 сентября«The Vanderlust», 11.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Мария Андреева: Красотка, своя девчонка, дива или характерная актриса?Анна Ентякова, «Кинорепортёр», 09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- МАРИЯ АНДРЕЕВА: «Важно любить вперёд, а потом спорить»Полина Сурнина, «R Flight», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоОльга Егошина, «из соцсетей», 13.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана ПоповскиЕлена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев»Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Подарок для искушённого зрителя от «Мастерской Петра Фоменко»Вера Куличенкова, «Musecube», 12.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по МопассануЕлена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023