Зрителей возвращают в старину
В «Мастерской Петра Фоменко» и Театре Моссовета невест выдают замуж
В театрах, видимо, решили ударно начать Год семьи, объявленный на 2024 год в России. Сразу две столичные премьеры вышли по старинным русским комедиям о женитьбе – деле для отечества необходимом, как писал Гоголь. В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую комедию играют как водевиль, а в Театре Моссовета настоящий водевиль Александра Шаховского разыгрывают как современную пьесу о споре поколений.
«Женитьбу» не случайно атрибутируешь на спектакле «фоменок» как водевиль. Ведь уникальность комедии Николая Васильевича в том и была: абсолютно водевильный сюжет, как уже не слишком юная невеста выбирает себе женихов (один другого проблемнее), неожиданно заканчивается драматической коллизией, уже не внешней, а внутренней. Виновник торжества, незадачливый жених Подколесин, заручившись приязнью избранницы, разлакомившись будущим подле красивой жены, через минуту прыгает в окно и – был таков. Почему? Отчего? Непознаваема русская душа!
Открытый финал, оставленный Гоголем, трактуется каждый раз заново, то более мрачно, то курьезно. «Совершенно невероятное событие» сыграно в фирменном акварельном стиле «Мастерской…». Спектакль сосредоточен на комической интриге и выводит на водевильный оборот – можно вволю насладиться балаганными перипетиями и милыми репризами.
В постановке есть шанс для каждого актера провести свою линию. И для «Женитьбы» это немаловажно. Помимо того, что у автора все персонажи выписаны в ярчайших характерах и колоритных типажах, в спектакле заняты те актеры труппы, кто в последнее время не избалован новыми ролями. Да еще совсем новое поколение труппы здесь впервые вступает на подмостки – и отлично показывает себя. И купеческая дочь на выданье, дебелая красавица Агафья – Ольга Бодрова, и мужиковатая ее тетка – Елизавета Бойко, и большеглазая, быстрая, как ветерок, Дуняша (Екатерина Новокрещенова – актриса с редким амплуа травести).
В режиссерах значится не только Евгений Каменькович, но и главное «трио» – Мадлен Джабраилова (сваха), Иван Вакуленко (надворный советник Подколесин) и Юрий Буторин (друг его Кочкарев, решивший взять на себя роль свахи-тамады). У Мадлен Джабраиловой, наверное, тут самая удивительная роль: в ее исполнении сваха предстает не старорусским персонажем, закутанным в платок, а ультрасовременным свадебным агентом в элегантном брючном костюме терракотового цвета с необъятной дамской сумкой, где прячутся разные женские хитрости. Костюмы Марии Боровской подчеркивают «русскость», но и включают диалог с современностью, особенно в женских платьях, и – подчас превосходят находки сценографии (художник – Ирина Корина), которая тут скорее сообщает пространственно-временную характеристику, чем метафоризует действие. Раз уж на свадьбу принято делать фотосессии, то эту традицию (даром что при Гоголе фотография в России только зарождалась) решили сделать всеобъемлющей. Купеческий дом Купердягиных превращается в Торговый дом с фотоателье и свадебным салоном, а над всем возвышается вывеска в форме кулака в память о суровом батюшке. Так что женихи все будут запечатлены еще до смотрин – посетителей сразу на фоне репродукций с итальянскими видами фотографирует Дуняша.
И только в конце белоснежный свадебный стол так печально красив оттого, что за него так никто и не сядет праздновать рождение новой семьи, что становится аллегорией несбывшихся надежд.
Сватовство, ключевая часть комедии, решена вполне традиционно в образах каждого жениха, составляющих всю соль гоголевской сатиры: одному невесту высокообразованную подавай, хотя сам по-французски ни бельмеса; другому – характером посмирней; третьему – приданое побогаче. И только бывший моряк Жевакин, как настоящий романтик, готов ценить исключительно женскую красоту. Его играет Степан Пьянков, и это совершенно особая роль, сделанная с большим чувством. Артист и сам имеет насыщенную удивительными поворотами судьбы биографию, и своего нелепого героя – потертого, но душевного пьянчужку, помотавшегося по свету, – представляет в высокой трагикомедии. Говорить знаменитую фразу, что уже в 17 раз получает отказ, Жевакин выходит на авансцену, и это щемящая минута его признания, одиночества становится зеркальной по отношению к монологу Подколесина, когда тот размышляет: а что его собственно держит в комнате в ожидании невесты? Один бежит любви, другой стремится к ней и – не находит.
Источник: «Независимая газета»
«Женитьбу» не случайно атрибутируешь на спектакле «фоменок» как водевиль. Ведь уникальность комедии Николая Васильевича в том и была: абсолютно водевильный сюжет, как уже не слишком юная невеста выбирает себе женихов (один другого проблемнее), неожиданно заканчивается драматической коллизией, уже не внешней, а внутренней. Виновник торжества, незадачливый жених Подколесин, заручившись приязнью избранницы, разлакомившись будущим подле красивой жены, через минуту прыгает в окно и – был таков. Почему? Отчего? Непознаваема русская душа!
Открытый финал, оставленный Гоголем, трактуется каждый раз заново, то более мрачно, то курьезно. «Совершенно невероятное событие» сыграно в фирменном акварельном стиле «Мастерской…». Спектакль сосредоточен на комической интриге и выводит на водевильный оборот – можно вволю насладиться балаганными перипетиями и милыми репризами.
В постановке есть шанс для каждого актера провести свою линию. И для «Женитьбы» это немаловажно. Помимо того, что у автора все персонажи выписаны в ярчайших характерах и колоритных типажах, в спектакле заняты те актеры труппы, кто в последнее время не избалован новыми ролями. Да еще совсем новое поколение труппы здесь впервые вступает на подмостки – и отлично показывает себя. И купеческая дочь на выданье, дебелая красавица Агафья – Ольга Бодрова, и мужиковатая ее тетка – Елизавета Бойко, и большеглазая, быстрая, как ветерок, Дуняша (Екатерина Новокрещенова – актриса с редким амплуа травести).
В режиссерах значится не только Евгений Каменькович, но и главное «трио» – Мадлен Джабраилова (сваха), Иван Вакуленко (надворный советник Подколесин) и Юрий Буторин (друг его Кочкарев, решивший взять на себя роль свахи-тамады). У Мадлен Джабраиловой, наверное, тут самая удивительная роль: в ее исполнении сваха предстает не старорусским персонажем, закутанным в платок, а ультрасовременным свадебным агентом в элегантном брючном костюме терракотового цвета с необъятной дамской сумкой, где прячутся разные женские хитрости. Костюмы Марии Боровской подчеркивают «русскость», но и включают диалог с современностью, особенно в женских платьях, и – подчас превосходят находки сценографии (художник – Ирина Корина), которая тут скорее сообщает пространственно-временную характеристику, чем метафоризует действие. Раз уж на свадьбу принято делать фотосессии, то эту традицию (даром что при Гоголе фотография в России только зарождалась) решили сделать всеобъемлющей. Купеческий дом Купердягиных превращается в Торговый дом с фотоателье и свадебным салоном, а над всем возвышается вывеска в форме кулака в память о суровом батюшке. Так что женихи все будут запечатлены еще до смотрин – посетителей сразу на фоне репродукций с итальянскими видами фотографирует Дуняша.
И только в конце белоснежный свадебный стол так печально красив оттого, что за него так никто и не сядет праздновать рождение новой семьи, что становится аллегорией несбывшихся надежд.
Сватовство, ключевая часть комедии, решена вполне традиционно в образах каждого жениха, составляющих всю соль гоголевской сатиры: одному невесту высокообразованную подавай, хотя сам по-французски ни бельмеса; другому – характером посмирней; третьему – приданое побогаче. И только бывший моряк Жевакин, как настоящий романтик, готов ценить исключительно женскую красоту. Его играет Степан Пьянков, и это совершенно особая роль, сделанная с большим чувством. Артист и сам имеет насыщенную удивительными поворотами судьбы биографию, и своего нелепого героя – потертого, но душевного пьянчужку, помотавшегося по свету, – представляет в высокой трагикомедии. Говорить знаменитую фразу, что уже в 17 раз получает отказ, Жевакин выходит на авансцену, и это щемящая минута его признания, одиночества становится зеркальной по отношению к монологу Подколесина, когда тот размышляет: а что его собственно держит в комнате в ожидании невесты? Один бежит любви, другой стремится к ней и – не находит.
Источник: «Независимая газета»
Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- Премьера спектакля «Светлые души, или О том, как написать рассказ»Наталья Романова , «Звезды мегаполиса», 2.12.2024
- «Светлые души, или О том, как написать рассказ». По рассказам Василия ШукшинаНикита Балашов, «Ревизор.ru», 2.12.2024
- Премьера спектакля «Светлые души, или О том, как написать рассказ»«The Vanderlust», 25.11.2024
- В «Мастерской Фоменко» покажут «Светлые души» ШукшинаЕлена Алдашева, «Театръ», 24.11.2024
- Дарья Коныжева: «Для меня главное в искусстве возможность творить»Дарья Парчинская, «Смена», 11.2024
- Спектакль «Божественная комедия»Наталия Борисова, «Porusski.me», 7.10.2024
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- Юрий Титов: «Вера — это всегда усилие»Екатерина Данилова, «Театральный журнал», 29.06.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Екатерина Новокрещенова: Я – за неподдельность и искренностьАнна Чепурнова, «Труд», 7.06.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- Афиша с 27 мая до 2 июня«The Vanderlust», 22.05.2024
- «Мастерская Фоменко» даёт «Божественную комедию»«Театральный журнал», 22.05.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- ОЛЬГА БОДРОВА: «Иногда просто нужно положиться на судьбу»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Афиша с 18 по 24 марта«The Vanderlust», 18.03.2024
- Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией»Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- «Онегин» в кино, Италия в Москве и чудеса архитектуры СССР: о премьерах и выставках марта"Онегин" в кино, Италия в Москве и чудеса архитектуры СССР: о премьерах и выставках марта«ТАСС», 1.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Николай Орловский: «Сердце одинаково сильно подключается и к ролям, и к композиторским работам»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- Афиша с 5 по 11 февраля«The Vanderlust», 5.02.2024
- 5 театральных премьер, которые не стоит пропускать этой зимойАнастасия Паукер, «Афиша-Daily», 19.01.2024