«Совершенно невероятное событие»: смертельный брак
Евгений Каменькович поставил в Мастерской Петра Фоменко гоголевскую «Женитьбу»
Новый спектакль художественного руководителя Мастерской Петра Фоменко Евгения Каменьковича – подарок ценителям живой классики. В его основу легла комедия Николая Гоголя про нерешительного Подколесина, пытающегося жениться усилиями шустрой свахи и ушлого друга. Интересно, что режиссер, умеющий расправляться с трудной и редко инсценируемой прозой, взялся за школьную программу. В основе предыдущей премьеры Каменьковича – спектакля «Двадцать третий» – был роман Ремарка «Черный обелиск», чуть ранее он поставил «Чающие движения воды» по «Соборянам» Лескова и «Доктор Живаго» по одноименному роману Пастернака.
Но «Женитьба» не так проста, как кажется. Закономерно, что в ней режиссер не стал просто иллюстрировать известный сюжет. Он сделал акцент на абсурдности происходящего, на его инфернальной сути. И гоголевская дилемма «жениться или не жениться» приобрела вселенский масштаб, буквально превратившись в «быть или не быть». Странная природа гоголевской комедии здесь важнее ее внешнего обывательского сюжета. Чтобы это подчеркнуть, Каменькович неожиданно решает вопрос места действия. Все происходит в фотоателье, которое принадлежит потенциальной невесте Подколесина – Агафье Тихоновне. Эта деталь выдуманная, но объяснимая – гоголевский шедевр возник одновременно с первым петербургским фотоателье, где делали дагеротипные портреты.
В первом акте женихи без конца позируют и фотографируются. Во втором их изображениями в огромную величину заставлена вся сцена. С этим мистическим портфолио и «работает» Агафья, пытаясь сделать выбор. В ее хорошенькой головке все эти Яичницы и Анучкины, Подколесины и Жевакины – люди не совсем настоящие, зато идеальные. Вживую она видела их не больше минуты, но с дагеротипами разговаривает по полчаса. Жутковатые ощущения возникают мгновенно, Гоголь был бы доволен.
Подколесин в этом спектакле один-единственный чувствует неестественность ситуации, какую-то подспудную «чертовщину». Он фотографироваться не хочет, но делает это в итоге, закрыв лицо руками. Его финальный побег в окно – это буквально побег в жизнь от инфернальной невесты. Рама, в которую он сиганул, замечательно белеет в темноте сцены, как бы повисая в воздухе – в безвременье и в нигде. Агафья (Ольга Бодрова, дочь Сергея Бодрова, актриса Мастерской Фоменко, исполнительница роли Лары в «Докторе Живаго»), к слову, и правда иногда нет-нет, а становится похожей на Панночку – распущенные волосы, белое исподнее, затуманенный одной-единственной идеей взгляд. На свадьбе, которая происходит с Подколесиным в ее воображении, все носят венки. Венчальные или погребальные, до конца не ясно, но намек замечателен, ведь венок издавна символ перехода из одной жизни в другую.
Актерские работы в этом спектакле одновременно его сильная и слабая сторона. Маски гоголевских героев примеряют на себя звезды Мастерской Иван Вакуленко, Алексей Колубков, Томас Моцкус, Степан Пьянков и др. Все они работают упоительно, с видимым куражом. Зритель на ура принимает блестяще сыгранные, почти концертные, номера с представлением женихов, сватовством Подколесина и мечтаниями Агафьи. Сваха в ярком и смачном исполнении Мадлен Джабраиловой (актриса Мастерской Фоменко, играет в спектаклях «Триптих», «Самое важное», «Война и мир», снималась в сериалах «ГДР», «Триггер-2» и т. д.) вызывает приступы хохота в зале. Кочкарев – Юрий Буторин (актер Мастерской Фоменко, спектакли «Двадцать третий», «Мой Брель» и т. д.) обольщает не только своего друга Подколесина и Агафью, но и каждого сидящего в зале. Обаяние льется через край, зритель не дыша наблюдает за его порханиями по сцене и мастерски разыгрываемой интригой.
Жаль только, что актерские блестящие бенефисы несколько противоречат режиссерскому посылу. Как результат – комедийное фарсовое начало в этом спектакле побеждает философское и гоголевский мистицизм отходит на второй план.
Источник: «Ведомости»
Но «Женитьба» не так проста, как кажется. Закономерно, что в ней режиссер не стал просто иллюстрировать известный сюжет. Он сделал акцент на абсурдности происходящего, на его инфернальной сути. И гоголевская дилемма «жениться или не жениться» приобрела вселенский масштаб, буквально превратившись в «быть или не быть». Странная природа гоголевской комедии здесь важнее ее внешнего обывательского сюжета. Чтобы это подчеркнуть, Каменькович неожиданно решает вопрос места действия. Все происходит в фотоателье, которое принадлежит потенциальной невесте Подколесина – Агафье Тихоновне. Эта деталь выдуманная, но объяснимая – гоголевский шедевр возник одновременно с первым петербургским фотоателье, где делали дагеротипные портреты.
В первом акте женихи без конца позируют и фотографируются. Во втором их изображениями в огромную величину заставлена вся сцена. С этим мистическим портфолио и «работает» Агафья, пытаясь сделать выбор. В ее хорошенькой головке все эти Яичницы и Анучкины, Подколесины и Жевакины – люди не совсем настоящие, зато идеальные. Вживую она видела их не больше минуты, но с дагеротипами разговаривает по полчаса. Жутковатые ощущения возникают мгновенно, Гоголь был бы доволен.
Подколесин в этом спектакле один-единственный чувствует неестественность ситуации, какую-то подспудную «чертовщину». Он фотографироваться не хочет, но делает это в итоге, закрыв лицо руками. Его финальный побег в окно – это буквально побег в жизнь от инфернальной невесты. Рама, в которую он сиганул, замечательно белеет в темноте сцены, как бы повисая в воздухе – в безвременье и в нигде. Агафья (Ольга Бодрова, дочь Сергея Бодрова, актриса Мастерской Фоменко, исполнительница роли Лары в «Докторе Живаго»), к слову, и правда иногда нет-нет, а становится похожей на Панночку – распущенные волосы, белое исподнее, затуманенный одной-единственной идеей взгляд. На свадьбе, которая происходит с Подколесиным в ее воображении, все носят венки. Венчальные или погребальные, до конца не ясно, но намек замечателен, ведь венок издавна символ перехода из одной жизни в другую.
Актерские работы в этом спектакле одновременно его сильная и слабая сторона. Маски гоголевских героев примеряют на себя звезды Мастерской Иван Вакуленко, Алексей Колубков, Томас Моцкус, Степан Пьянков и др. Все они работают упоительно, с видимым куражом. Зритель на ура принимает блестяще сыгранные, почти концертные, номера с представлением женихов, сватовством Подколесина и мечтаниями Агафьи. Сваха в ярком и смачном исполнении Мадлен Джабраиловой (актриса Мастерской Фоменко, играет в спектаклях «Триптих», «Самое важное», «Война и мир», снималась в сериалах «ГДР», «Триггер-2» и т. д.) вызывает приступы хохота в зале. Кочкарев – Юрий Буторин (актер Мастерской Фоменко, спектакли «Двадцать третий», «Мой Брель» и т. д.) обольщает не только своего друга Подколесина и Агафью, но и каждого сидящего в зале. Обаяние льется через край, зритель не дыша наблюдает за его порханиями по сцене и мастерски разыгрываемой интригой.
Жаль только, что актерские блестящие бенефисы несколько противоречат режиссерскому посылу. Как результат – комедийное фарсовое начало в этом спектакле побеждает философское и гоголевский мистицизм отходит на второй план.
Источник: «Ведомости»
Наталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- Премьера спектакля «Светлые души, или О том, как написать рассказ»Наталья Романова , «Звезды мегаполиса», 2.12.2024
- «Светлые души, или О том, как написать рассказ». По рассказам Василия ШукшинаНикита Балашов, «Ревизор.ru», 2.12.2024
- Премьера спектакля «Светлые души, или О том, как написать рассказ»«The Vanderlust», 25.11.2024
- В «Мастерской Фоменко» покажут «Светлые души» ШукшинаЕлена Алдашева, «Театръ», 24.11.2024
- Дарья Коныжева: «Для меня главное в искусстве возможность творить»Дарья Парчинская, «Смена», 11.2024
- Спектакль «Божественная комедия»Наталия Борисова, «Porusski.me», 7.10.2024
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- Юрий Титов: «Вера — это всегда усилие»Екатерина Данилова, «Театральный журнал», 29.06.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Екатерина Новокрещенова: Я – за неподдельность и искренностьАнна Чепурнова, «Труд», 7.06.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- Афиша с 27 мая до 2 июня«The Vanderlust», 22.05.2024
- «Мастерская Фоменко» даёт «Божественную комедию»«Театральный журнал», 22.05.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- ОЛЬГА БОДРОВА: «Иногда просто нужно положиться на судьбу»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Афиша с 18 по 24 марта«The Vanderlust», 18.03.2024
- Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией»Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- «Онегин» в кино, Италия в Москве и чудеса архитектуры СССР: о премьерах и выставках марта"Онегин" в кино, Италия в Москве и чудеса архитектуры СССР: о премьерах и выставках марта«ТАСС», 1.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Николай Орловский: «Сердце одинаково сильно подключается и к ролям, и к композиторским работам»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- Афиша с 5 по 11 февраля«The Vanderlust», 5.02.2024
- 5 театральных премьер, которые не стоит пропускать этой зимойАнастасия Паукер, «Афиша-Daily», 19.01.2024