«Божественная комедия. Вариации»
Данте Алигьери. Мастерская Петра Фоменко. Старая сцена. Режиссер Юрий Титов.
Одна из главных систем оценок спектакля: на какой минуте я посмотрел на часы. В случае с «Божественной комедией» – ситуация другая. Мне очень хотелось, чтобы спектакль не заканчивался никогда.
Хотя начиналось все не очень хорошо. Задержка на 19 минут, а людей в зал стали запускать в 19.10. При официальном начале в 19.00.
Смазанной оказалась и первая сцена, когда актер читал текст на итальянском с нижегородским акцентом. Я уж начал грустить о том, что нет закона, запрещающего на сцене читать на иностранных языках, если с произношением проблема.
Но затем выяснилось, что это фишка. Ну не могли же «Фоменки» не поёрничать. На второй сцене, когда на сцене появился Данте (его играет режиссер спектакля Юрий Титов), у меня отвисла челюсть и не закрывалась уже до самого конца.
Такое ощущение, что режиссер только что приехал из времени Данте и решил поставить спектакль именно для тех зрителей, 700-летней давности. Таинственную мистерию на понятном им языке с учетом возможности современной техники.
Ад действительно получился Дантовский. Немного комичный, и вроде бы совсем не страшный. Но! Буквально в первые пять минут я погрузился в атмосферу Дантовских времен, и невольно забыл, что я человек 21-го века.
Я получал ровно те самые эмоции, которые получал бы современник Данте. Это был гипноз. Если бы не некоторые шутки в фоменковском стиле, погрузился бы так, что из того времени бы и не вышел. Шутки контролировали состояние, не давали до конца провалиться в мистерию.
Когда жил Данте – системы Станиславского еще не было, поэтому актеры говорили красивыми раскатистыми голосами. Формально перевоплощение отсутствовало, но оно было. Я видел на сцене не людей, я видел дантовских персонажей. Ровно такими, какими их и хотел показать великий итальянец. Я не люблю, когда монологи произносятся слишком театрально, но здесь, это было уместно. Только так и надо было эти монологи произносить.
Особо стоит отметить Николая Орловского, игравшего Вергилия. Прекрасный оратор с идеальным римским профилем. Как ожившая статуя или фреска. Но статуя с чувством юмора.
А дальше…
В театре часто используется вращающаяся сцена. Тут вращался зрительный зал. Вокруг своей оси. В итоге за кратчайшее время мы путешествовали между четырьмя разными сценами, и Данте с Вергилием путешествовали вместе с нами, стоя на ступеньках.
Мы были не зрителями, мы были участниками действия. (Представляете, как такой аттракцион снесет крышу жителю средневековой Флоренции? И мне тоже снесло).
Отчасти все происходящее можно сравнить со знаменитым аттракционом «Комната Страха» – когда на вагонетках въезжаешь в какое-то ужасное пространство. Очень похоже, только гораздо сильнее и эмоциональнее!
Я вижу трех бесов – с красными фонарями-глазами. Облик – по законам аттракциона. С одной стороны – мне не должно быть страшно. Они же почти мультяшные, подчеркнуто не настоящие. Но, блин, они вызывают у меня кучу эмоций! Я же в этот момент средневековый житель Флоренции! Монстры, грешники немного наивные. Но не потому, что режиссер не доработал. Наоборот – они наивные, потому что он поработал хорошо. Они и должны быть такими. Все строго по Данте.
Сам спектакль идеально сбалансирован по всем параметрам. Очень грамотно написанная адаптация. (Автор тоже Юрий Титов). С одной стороны, все рассказано, основные мысли доведены, с другой – ничего лишнего. (Спектакль вместе с антрактом идет 2 часа). При этом у меня создавалось впечатление, что всех этих грешников и святых, с которыми встречаются герои, я знаю! (Хотя знал только Гомера и Фалеса).
Параллельно с этим безупречно подобранная музыка. Практически ни секунды действия без музыки. Она крайне разнообразная, и всегда к месту.
Идеально сделанная сценография. Каждая сцена – ожившая картина из раннего возрождения. Каждая фигура, даже та, которая ничего не говорит – вызывает бурю эмоций! Хотя уже выйдя из зала, понял – сценография-то была простая. Но во время спектакля ощущался целый калейдоскоп событий, картин, фресок.
В сценах Ада – вокруг меня был ужас. В некоторых случаях даже страшный. В сценах чистилища – гармония, желание подумать о чем-то чистом.
Единственное что напрочь выбивало из атмосферы – потолок в зале. Данте и Вергилий лежат на земле, говорят о красивом голубом небе. А на потолке – софиты… Понятно, что без них никуда, но всю атмосферу испортили. Может, как-то подсветить, подвесить что-то. Гармония стала бы идеальной.
Когда закончилось первое действия – был сильно напряжен. Ад прошли. И ад был великолепным. Будет ли таким же великолепным вторая часть «Чистилище»? Она и у Данте-то не такая яркая.
Но у Титова получилось. Второе действие было значительно короче первого, и взято было только самое важное, никто не растекался мыслью по древу. Все основное, что имел в виду Данте – сказано. Первое действие – средневековый ужас, второе – средневековая чистота. Даже когда исполнялись современные вроде песни, складывалось ощущение – что они из того времени. Что уже тогда были электрогитары и барабаны…
Потрясающий и очень органичный контраст. Уникальная работа режиссера со зрителем.
Немного смазанной оказалась предпоследняя сцена, когда Данте встречается с умершей Беатриче.
Очень красиво, но не хватило лично мне химии между актерами. Данте столько прошел, чтобы увидеть любимую, которая так и не стала его женой. А химии нет…
И вот финал, звучит музыка, которая очень напоминает вступление к “The End” – Doors. Cидел и ждал, когда запоет Моррисон. Даже если это была и совсем другая мелодия. Мне почему-то очень хотелось услышать на финал голос Джима. Он ведь точно там, где оказался в итоге Данте.
На бис зрителей вызывали шесть раз. Но, конечно, этого мало для того, чтобы полностью оценить всю силу постановки.
Уже сейчас на большую часть спектаклей билетов нет. А если какие-то и остались, то самые дорогие. Но оно того стоит. Постановки на малых сценах часто отличаются дешевизной. Тут нет! Тут к делу подошли серьезно, никто не экономил – и результат соответствующий! Окунитесь в этот удивительный мир, станьте на время флорентийцем, почувствуйте дух бессмертного произведения Данте.
Это, однозначно, один из лучших спектаклей сезона, который непременно надо посмотреть! К большому сожалению, мест в зале всего 57. Но, по счастью, до конца июня он будет играться часто. А дальше? Думаю – он станет одним из главных хитов мастерской Петра Фоменко!
Источник: Ревизор.ru
Хотя начиналось все не очень хорошо. Задержка на 19 минут, а людей в зал стали запускать в 19.10. При официальном начале в 19.00.
Смазанной оказалась и первая сцена, когда актер читал текст на итальянском с нижегородским акцентом. Я уж начал грустить о том, что нет закона, запрещающего на сцене читать на иностранных языках, если с произношением проблема.
Но затем выяснилось, что это фишка. Ну не могли же «Фоменки» не поёрничать. На второй сцене, когда на сцене появился Данте (его играет режиссер спектакля Юрий Титов), у меня отвисла челюсть и не закрывалась уже до самого конца.
Такое ощущение, что режиссер только что приехал из времени Данте и решил поставить спектакль именно для тех зрителей, 700-летней давности. Таинственную мистерию на понятном им языке с учетом возможности современной техники.
Ад действительно получился Дантовский. Немного комичный, и вроде бы совсем не страшный. Но! Буквально в первые пять минут я погрузился в атмосферу Дантовских времен, и невольно забыл, что я человек 21-го века.
Я получал ровно те самые эмоции, которые получал бы современник Данте. Это был гипноз. Если бы не некоторые шутки в фоменковском стиле, погрузился бы так, что из того времени бы и не вышел. Шутки контролировали состояние, не давали до конца провалиться в мистерию.
Когда жил Данте – системы Станиславского еще не было, поэтому актеры говорили красивыми раскатистыми голосами. Формально перевоплощение отсутствовало, но оно было. Я видел на сцене не людей, я видел дантовских персонажей. Ровно такими, какими их и хотел показать великий итальянец. Я не люблю, когда монологи произносятся слишком театрально, но здесь, это было уместно. Только так и надо было эти монологи произносить.
Особо стоит отметить Николая Орловского, игравшего Вергилия. Прекрасный оратор с идеальным римским профилем. Как ожившая статуя или фреска. Но статуя с чувством юмора.
А дальше…
В театре часто используется вращающаяся сцена. Тут вращался зрительный зал. Вокруг своей оси. В итоге за кратчайшее время мы путешествовали между четырьмя разными сценами, и Данте с Вергилием путешествовали вместе с нами, стоя на ступеньках.
Мы были не зрителями, мы были участниками действия. (Представляете, как такой аттракцион снесет крышу жителю средневековой Флоренции? И мне тоже снесло).
Отчасти все происходящее можно сравнить со знаменитым аттракционом «Комната Страха» – когда на вагонетках въезжаешь в какое-то ужасное пространство. Очень похоже, только гораздо сильнее и эмоциональнее!
Я вижу трех бесов – с красными фонарями-глазами. Облик – по законам аттракциона. С одной стороны – мне не должно быть страшно. Они же почти мультяшные, подчеркнуто не настоящие. Но, блин, они вызывают у меня кучу эмоций! Я же в этот момент средневековый житель Флоренции! Монстры, грешники немного наивные. Но не потому, что режиссер не доработал. Наоборот – они наивные, потому что он поработал хорошо. Они и должны быть такими. Все строго по Данте.
Сам спектакль идеально сбалансирован по всем параметрам. Очень грамотно написанная адаптация. (Автор тоже Юрий Титов). С одной стороны, все рассказано, основные мысли доведены, с другой – ничего лишнего. (Спектакль вместе с антрактом идет 2 часа). При этом у меня создавалось впечатление, что всех этих грешников и святых, с которыми встречаются герои, я знаю! (Хотя знал только Гомера и Фалеса).
Параллельно с этим безупречно подобранная музыка. Практически ни секунды действия без музыки. Она крайне разнообразная, и всегда к месту.
Идеально сделанная сценография. Каждая сцена – ожившая картина из раннего возрождения. Каждая фигура, даже та, которая ничего не говорит – вызывает бурю эмоций! Хотя уже выйдя из зала, понял – сценография-то была простая. Но во время спектакля ощущался целый калейдоскоп событий, картин, фресок.
В сценах Ада – вокруг меня был ужас. В некоторых случаях даже страшный. В сценах чистилища – гармония, желание подумать о чем-то чистом.
Единственное что напрочь выбивало из атмосферы – потолок в зале. Данте и Вергилий лежат на земле, говорят о красивом голубом небе. А на потолке – софиты… Понятно, что без них никуда, но всю атмосферу испортили. Может, как-то подсветить, подвесить что-то. Гармония стала бы идеальной.
Когда закончилось первое действия – был сильно напряжен. Ад прошли. И ад был великолепным. Будет ли таким же великолепным вторая часть «Чистилище»? Она и у Данте-то не такая яркая.
Но у Титова получилось. Второе действие было значительно короче первого, и взято было только самое важное, никто не растекался мыслью по древу. Все основное, что имел в виду Данте – сказано. Первое действие – средневековый ужас, второе – средневековая чистота. Даже когда исполнялись современные вроде песни, складывалось ощущение – что они из того времени. Что уже тогда были электрогитары и барабаны…
Потрясающий и очень органичный контраст. Уникальная работа режиссера со зрителем.
Немного смазанной оказалась предпоследняя сцена, когда Данте встречается с умершей Беатриче.
Очень красиво, но не хватило лично мне химии между актерами. Данте столько прошел, чтобы увидеть любимую, которая так и не стала его женой. А химии нет…
И вот финал, звучит музыка, которая очень напоминает вступление к “The End” – Doors. Cидел и ждал, когда запоет Моррисон. Даже если это была и совсем другая мелодия. Мне почему-то очень хотелось услышать на финал голос Джима. Он ведь точно там, где оказался в итоге Данте.
На бис зрителей вызывали шесть раз. Но, конечно, этого мало для того, чтобы полностью оценить всю силу постановки.
Уже сейчас на большую часть спектаклей билетов нет. А если какие-то и остались, то самые дорогие. Но оно того стоит. Постановки на малых сценах часто отличаются дешевизной. Тут нет! Тут к делу подошли серьезно, никто не экономил – и результат соответствующий! Окунитесь в этот удивительный мир, станьте на время флорентийцем, почувствуйте дух бессмертного произведения Данте.
Это, однозначно, один из лучших спектаклей сезона, который непременно надо посмотреть! К большому сожалению, мест в зале всего 57. Но, по счастью, до конца июня он будет играться часто. А дальше? Думаю – он станет одним из главных хитов мастерской Петра Фоменко!
Источник: Ревизор.ru
Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- Премьера спектакля «Светлые души, или О том, как написать рассказ»Наталья Романова , «Звезды мегаполиса», 2.12.2024
- «Светлые души, или О том, как написать рассказ». По рассказам Василия ШукшинаНикита Балашов, «Ревизор.ru», 2.12.2024
- Премьера спектакля «Светлые души, или О том, как написать рассказ»«The Vanderlust», 25.11.2024
- В «Мастерской Фоменко» покажут «Светлые души» ШукшинаЕлена Алдашева, «Театръ», 24.11.2024
- Дарья Коныжева: «Для меня главное в искусстве возможность творить»Дарья Парчинская, «Смена», 11.2024
- Спектакль «Божественная комедия»Наталия Борисова, «Porusski.me», 7.10.2024
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- Юрий Титов: «Вера — это всегда усилие»Екатерина Данилова, «Театральный журнал», 29.06.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Екатерина Новокрещенова: Я – за неподдельность и искренностьАнна Чепурнова, «Труд», 7.06.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- Афиша с 27 мая до 2 июня«The Vanderlust», 22.05.2024
- «Мастерская Фоменко» даёт «Божественную комедию»«Театральный журнал», 22.05.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- ОЛЬГА БОДРОВА: «Иногда просто нужно положиться на судьбу»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Афиша с 18 по 24 марта«The Vanderlust», 18.03.2024
- Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией»Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- «Онегин» в кино, Италия в Москве и чудеса архитектуры СССР: о премьерах и выставках марта"Онегин" в кино, Италия в Москве и чудеса архитектуры СССР: о премьерах и выставках марта«ТАСС», 1.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Николай Орловский: «Сердце одинаково сильно подключается и к ролям, и к композиторским работам»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- Афиша с 5 по 11 февраля«The Vanderlust», 5.02.2024
- 5 театральных премьер, которые не стоит пропускать этой зимойАнастасия Паукер, «Афиша-Daily», 19.01.2024