Премьера спектакля «Светлые души, или О том, как написать рассказ»
Ставить спектакль по рассказам Шукшина, при всей их кажущейся простоте — дело вовсе непростое. Любая фальшь мгновенно становится заметна и обесценивает все затраченные усилия. Но трудности театральных режиссеров не пугают и многие продолжают пытаться, такой поистине притягательной силой обладают шукшинские тексты. Изредка появляются и удачные примеры. Как раз одним из таких стал спектакль в театре «Мастерская Петра Фоменко», премьера которого состоялась 24 ноября. Создатели спектакля решили исследовать саму природу рассказов Шукшина, попытаться раскрыть источник их магической простоты, которую совершенно невозможно повторить.
Перед спектаклем «Светлые души, или О том, как написать рассказ» всем выдают маленький, остро отточенный карандашик, и пространство для творчества на обратной стороне листа со списком действующих лиц и исполнителей, тем самым предлагая написать собственный рассказ. Оказавшись перед этой разлинованной вселенной, поневоле задумываешься, как же у Василия Макаровича Шукшина получалось делать это так, что слова словно сами складывались в предложения, и вроде бы совершенно простые диалоги между обычными людьми магическим образом обретали глубину и значимость.
В рассказе о спектакле уж точно не получится ограничиться «шалым ветерком» и «шелестом листьев». Ну, попытка, не пытка, попробую.
Несколько рассказов, вдохновивших режиссера Михаила Крылова, виртуозно соединяются в спектакле в единое целое. Своеобразная лекция о написании рассказа превращается в захватывающее действие, где Лектор (Александр Моровов), словно фокусник карточную колоду, причудливо тасует шукшинских персонажей, а потом и сам становится одним из них. Герои Шукшина ему и помогают, и порой даже мешают, постоянно вклиниваясь в ход лекции на тему «Как написать рассказ» и неожиданно сами начинают рассказывать о себе и о том, что с ними произошло.
Вот городской художник (Борис Яновский) едет в деревню на попутной подводе. Лошадьми правит немногословная рыжеволосая деревенская девушка (Елизавета Бойко) с неожиданным для такой хрупкой натуры низким голосом. Диалог между ними — как соединение двух непересекающихся миров, деревенского и городского, но раз он возможен, то возможно и взаимное притяжение и художнику уже хочется поддаться порыву, спрыгнуть с телеги и нарвать ей цветов, которые называются так же, как и сам рассказ — «Кукушкины слезки». А вот несчастная жертва измены жены, «Беспалый» Серега (Денис Аврамов). Ведь говорили ж ему люди — «злая, капризная и дура». А он так был влюблен, что когда видел ее походку и белый врачебный халатик, то «зубы немели от любви». Но тут любимая жена Клара (Екатерина Смирнова) и собственный брат после родственного застолья подложили ему свинью. Хотел сначала убить обоих, но неожиданно яростно рубанул топором себе по пальцам. Вот и устраивай после такого родственное застолье! Выходит, что «прочность семейной жизни не исчисляется количеством выпитых бутылок».
А какое необыкновенное впечатление произвел на братьев Винокуровых показ мод в сельском клубе! Поиск у манекенщиц «внутреннего содержания», потому что «женщина без внутреннего содержания — это ж.. я не знаю.. кошмар!» — это снова столкновение двух миров. Напрасно Геннадий (Вениамин Краснянский) старался, фокус с платочком и спичкой показывал. Девушка из городского мира, как несбыточная мечта, все равно вернется туда, где будут парни с гитарами и модные джинсы, останется у нее только смутное воспоминание и письмо от шофера Геннадия из шахтерского поселка с разгадкой фокуса. А может и того не останется.
Зато у героев рассказа «Версия» останется довольно яркое воспоминание Саньки (Михаил Крылов) о поездке в город за мотоциклом, о ресторане, где он нечаянно разбил стекло и о чудесной женщине, директоре ресторана, три дня принимавшей его в своей роскошной квартире. Проверка Санькиной версии обернулась для его друга Егорки (Игорь Войнаровский) потерей водительских прав на полгода и пятнадцатью сутками ареста. И такое тоже бывает, правда вот женщину Санькину ему в пылу завязавшейся драки разглядеть так и не удалось, зато «квартиру успел разглядеть. Квартира шикарная».
Рассказ «Светлые души», давший название спектаклю, становится своеобразным итогом лекции и подтверждением того простого тезиса, что в основе любого рассказа Шукшина — любовь. Пусть даже герой рассказа Михайло делит ее между женой Нюсей (Александра Кесельман) и драгоценной машиной. И это вопрос, кого он любит больше…
Для спектакля найдено совершенно чудесное визуальное решение. Все сценическое пространство, практически пустое в начале действия, лишь с маленьким столиком лектора в углу, постепенно преображается и наполняется смыслом: светом из дверного проема, куда уходят вожжи телеги, или протянутыми через всю сцену бельевыми веревками с белыми халатиками изменщицы Клары, и мгновенным превращением двери в длинный обеденный стол. А идея с грузовиком — полный восторг и отдельная благодарность художнику-постановщику Юлиане Лайковой как за нее, так и за костюмы. Герои выглядят в них так, словно наполовину вышли из шукшинских рассказов, и, судя по обрывкам текстов на них, какой-то своей частью там и остались.
Они и существуют одновременно в этих параллельных мирах — литературном и реальном, предоставляя нам возможность всего на пару часов заглянуть в свой мир, особенный волшебный мир человека из алтайского села Сростки, которого вот уже ровно 50 лет нет с нами, но без которого мы уже не представляем нашей жизни. Кажется, он был в ней всегда.
Источник: Звезды мегаполиса
Перед спектаклем «Светлые души, или О том, как написать рассказ» всем выдают маленький, остро отточенный карандашик, и пространство для творчества на обратной стороне листа со списком действующих лиц и исполнителей, тем самым предлагая написать собственный рассказ. Оказавшись перед этой разлинованной вселенной, поневоле задумываешься, как же у Василия Макаровича Шукшина получалось делать это так, что слова словно сами складывались в предложения, и вроде бы совершенно простые диалоги между обычными людьми магическим образом обретали глубину и значимость.
В рассказе о спектакле уж точно не получится ограничиться «шалым ветерком» и «шелестом листьев». Ну, попытка, не пытка, попробую.
Несколько рассказов, вдохновивших режиссера Михаила Крылова, виртуозно соединяются в спектакле в единое целое. Своеобразная лекция о написании рассказа превращается в захватывающее действие, где Лектор (Александр Моровов), словно фокусник карточную колоду, причудливо тасует шукшинских персонажей, а потом и сам становится одним из них. Герои Шукшина ему и помогают, и порой даже мешают, постоянно вклиниваясь в ход лекции на тему «Как написать рассказ» и неожиданно сами начинают рассказывать о себе и о том, что с ними произошло.
Вот городской художник (Борис Яновский) едет в деревню на попутной подводе. Лошадьми правит немногословная рыжеволосая деревенская девушка (Елизавета Бойко) с неожиданным для такой хрупкой натуры низким голосом. Диалог между ними — как соединение двух непересекающихся миров, деревенского и городского, но раз он возможен, то возможно и взаимное притяжение и художнику уже хочется поддаться порыву, спрыгнуть с телеги и нарвать ей цветов, которые называются так же, как и сам рассказ — «Кукушкины слезки». А вот несчастная жертва измены жены, «Беспалый» Серега (Денис Аврамов). Ведь говорили ж ему люди — «злая, капризная и дура». А он так был влюблен, что когда видел ее походку и белый врачебный халатик, то «зубы немели от любви». Но тут любимая жена Клара (Екатерина Смирнова) и собственный брат после родственного застолья подложили ему свинью. Хотел сначала убить обоих, но неожиданно яростно рубанул топором себе по пальцам. Вот и устраивай после такого родственное застолье! Выходит, что «прочность семейной жизни не исчисляется количеством выпитых бутылок».
А какое необыкновенное впечатление произвел на братьев Винокуровых показ мод в сельском клубе! Поиск у манекенщиц «внутреннего содержания», потому что «женщина без внутреннего содержания — это ж.. я не знаю.. кошмар!» — это снова столкновение двух миров. Напрасно Геннадий (Вениамин Краснянский) старался, фокус с платочком и спичкой показывал. Девушка из городского мира, как несбыточная мечта, все равно вернется туда, где будут парни с гитарами и модные джинсы, останется у нее только смутное воспоминание и письмо от шофера Геннадия из шахтерского поселка с разгадкой фокуса. А может и того не останется.
Зато у героев рассказа «Версия» останется довольно яркое воспоминание Саньки (Михаил Крылов) о поездке в город за мотоциклом, о ресторане, где он нечаянно разбил стекло и о чудесной женщине, директоре ресторана, три дня принимавшей его в своей роскошной квартире. Проверка Санькиной версии обернулась для его друга Егорки (Игорь Войнаровский) потерей водительских прав на полгода и пятнадцатью сутками ареста. И такое тоже бывает, правда вот женщину Санькину ему в пылу завязавшейся драки разглядеть так и не удалось, зато «квартиру успел разглядеть. Квартира шикарная».
Рассказ «Светлые души», давший название спектаклю, становится своеобразным итогом лекции и подтверждением того простого тезиса, что в основе любого рассказа Шукшина — любовь. Пусть даже герой рассказа Михайло делит ее между женой Нюсей (Александра Кесельман) и драгоценной машиной. И это вопрос, кого он любит больше…
Для спектакля найдено совершенно чудесное визуальное решение. Все сценическое пространство, практически пустое в начале действия, лишь с маленьким столиком лектора в углу, постепенно преображается и наполняется смыслом: светом из дверного проема, куда уходят вожжи телеги, или протянутыми через всю сцену бельевыми веревками с белыми халатиками изменщицы Клары, и мгновенным превращением двери в длинный обеденный стол. А идея с грузовиком — полный восторг и отдельная благодарность художнику-постановщику Юлиане Лайковой как за нее, так и за костюмы. Герои выглядят в них так, словно наполовину вышли из шукшинских рассказов, и, судя по обрывкам текстов на них, какой-то своей частью там и остались.
Они и существуют одновременно в этих параллельных мирах — литературном и реальном, предоставляя нам возможность всего на пару часов заглянуть в свой мир, особенный волшебный мир человека из алтайского села Сростки, которого вот уже ровно 50 лет нет с нами, но без которого мы уже не представляем нашей жизни. Кажется, он был в ней всегда.
Источник: Звезды мегаполиса
Наталья Романова , «Звезды мегаполиса», 2.12.2024
- Премьера спектакля «Светлые души, или О том, как написать рассказ»Наталья Романова , «Звезды мегаполиса», 2.12.2024
- «Светлые души, или О том, как написать рассказ». По рассказам Василия ШукшинаНикита Балашов, «Ревизор.ru», 2.12.2024
- Премьера спектакля «Светлые души, или О том, как написать рассказ»«The Vanderlust», 25.11.2024
- В «Мастерской Фоменко» покажут «Светлые души» ШукшинаЕлена Алдашева, «Театръ», 24.11.2024
- Дарья Коныжева: «Для меня главное в искусстве возможность творить»Дарья Парчинская, «Смена», 11.2024
- Спектакль «Божественная комедия»Наталия Борисова, «Porusski.me», 7.10.2024
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- Юрий Титов: «Вера — это всегда усилие»Екатерина Данилова, «Театральный журнал», 29.06.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Екатерина Новокрещенова: Я – за неподдельность и искренностьАнна Чепурнова, «Труд», 7.06.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- Афиша с 27 мая до 2 июня«The Vanderlust», 22.05.2024
- «Мастерская Фоменко» даёт «Божественную комедию»«Театральный журнал», 22.05.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- ОЛЬГА БОДРОВА: «Иногда просто нужно положиться на судьбу»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Афиша с 18 по 24 марта«The Vanderlust», 18.03.2024
- Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией»Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- «Онегин» в кино, Италия в Москве и чудеса архитектуры СССР: о премьерах и выставках марта"Онегин" в кино, Италия в Москве и чудеса архитектуры СССР: о премьерах и выставках марта«ТАСС», 1.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Николай Орловский: «Сердце одинаково сильно подключается и к ролям, и к композиторским работам»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- Афиша с 5 по 11 февраля«The Vanderlust», 5.02.2024
- 5 театральных премьер, которые не стоит пропускать этой зимойАнастасия Паукер, «Афиша-Daily», 19.01.2024