Спектакль «Божественная комедия»
Великая поэма Данте Алигьери на сцене Мастерской Петра Фоменко
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…»
Мы, к счастью, перемещаемся не в природные чащи, а в московский театр, благостно раскинувшийся на набережной, где совсем недавно вышел премьерный спектакль режиссёра Юрия Титова «Божественная комедия. Вариации», погружающий зрителя в философские концепции и сознание индивида XIV века.
Знаменитый opus magnum главного итальянского мастера и первого поэта Возрождения Данте Алигьери датируется началом аж четырнадцатого века и даёт возможность людям уже двадцать первого века прикоснуться к умонастроениям Средневековья. Однако, что может вынести современный человек эпохи постмодерна из классического текста более чем семисотлетней давности, пусть и в блестящем переводе Михаила Лозинского? Для полного осознания необходимо быть глубоко погружённым и в историю Средних веков, и быть очень хорошо знакомым с христианской парадигмой, так как именно сквозь каноническую классификацию «смертных грехов» мы идём вместе с автором, высвечивая гордыню, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие.
В понимании смыслов на помощь и приходит театр, где, пусть и в чуть сжатом формате, около двух часов, зритель переносится во времена Данте, да еще и почти в формате аттракциона 5D. Режиссёр спектакля Юрий Титов ломает условную четвёртую сцену и помещает зрителей как бы внутрь происходящего, внутрь самого спектакля, а крутящаяся вокруг своей оси сцена становится прекрасно созвучна и самой задумке Данте с адом, представленным в виде кругов. С каждым новым кругом преисподней зритель сталкивается со всё более страшными грехами, получая эффект полного погружения. Разыгрываемое на Старой сцене Мастерской Петра Фоменко действо происходит очень близко от публики — некоторые сцены разворачиваются прямо на ступенях, в проходе. Буквально, только руку протянуть — и ты, условно, конечно, но попадешь в ад или в рай.
О чём же здесь? Сам автор, Данте Алигьери (в замечательном исполнении автора инсценировки, режиссёра и актёра Юрия Титова) вместе с римским поэтом Вергилием (Николай Орловский) совершают путешествие, или, как сейчас бы сказали, роуд-трип в загробный мир, дабы обрести веру и внутреннюю гармонию, а также поведать об увиденном людям. По пути на каждом из этапов они встречают давно почивших знаменитых персонажей прошлых эпох.
В первом круге, в лимбе, пространстве для душ, не попавших ни в рай, ни в ад, мы увидим Гомера и Горация, Аристотеля, Сократа и Платона, — все добродетельные нехристиане автоматически, увы, попадали именно сюда, так как им не посчастливилось родиться в христианскую эпоху. Во втором круге — круге сладострастия — зрители видят знаменитую пару любовников Франческу (Александра Кесельман) и Паоло (Владислав Ташбулатов), воспылавших друг к другу запретной в те времена страстью. Согласно истории, Франческа полюбила младшего брата своего мужа. Застав их, воспалённый супруг заколол любовников на месте. Эта сцена создана особенно блестяще: если у Данте во втором круге кружит адский ветер, символизирующий вихрь страстей, в котором все согрешившие во имя любви призваны лететь бесконечно, то в спектакле возлюбленные вместе, в любовном порыве, мягкой дымке и лёгком дуновении ветра, что даёт некоторую надежду, — к счастью, мы уже не в Средневековье. Отдельно хочется отметить нетривиальное музыкальное сопровождение спектакля. Авторы решили не ограничиваться, казалось бы, наиболее уместной здесь классикой: Вагнером, Вивальди и Уэббером, но разбавили их необычной для контекста музыкой 50 Cent и The Doors, что пришлось очень кстати.
«Оставь надежду всяк сюда входящий», — нет, это точно не про спектакль в Мастерской Петра Фоменко. Напротив, постановка получилась блестящая, сильная, искромётная, в некоторых моментах, как ни удивительно, учитывая специфику произведения, даже весёлая. Что радует, перед спектаклем не так уж обязательно даже браться за главный труд всей жизни Данте Алигьери. Создатели постановки постарались сделать её понятной для всех.
Источник: https://porusski.me/2024/10/07/09-spektakl-bozhestvennaya-komedia/
Мы, к счастью, перемещаемся не в природные чащи, а в московский театр, благостно раскинувшийся на набережной, где совсем недавно вышел премьерный спектакль режиссёра Юрия Титова «Божественная комедия. Вариации», погружающий зрителя в философские концепции и сознание индивида XIV века.
Знаменитый opus magnum главного итальянского мастера и первого поэта Возрождения Данте Алигьери датируется началом аж четырнадцатого века и даёт возможность людям уже двадцать первого века прикоснуться к умонастроениям Средневековья. Однако, что может вынести современный человек эпохи постмодерна из классического текста более чем семисотлетней давности, пусть и в блестящем переводе Михаила Лозинского? Для полного осознания необходимо быть глубоко погружённым и в историю Средних веков, и быть очень хорошо знакомым с христианской парадигмой, так как именно сквозь каноническую классификацию «смертных грехов» мы идём вместе с автором, высвечивая гордыню, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие.
В понимании смыслов на помощь и приходит театр, где, пусть и в чуть сжатом формате, около двух часов, зритель переносится во времена Данте, да еще и почти в формате аттракциона 5D. Режиссёр спектакля Юрий Титов ломает условную четвёртую сцену и помещает зрителей как бы внутрь происходящего, внутрь самого спектакля, а крутящаяся вокруг своей оси сцена становится прекрасно созвучна и самой задумке Данте с адом, представленным в виде кругов. С каждым новым кругом преисподней зритель сталкивается со всё более страшными грехами, получая эффект полного погружения. Разыгрываемое на Старой сцене Мастерской Петра Фоменко действо происходит очень близко от публики — некоторые сцены разворачиваются прямо на ступенях, в проходе. Буквально, только руку протянуть — и ты, условно, конечно, но попадешь в ад или в рай.
О чём же здесь? Сам автор, Данте Алигьери (в замечательном исполнении автора инсценировки, режиссёра и актёра Юрия Титова) вместе с римским поэтом Вергилием (Николай Орловский) совершают путешествие, или, как сейчас бы сказали, роуд-трип в загробный мир, дабы обрести веру и внутреннюю гармонию, а также поведать об увиденном людям. По пути на каждом из этапов они встречают давно почивших знаменитых персонажей прошлых эпох.
В первом круге, в лимбе, пространстве для душ, не попавших ни в рай, ни в ад, мы увидим Гомера и Горация, Аристотеля, Сократа и Платона, — все добродетельные нехристиане автоматически, увы, попадали именно сюда, так как им не посчастливилось родиться в христианскую эпоху. Во втором круге — круге сладострастия — зрители видят знаменитую пару любовников Франческу (Александра Кесельман) и Паоло (Владислав Ташбулатов), воспылавших друг к другу запретной в те времена страстью. Согласно истории, Франческа полюбила младшего брата своего мужа. Застав их, воспалённый супруг заколол любовников на месте. Эта сцена создана особенно блестяще: если у Данте во втором круге кружит адский ветер, символизирующий вихрь страстей, в котором все согрешившие во имя любви призваны лететь бесконечно, то в спектакле возлюбленные вместе, в любовном порыве, мягкой дымке и лёгком дуновении ветра, что даёт некоторую надежду, — к счастью, мы уже не в Средневековье. Отдельно хочется отметить нетривиальное музыкальное сопровождение спектакля. Авторы решили не ограничиваться, казалось бы, наиболее уместной здесь классикой: Вагнером, Вивальди и Уэббером, но разбавили их необычной для контекста музыкой 50 Cent и The Doors, что пришлось очень кстати.
«Оставь надежду всяк сюда входящий», — нет, это точно не про спектакль в Мастерской Петра Фоменко. Напротив, постановка получилась блестящая, сильная, искромётная, в некоторых моментах, как ни удивительно, учитывая специфику произведения, даже весёлая. Что радует, перед спектаклем не так уж обязательно даже браться за главный труд всей жизни Данте Алигьери. Создатели постановки постарались сделать её понятной для всех.
Источник: https://porusski.me/2024/10/07/09-spektakl-bozhestvennaya-komedia/
Наталия Борисова, «Porusski.me», 7.10.2024
- Премьера спектакля «Светлые души, или О том, как написать рассказ»Наталья Романова , «Звезды мегаполиса», 2.12.2024
- «Светлые души, или О том, как написать рассказ». По рассказам Василия ШукшинаНикита Балашов, «Ревизор.ru», 2.12.2024
- Премьера спектакля «Светлые души, или О том, как написать рассказ»«The Vanderlust», 25.11.2024
- В «Мастерской Фоменко» покажут «Светлые души» ШукшинаЕлена Алдашева, «Театръ», 24.11.2024
- Дарья Коныжева: «Для меня главное в искусстве возможность творить»Дарья Парчинская, «Смена», 11.2024
- Спектакль «Божественная комедия»Наталия Борисова, «Porusski.me», 7.10.2024
- Популярный театр обратился к «Божественной комедии»Марина Райкина, «Московский комсомолец», 3.08.2024
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Божественная комедия. Вариации» Данте в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 15.07.2024
- “Божественная комедия. Вариации”: 7D-аттракцион в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 9.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- Юрий Титов: «Вера — это всегда усилие»Екатерина Данилова, «Театральный журнал», 29.06.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Екатерина Новокрещенова: Я – за неподдельность и искренностьАнна Чепурнова, «Труд», 7.06.2024
- «Божественная комедия. Вариации»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 4.06.2024
- Афиша с 27 мая до 2 июня«The Vanderlust», 22.05.2024
- «Мастерская Фоменко» даёт «Божественную комедию»«Театральный журнал», 22.05.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Роль в жизниАнтон Иванов, «Men Today», 04.2024
- ОЛЬГА БОДРОВА: «Иногда просто нужно положиться на судьбу»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Афиша с 18 по 24 марта«The Vanderlust», 18.03.2024
- Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией»Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- «Онегин» в кино, Италия в Москве и чудеса архитектуры СССР: о премьерах и выставках марта"Онегин" в кино, Италия в Москве и чудеса архитектуры СССР: о премьерах и выставках марта«ТАСС», 1.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Николай Орловский: «Сердце одинаково сильно подключается и к ролям, и к композиторским работам»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- Афиша с 5 по 11 февраля«The Vanderlust», 5.02.2024
- 5 театральных премьер, которые не стоит пропускать этой зимойАнастасия Паукер, «Афиша-Daily», 19.01.2024