«Мастерская Петра Фоменко» возвращается в «Аркадию»
В основе спектакля – пьеса Тома Стоппарда, считающаяся одним из лучших сочинений драматурга. Премьера нового прочтения намечена на 6 февраля.
Худрук театра, Евгений Каменькович, возвращается к истокам – впервые он поставил этот текст в 1999 году со студентами актёрско-режиссёрской мастерской Петра Фоменко в ГИТИСе. Тогда это были Евгений Цыганов, Ирина Пегова, Максим Литовченко, Павел Баршак – иначе говоря, третье поколение «фоменок». «Игры для ума в семи сценах, шестнадцати эпизодах» (таково было жанровое определение спектакля) проводились в камерном пространстве аудитории 46а.
Действие пьесы Стоппарда разворачивается в одной комнате английского загородного дома, но в разных эпохах: в начале XIX века и в наши дни. Впрочем, время в этой истории течёт нелинейно – и судьбы героев оказываются переплетены гораздо хитрее, чем может показаться на первый взгляд. Основой для темпоральных парадоксов пьесы стали научные открытия в области теории хаоса (таким образом, Стоппард оказался продолжателем дела Джона Бойнтона Пристли, который также увлекался соединением законов драматургии и смелых научных теорий).
Кроме того, «Аркадия» стоит на чрезвычайно насыщенном «культурном слое» и, помимо общечеловеческих, касается специфически английских вопросов – от структуры литературной полемики до нюансов организации садово-парковых ансамблей. К счастью для русскоязычной публики, одним из главных элементов головоломки сделана фигура лорда Байрона, в особом представлении не нуждающаяся. По словам режиссёра, «английскость» пьесы вообще не следует преувеличивать. Поначалу команда спектакля планировала издать специальный словарик и распространять его как приложение к программке, но в ходе работы выяснилось, что в подобных ухищрениях необходимости нет: всё понятно и так.
Главная особенность новой версии «Аркадии» – в радикально возросшем масштабе. Теперь её будут играть на Новой сцене. На открытии сезона Евгений Каменькович сообщил, что его команда придумала совершенно новое визуальное решение «Аркадии»: по всему миру пьесу играют в статике, избегая трансформаций, а в «Мастерской» приготовлено целое зрелище. Ключевая фигура в этом процессе – Алексей Трегубов. Для одного из самых востребованных сценографов страны это первая работа с Каменьковичем и дебют на «фоменковской» сцене. С Трегубовым Евгений Борисович сошёлся в ГИТИСе, а на наш вопрос, почему именно этот мастер был необходим «Аркадии», ответил лаконичной характеристикой: «Он из тех сценографов, которые могут практически всё». За свет отвечает Игорь Фомин.
Актёрский состав более не привязан к конкретному курсу – и каждый из героев соответствует возрасту, указанному драматургом. Самых молодых персонажей – гениального подростка Томасину Каверли и её дальнюю родственницу Хлою – играют Екатерина Новокрещенова и София Лукиных, недавние выпускницы ГИТИСа и Щукинского училища соответственно. Также в постановке заняты Фёдор Малышев, Екатерина Смирнова, Юрий Буторин, Павел Яковлев, Денис Толгов, Полина Айрапетова, Иван Верховых, Степан Пьянков, Василий Фирсов, Дмитрий Рудков, Кирилл Морозов и Евгений Астанин.
Источник: «Театральный журнал»
Худрук театра, Евгений Каменькович, возвращается к истокам – впервые он поставил этот текст в 1999 году со студентами актёрско-режиссёрской мастерской Петра Фоменко в ГИТИСе. Тогда это были Евгений Цыганов, Ирина Пегова, Максим Литовченко, Павел Баршак – иначе говоря, третье поколение «фоменок». «Игры для ума в семи сценах, шестнадцати эпизодах» (таково было жанровое определение спектакля) проводились в камерном пространстве аудитории 46а.
Действие пьесы Стоппарда разворачивается в одной комнате английского загородного дома, но в разных эпохах: в начале XIX века и в наши дни. Впрочем, время в этой истории течёт нелинейно – и судьбы героев оказываются переплетены гораздо хитрее, чем может показаться на первый взгляд. Основой для темпоральных парадоксов пьесы стали научные открытия в области теории хаоса (таким образом, Стоппард оказался продолжателем дела Джона Бойнтона Пристли, который также увлекался соединением законов драматургии и смелых научных теорий).
Кроме того, «Аркадия» стоит на чрезвычайно насыщенном «культурном слое» и, помимо общечеловеческих, касается специфически английских вопросов – от структуры литературной полемики до нюансов организации садово-парковых ансамблей. К счастью для русскоязычной публики, одним из главных элементов головоломки сделана фигура лорда Байрона, в особом представлении не нуждающаяся. По словам режиссёра, «английскость» пьесы вообще не следует преувеличивать. Поначалу команда спектакля планировала издать специальный словарик и распространять его как приложение к программке, но в ходе работы выяснилось, что в подобных ухищрениях необходимости нет: всё понятно и так.
Главная особенность новой версии «Аркадии» – в радикально возросшем масштабе. Теперь её будут играть на Новой сцене. На открытии сезона Евгений Каменькович сообщил, что его команда придумала совершенно новое визуальное решение «Аркадии»: по всему миру пьесу играют в статике, избегая трансформаций, а в «Мастерской» приготовлено целое зрелище. Ключевая фигура в этом процессе – Алексей Трегубов. Для одного из самых востребованных сценографов страны это первая работа с Каменьковичем и дебют на «фоменковской» сцене. С Трегубовым Евгений Борисович сошёлся в ГИТИСе, а на наш вопрос, почему именно этот мастер был необходим «Аркадии», ответил лаконичной характеристикой: «Он из тех сценографов, которые могут практически всё». За свет отвечает Игорь Фомин.
Актёрский состав более не привязан к конкретному курсу – и каждый из героев соответствует возрасту, указанному драматургом. Самых молодых персонажей – гениального подростка Томасину Каверли и её дальнюю родственницу Хлою – играют Екатерина Новокрещенова и София Лукиных, недавние выпускницы ГИТИСа и Щукинского училища соответственно. Также в постановке заняты Фёдор Малышев, Екатерина Смирнова, Юрий Буторин, Павел Яковлев, Денис Толгов, Полина Айрапетова, Иван Верховых, Степан Пьянков, Василий Фирсов, Дмитрий Рудков, Кирилл Морозов и Евгений Астанин.
Источник: «Театральный журнал»
«Театральный журнал», 4.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко»Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- Только черепаха знает всю правду о БайронеМария Позина, «Метро», 11.02.2025
- «Аркадия» Тома Стоппарда. Мастерская Фоменко. Новая Сцена. Режиссер Евгений КаменьковичНикита Балашов, «Ревизор.ru», 11.02.2025
- Спектакль «Аркадия»: в Театре Фоменко поставили пьесу британского драматурга Тома СтоппардаАнна Нехаева, «Рамблер», 11.02.2025
- «Аркадия» вернулась на сцену «Мастерской Петра Фоменко»«ВГТРК «Культура»», 7.02.2025
- Каменькович и Трегубов создают «Аркадию» в «Мастерской Фоменко»Елена Алдашева, «Театръ», 6.02.2025
- Премьеры февраля«Blueprint», 6.02.2025
- «Мастерская Петра Фоменко» возвращается в «Аркадию»«Театральный журнал», 4.02.2025
- Герои Шукшина любят искренне и смешноМария Позина, «Метро», 14.01.2025
- Этот милый, старый домЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 9.01.2025