Капитализм, безумие и «Четыре дня в 25-м кадре»
Для «Мастерской Петра Фоменко» премьера спектакля «Четыре дня в 25-м кадре» — как большой семейный праздник. В театре, который не так уж часто обращается к современным текстам, новую пьесу Ольги Мухиной ждали с нетерпением.
Свой автор
Отношения Ольги Мухиной и «Мастерской» в само деле сродни семейным. Впервые они обрели друг друга в 1995 году, когда Кирилл Пирогов и Андрей Приходько приняли участие в читке пьесы «Таня-Таня» на семинаре молодых драматургов в Любимовке, а Петр Фоменко вскоре сделал из нее один из главных хитов своего театра.
Евгений Каменькович тоже сразу увидел в Ольге Мухиной своего автора и ставил ее пьесы «Ю» и «Летит» со студентами в Российском институте театрального искусства — ГИТИСе. Уже приняв художественное руководство «Мастерской», он заказал драматургу новый материал: пьесу «Олимпия» поставил в 2014 году Евгений Цыганов, это стало его первой театральной режиссерской работой. И вот спустя десятилетие Ольга Мухина снова написала пьесу специально для «Мастерской», что само по себе редкость. Тем больше ответственность создателей и тем горячее любопытство и ожидание зрителя, в особенности постоянного.
Сюжет и детали до самой премьеры держали в секрете. Известно было лишь одно: действие будет происходить в элитной психиатрической клинике «Зябликово». Начиная с Антона Чехова и Михаила Булгакова, в течение всего ХХ века — с его «Над кукушкиным гнездом» Кена Кизи, «Чапаевым и Пустотой» Виктора Пелевина и даже «Планетой Ка-Пэкс» Джина Брюэра вплоть до новейших текстов, например Романа Михайлова, — авторы все чаще в поисках своих персонажей помещали их в психиатрические больницы.
Такой ход дает почти неограниченную свободу: в стенах подобных заведений практически любую историю можно подать в отрыве от действительности, любые аллюзии и намеки на реальность — списать на художественный вымысел и случайные совпадения. Границы допустимого размыты и одновременно очень четки — здесь можно все. Впрочем, психическое расстройство уже давно звучит как приговор современному обществу. В постановке к этому добавляется и фокус волшебного 25-го кадра.
Мир русского «Зябликова»
На первом плане постановки «Четыре дня в 25-м кадре» — история семьи, задумавшей спешно эмигрировать, предварительно забрав сына из санатория «Зябликово». В списке персонажей — отец, мать, сын, любовница отца, возлюбленная сына, «подруги невесты» и представители то ли администрации клиники, то ли демиургических сил. Санаторий для душевнобольных оказывается легко проницаем и для посторонних, и для напитков разной крепости. Поэтому череда событий происходит на сцене в виде эстрадных комических номеров, исполняемых «командой КВН “Санаторий “Зябликово”». Среди них — танцы, стендап-монологи, скетчи, вокальные партии, гербарий из шуток, гэгов и абсурдистского юмора.
Действие пьесы, состоящей из 25 сцен в соответствии с названием, разделено на четыре дня. Как справедливо замечает один из персонажей: «25-го кадра не существует, и, возможно, кто-то должен из него выйти».
Постановщики во главе с Евгением Каменьковичем создают на сцене пространство русской усадебной сказки. Пациенты и руководство клиники проводят время на многогектарных русских просторах, рыбача у плеса, собирая грибы в летнем лесу и иные плоды в райских садах, плетя венки в таких же райских полях. Для онегинской усадебной простоты недостает разве что приготовления варенья, зато есть номер с соревнованием настоек и арт-терапия на живописном, как и вся территория «Зябликова», пленэре. Однако нахождение в эмпиреях самого прекрасного не уменьшает страданий героев.
Любовь и прочие расстройства
Сумасшедший красавец Борис Бабочкин, отправленный родителями ненадолго в «Зябликово», находит себя и любовь — святую женщину Ирину. Он хочет казаться безумным, делает это, на свой взгляд, и эффектно, и неотразимо, но ни администрацию клиники, ни зрителя обмануть не может.
Другая линия — отец Бориса, Мужчина-Нарцисс с чересчур говорящей фамилией Подлецов, и мать, Женщина-Бабочка по имени Таня (очевидно, с намеком на тезку из пьесы «Таня-Таня» Ольги Мухиной). Но в именах героев не стоит искать отсылок к Овидию или греческой бабочке-душе, Психее. Так их назвал, исходя из своего неполного образования и заурядных смыслов, любящий сын. Они безвольно и безрезультатно пытаются помешать любви Бориса и Ирины. У этих симпатичных героев в затянувшемся кризисе ликвидности также хватает забот — в первую очередь капиталистических, материальных, но и духовных тоже. Кризис семейных отношений давно подступал, да еще давняя подруга Мужчины-Нарцисса оказывается так близко. И заканчивается эта близость травмами как душевными для каждого, так и физическими для отца Бориса (после комичного, в духе чеховских рассказов, приключения на озере).
25-й кадр
Любовь Бориса и Ирины осложняется скрытым и открытым соперничеством двух других пациенток — Ады и Раи. Этих женщин по-разному испытывала жизнь и в спорте, и в отношениях с мужчинами (и в итоге убивает через закусывание квашеной капустой). «Люди сами создают рамки и потом от этого страдают», — произносит один из героев. Кого-то жизнь убивает, кого-то милует, но милости достойна только настоящая любовь: Ирина остается толерантной к квашеной капусте и уходит после всех испытаний «Вальпургиевой ночи» в закат с возлюбленным Борисом. Герои навсегда останутся жить в «Зябликове», долго и счастливо. Судьбы же остальных выживших продолжат катиться по своим колеям, комической и трагической, но далеко из этих мест им тоже не уйти.
Комедия превращается в трагедию, красноречивая и легкая социальная сатира становится едва ли не философской сказкой о любви и вере. Ольга Мухина подтверждает свой статус сильного драматурга, а «Мастерская Петра Фоменко» — очень живого театра. Туман рассеивается, и проступают истинные смыслы.
Источник: mos ru
Свой автор
Отношения Ольги Мухиной и «Мастерской» в само деле сродни семейным. Впервые они обрели друг друга в 1995 году, когда Кирилл Пирогов и Андрей Приходько приняли участие в читке пьесы «Таня-Таня» на семинаре молодых драматургов в Любимовке, а Петр Фоменко вскоре сделал из нее один из главных хитов своего театра.
Евгений Каменькович тоже сразу увидел в Ольге Мухиной своего автора и ставил ее пьесы «Ю» и «Летит» со студентами в Российском институте театрального искусства — ГИТИСе. Уже приняв художественное руководство «Мастерской», он заказал драматургу новый материал: пьесу «Олимпия» поставил в 2014 году Евгений Цыганов, это стало его первой театральной режиссерской работой. И вот спустя десятилетие Ольга Мухина снова написала пьесу специально для «Мастерской», что само по себе редкость. Тем больше ответственность создателей и тем горячее любопытство и ожидание зрителя, в особенности постоянного.
Сюжет и детали до самой премьеры держали в секрете. Известно было лишь одно: действие будет происходить в элитной психиатрической клинике «Зябликово». Начиная с Антона Чехова и Михаила Булгакова, в течение всего ХХ века — с его «Над кукушкиным гнездом» Кена Кизи, «Чапаевым и Пустотой» Виктора Пелевина и даже «Планетой Ка-Пэкс» Джина Брюэра вплоть до новейших текстов, например Романа Михайлова, — авторы все чаще в поисках своих персонажей помещали их в психиатрические больницы.
Такой ход дает почти неограниченную свободу: в стенах подобных заведений практически любую историю можно подать в отрыве от действительности, любые аллюзии и намеки на реальность — списать на художественный вымысел и случайные совпадения. Границы допустимого размыты и одновременно очень четки — здесь можно все. Впрочем, психическое расстройство уже давно звучит как приговор современному обществу. В постановке к этому добавляется и фокус волшебного 25-го кадра.
Мир русского «Зябликова»
На первом плане постановки «Четыре дня в 25-м кадре» — история семьи, задумавшей спешно эмигрировать, предварительно забрав сына из санатория «Зябликово». В списке персонажей — отец, мать, сын, любовница отца, возлюбленная сына, «подруги невесты» и представители то ли администрации клиники, то ли демиургических сил. Санаторий для душевнобольных оказывается легко проницаем и для посторонних, и для напитков разной крепости. Поэтому череда событий происходит на сцене в виде эстрадных комических номеров, исполняемых «командой КВН “Санаторий “Зябликово”». Среди них — танцы, стендап-монологи, скетчи, вокальные партии, гербарий из шуток, гэгов и абсурдистского юмора.
Действие пьесы, состоящей из 25 сцен в соответствии с названием, разделено на четыре дня. Как справедливо замечает один из персонажей: «25-го кадра не существует, и, возможно, кто-то должен из него выйти».
Постановщики во главе с Евгением Каменьковичем создают на сцене пространство русской усадебной сказки. Пациенты и руководство клиники проводят время на многогектарных русских просторах, рыбача у плеса, собирая грибы в летнем лесу и иные плоды в райских садах, плетя венки в таких же райских полях. Для онегинской усадебной простоты недостает разве что приготовления варенья, зато есть номер с соревнованием настоек и арт-терапия на живописном, как и вся территория «Зябликова», пленэре. Однако нахождение в эмпиреях самого прекрасного не уменьшает страданий героев.
Любовь и прочие расстройства
Сумасшедший красавец Борис Бабочкин, отправленный родителями ненадолго в «Зябликово», находит себя и любовь — святую женщину Ирину. Он хочет казаться безумным, делает это, на свой взгляд, и эффектно, и неотразимо, но ни администрацию клиники, ни зрителя обмануть не может.
Другая линия — отец Бориса, Мужчина-Нарцисс с чересчур говорящей фамилией Подлецов, и мать, Женщина-Бабочка по имени Таня (очевидно, с намеком на тезку из пьесы «Таня-Таня» Ольги Мухиной). Но в именах героев не стоит искать отсылок к Овидию или греческой бабочке-душе, Психее. Так их назвал, исходя из своего неполного образования и заурядных смыслов, любящий сын. Они безвольно и безрезультатно пытаются помешать любви Бориса и Ирины. У этих симпатичных героев в затянувшемся кризисе ликвидности также хватает забот — в первую очередь капиталистических, материальных, но и духовных тоже. Кризис семейных отношений давно подступал, да еще давняя подруга Мужчины-Нарцисса оказывается так близко. И заканчивается эта близость травмами как душевными для каждого, так и физическими для отца Бориса (после комичного, в духе чеховских рассказов, приключения на озере).
25-й кадр
Любовь Бориса и Ирины осложняется скрытым и открытым соперничеством двух других пациенток — Ады и Раи. Этих женщин по-разному испытывала жизнь и в спорте, и в отношениях с мужчинами (и в итоге убивает через закусывание квашеной капустой). «Люди сами создают рамки и потом от этого страдают», — произносит один из героев. Кого-то жизнь убивает, кого-то милует, но милости достойна только настоящая любовь: Ирина остается толерантной к квашеной капусте и уходит после всех испытаний «Вальпургиевой ночи» в закат с возлюбленным Борисом. Герои навсегда останутся жить в «Зябликове», долго и счастливо. Судьбы же остальных выживших продолжат катиться по своим колеям, комической и трагической, но далеко из этих мест им тоже не уйти.
Комедия превращается в трагедию, красноречивая и легкая социальная сатира становится едва ли не философской сказкой о любви и вере. Ольга Мухина подтверждает свой статус сильного драматурга, а «Мастерская Петра Фоменко» — очень живого театра. Туман рассеивается, и проступают истинные смыслы.
Источник: mos ru
«mos.ru», 25.09.2025
- ПРЕМЬЕРА в Мастерской Петра Фоменко: «Старик и море»«ТГ канал Kate_pro_dosug | Афиша, дети и Москва», 31.10.2025
- Иван Шалаев в «Мастерской Фоменко» ставит «притчу о победе и поражении»Елена Алдашева, «Театръ», 31.10.2025
- «Мастерская Петра Фоменко» зажигает рассвет над Килиманджаро«Театральный журнал (блог)», 31.10.2025
- «4 дня в 25 кадре» Оли Мухиной в «Мастерской Петра Фоменко»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 20.10.2025
- 4 дня в 25 кадреПолина Санаева, «Сноб», 10.10.2025
- Новую пьесу Оли Мухиной о психбольнице поставили в «Мастерской Петра Фоменко»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 8.10.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили спектакль о поколении «снежинок» по пьесе Оли МухинойТатьяна Филиппова, «Российская газета», 7.10.2025
- Любовь в 25-м кадреТатьяна Тафинцева, «The Art Newspaper Russia», 6.10.2025
- 4 дня в 25 кадре: борщ в меню «фоменок»Ольга Владимирская, «Musecube.org», 26.09.2025
- Капитализм, безумие и «Четыре дня в 25-м кадре»«mos.ru», 25.09.2025
- Выживут только любовники: каким получился спектакль Мастерской Фоменко про зумеровЯна Жиляева, «Forbes», 25.09.2025
- Сирано, 25-й кадр и как все нервны
Ксения Позднякова, 24.09.2025
- Извечный приют влюбленных и гениев: «Мастерская Петра Фоменко» удивляет 25-м кадромЕлена Булова, «Московская правда», 22.09.2025
- Карэн Бадалов: «В нашем театре всё основано на любви»Елена Шершень, «Полиция России», 30.08.2025
- «Тёркин» в «Мастерской Петра Фоменко»: коллективное сознательноеИрина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 27.06.2025
- В Мастерской Петра Фоменко дают спектакль «Тёркин»Анна Чепурнова, «Российская газета», 18.06.2025
- «Пугачёв»Валерия Сазонова , 16.06.2025
- Одиннадцать Теркиных на одной сцене: состоялась премьера в Мастерской ФоменкоМарина Райкина, «Московский комсомолец», 19.05.2025
- «Тёркин» в Мастерской ФоменкоЕкатерина Данилова, «Театральный журнал (блог)», 16.05.2025
- «Приречная страна»: норвежский лес в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 16.04.2025
- В Мастерской Петра Фоменко представили спектакль о жизни в Приречной стране«ВГТРК «Культура»», 7.04.2025
- Наука любвиКатерина Антонова, «Петербургский Театральный Журнал», 1.04.2025
- Александра Кесельман: «Мы стремились сделать акцент на сложности и поэтичности взаимоотношений между мужчиной и женщиной»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2025
- «Аркадия»: обратно к человекуНаталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
- Время не властно над чувствамиЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2025
- Суть вещейМария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- Слишком иллюстрированный СтоппардМайя Одина, «Экран и сцена», 12.03.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома СтоппардаЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- Математика, любовь и смерть: в «Мастерской Петра Фоменко» представили новую «Аркадию»«mos.ru», 7.03.2025
- А был ли Байрон?Наталья Шаинян, «Театрал», 4.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра ФоменкоАнна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию»Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко»Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- Только черепаха знает всю правду о БайронеМария Позина, «Метро», 11.02.2025
- «Аркадия» Тома Стоппарда. Мастерская Фоменко. Новая Сцена. Режиссер Евгений КаменьковичНикита Балашов, «Ревизор.ru», 11.02.2025
- Спектакль «Аркадия»: в Театре Фоменко поставили пьесу британского драматурга Тома СтоппардаАнна Нехаева, «Рамблер», 11.02.2025
- «Аркадия» вернулась на сцену «Мастерской Петра Фоменко»«ВГТРК «Культура»», 7.02.2025
- Каменькович и Трегубов создают «Аркадию» в «Мастерской Фоменко»Елена Алдашева, «Театръ», 6.02.2025
- Премьеры февраля«Blueprint», 6.02.2025
- «Мастерская Петра Фоменко» возвращается в «Аркадию»«Театральный журнал», 4.02.2025
- Герои Шукшина любят искренне и смешноМария Позина, «Метро», 14.01.2025
- Этот милый, старый домЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 9.01.2025