RuEn

«Мастерская Петра Фоменко» зажигает рассвет над Килиманджаро

Сегодня, 31 октября, состоится премьера спектакля «Старик и море». Играть Хемингуэя будут в камерном формате, в самом малом из пространств театра (если не считать лестниц и фойе, где периодически тоже случаются спектакли) — Сером зале на 112 человек.

С этой постановкой на сцене «Мастерской» дебютирует Иван Шалаев, выпускник режиссёрской мастерской Юрия Бутусова в ГИТИСе. В активе у Ивана две большие работы — дипломная «Буря» и «Белые ночи» в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской. Премьеру у «фоменок» готовили долго. Изначально её предполагалось выпустить в прошлом сезоне; по свидетельству худрука театра Евгения Каменьковича, «Старик и море» пережил три редакции, каждая из которых фундаментально отличалась от предыдущей. Жанровое определение — «Пробы и ошибки», что вписывает спектакль в традицию «Мастерской» (Пётр Наумович устраивал со своими актёрами «Вечера проб и ошибок», из которых порой вырастали полноценные репертуарные работы).

Рассказывая о своей работе над постановкой, Иван Шалаев вспоминает об уроках Юрия Бутусова — и прежде всего, о подходе мастера к сочинению пространства, «воспитанию глаза». Молодой режиссёр занял на курсе «нишу человека, который ставит фонари» — и именно свету отведена ключевая роль в спектакле «Старик и море». «Свет иногда может сказать больше, чем декорация, — говорит Иван Шалаев, — потому что свет — это воздух, который меняет пространство, он многогранен, может дышать, быть ритмом. В нашей истории это особенно важно, поскольку мы идём через минимализм — пустое пространство и человечек, накрепко привязанный к чему-то неизмеримому». Ещё одно замечание: «Свет, к которому мы стремимся в этой истории — закат и рассвет над Килиманджаро, момент, когда мир ещё велик и прекрасен, когда всё ещё возможно».

Путешествие Старика режиссёр сравнивает с судьбой героя своей предыдущей работы — шекспировского Просперо. «Отказ от своей магии, осознание, что ты всего лишь человек в бесконечном стремлении поймать солнце» — вот основные этапы его пути. Роль Старика исполнит Анатолий Горячев. Кроме него в постановке занят только один актёр — Владислав Ташбулатов, он сыграет Мальчика. Спектакль создаёт небольшая творческая команда. Большинство полномочий сосредоточено в руках режиссёра (как признаётся Иван, многие «бутусовцы» вообще с трудом срабатываются с посторонними художниками). Световую палитру создаёт Нанна Шех, саундтрек пишет Алия Гришель, известная прежде всего по мюзиклам (с ней Шалаев выпустил петербургские «Белые ночи»), и хореограф Александр Николаев.

В заключение отметим, что повесть Эрнеста Хемингуэя — материал, весьма востребованный на театре. Меньше месяца назад в Москве Театр им. Евг. Вахтангова представил моноспектакль Павла Сафонова (в главной роли — Григорий Антипенко). Вообще же за год, как правило, успевает выйти несколько версий «Старика и моря» — в 2025 году была также кукольная драма Дмитрия Гаврилова в сургутском Театре актёра и куклы «Петрушка».

Источник: Театральный журнал
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.