«Мастерская Петра Фоменко» зажигает рассвет над Килиманджаро
Сегодня, 31 октября, состоится премьера спектакля «Старик и море». Играть Хемингуэя будут в камерном формате, в самом малом из пространств театра (если не считать лестниц и фойе, где периодически тоже случаются спектакли) — Сером зале на 112 человек.
С этой постановкой на сцене «Мастерской» дебютирует Иван Шалаев, выпускник режиссёрской мастерской Юрия Бутусова в ГИТИСе. В активе у Ивана две большие работы — дипломная «Буря» и «Белые ночи» в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской. Премьеру у «фоменок» готовили долго. Изначально её предполагалось выпустить в прошлом сезоне; по свидетельству худрука театра Евгения Каменьковича, «Старик и море» пережил три редакции, каждая из которых фундаментально отличалась от предыдущей. Жанровое определение — «Пробы и ошибки», что вписывает спектакль в традицию «Мастерской» (Пётр Наумович устраивал со своими актёрами «Вечера проб и ошибок», из которых порой вырастали полноценные репертуарные работы).
Рассказывая о своей работе над постановкой, Иван Шалаев вспоминает об уроках Юрия Бутусова — и прежде всего, о подходе мастера к сочинению пространства, «воспитанию глаза». Молодой режиссёр занял на курсе «нишу человека, который ставит фонари» — и именно свету отведена ключевая роль в спектакле «Старик и море». «Свет иногда может сказать больше, чем декорация, — говорит Иван Шалаев, — потому что свет — это воздух, который меняет пространство, он многогранен, может дышать, быть ритмом. В нашей истории это особенно важно, поскольку мы идём через минимализм — пустое пространство и человечек, накрепко привязанный к чему-то неизмеримому». Ещё одно замечание: «Свет, к которому мы стремимся в этой истории — закат и рассвет над Килиманджаро, момент, когда мир ещё велик и прекрасен, когда всё ещё возможно».
Путешествие Старика режиссёр сравнивает с судьбой героя своей предыдущей работы — шекспировского Просперо. «Отказ от своей магии, осознание, что ты всего лишь человек в бесконечном стремлении поймать солнце» — вот основные этапы его пути. Роль Старика исполнит Анатолий Горячев. Кроме него в постановке занят только один актёр — Владислав Ташбулатов, он сыграет Мальчика. Спектакль создаёт небольшая творческая команда. Большинство полномочий сосредоточено в руках режиссёра (как признаётся Иван, многие «бутусовцы» вообще с трудом срабатываются с посторонними художниками). Световую палитру создаёт Нанна Шех, саундтрек пишет Алия Гришель, известная прежде всего по мюзиклам (с ней Шалаев выпустил петербургские «Белые ночи»), и хореограф Александр Николаев.
В заключение отметим, что повесть Эрнеста Хемингуэя — материал, весьма востребованный на театре. Меньше месяца назад в Москве Театр им. Евг. Вахтангова представил моноспектакль Павла Сафонова (в главной роли — Григорий Антипенко). Вообще же за год, как правило, успевает выйти несколько версий «Старика и моря» — в 2025 году была также кукольная драма Дмитрия Гаврилова в сургутском Театре актёра и куклы «Петрушка».
Источник: Театральный журнал
С этой постановкой на сцене «Мастерской» дебютирует Иван Шалаев, выпускник режиссёрской мастерской Юрия Бутусова в ГИТИСе. В активе у Ивана две большие работы — дипломная «Буря» и «Белые ночи» в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской. Премьеру у «фоменок» готовили долго. Изначально её предполагалось выпустить в прошлом сезоне; по свидетельству худрука театра Евгения Каменьковича, «Старик и море» пережил три редакции, каждая из которых фундаментально отличалась от предыдущей. Жанровое определение — «Пробы и ошибки», что вписывает спектакль в традицию «Мастерской» (Пётр Наумович устраивал со своими актёрами «Вечера проб и ошибок», из которых порой вырастали полноценные репертуарные работы).
Рассказывая о своей работе над постановкой, Иван Шалаев вспоминает об уроках Юрия Бутусова — и прежде всего, о подходе мастера к сочинению пространства, «воспитанию глаза». Молодой режиссёр занял на курсе «нишу человека, который ставит фонари» — и именно свету отведена ключевая роль в спектакле «Старик и море». «Свет иногда может сказать больше, чем декорация, — говорит Иван Шалаев, — потому что свет — это воздух, который меняет пространство, он многогранен, может дышать, быть ритмом. В нашей истории это особенно важно, поскольку мы идём через минимализм — пустое пространство и человечек, накрепко привязанный к чему-то неизмеримому». Ещё одно замечание: «Свет, к которому мы стремимся в этой истории — закат и рассвет над Килиманджаро, момент, когда мир ещё велик и прекрасен, когда всё ещё возможно».
Путешествие Старика режиссёр сравнивает с судьбой героя своей предыдущей работы — шекспировского Просперо. «Отказ от своей магии, осознание, что ты всего лишь человек в бесконечном стремлении поймать солнце» — вот основные этапы его пути. Роль Старика исполнит Анатолий Горячев. Кроме него в постановке занят только один актёр — Владислав Ташбулатов, он сыграет Мальчика. Спектакль создаёт небольшая творческая команда. Большинство полномочий сосредоточено в руках режиссёра (как признаётся Иван, многие «бутусовцы» вообще с трудом срабатываются с посторонними художниками). Световую палитру создаёт Нанна Шех, саундтрек пишет Алия Гришель, известная прежде всего по мюзиклам (с ней Шалаев выпустил петербургские «Белые ночи»), и хореограф Александр Николаев.
В заключение отметим, что повесть Эрнеста Хемингуэя — материал, весьма востребованный на театре. Меньше месяца назад в Москве Театр им. Евг. Вахтангова представил моноспектакль Павла Сафонова (в главной роли — Григорий Антипенко). Вообще же за год, как правило, успевает выйти несколько версий «Старика и моря» — в 2025 году была также кукольная драма Дмитрия Гаврилова в сургутском Театре актёра и куклы «Петрушка».
Источник: Театральный журнал
«Театральный журнал (блог)», 31.10.2025
- ПРЕМЬЕРА в Мастерской Петра Фоменко: «Старик и море»«ТГ канал Kate_pro_dosug | Афиша, дети и Москва», 31.10.2025
- Иван Шалаев в «Мастерской Фоменко» ставит «притчу о победе и поражении»Елена Алдашева, «Театръ», 31.10.2025
- «Мастерская Петра Фоменко» зажигает рассвет над Килиманджаро«Театральный журнал (блог)», 31.10.2025
- «4 дня в 25 кадре» Оли Мухиной в «Мастерской Петра Фоменко»Никита Балашов, «Ревизор.ru», 20.10.2025
- 4 дня в 25 кадреПолина Санаева, «Сноб», 10.10.2025
- Новую пьесу Оли Мухиной о психбольнице поставили в «Мастерской Петра Фоменко»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 8.10.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили спектакль о поколении «снежинок» по пьесе Оли МухинойТатьяна Филиппова, «Российская газета», 7.10.2025
- Любовь в 25-м кадреТатьяна Тафинцева, «The Art Newspaper Russia», 6.10.2025
- 4 дня в 25 кадре: борщ в меню «фоменок»Ольга Владимирская, «Musecube.org», 26.09.2025
- Капитализм, безумие и «Четыре дня в 25-м кадре»«mos.ru», 25.09.2025
- Выживут только любовники: каким получился спектакль Мастерской Фоменко про зумеровЯна Жиляева, «Forbes», 25.09.2025
- Сирано, 25-й кадр и как все нервны
Ксения Позднякова, 24.09.2025
- Извечный приют влюбленных и гениев: «Мастерская Петра Фоменко» удивляет 25-м кадромЕлена Булова, «Московская правда», 22.09.2025
- Карэн Бадалов: «В нашем театре всё основано на любви»Елена Шершень, «Полиция России», 30.08.2025
- «Тёркин» в «Мастерской Петра Фоменко»: коллективное сознательноеИрина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 27.06.2025
- В Мастерской Петра Фоменко дают спектакль «Тёркин»Анна Чепурнова, «Российская газета», 18.06.2025
- «Пугачёв»Валерия Сазонова , 16.06.2025
- Одиннадцать Теркиных на одной сцене: состоялась премьера в Мастерской ФоменкоМарина Райкина, «Московский комсомолец», 19.05.2025
- «Тёркин» в Мастерской ФоменкоЕкатерина Данилова, «Театральный журнал (блог)», 16.05.2025
- «Приречная страна»: норвежский лес в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 16.04.2025
- В Мастерской Петра Фоменко представили спектакль о жизни в Приречной стране«ВГТРК «Культура»», 7.04.2025
- Наука любвиКатерина Антонова, «Петербургский Театральный Журнал», 1.04.2025
- Александра Кесельман: «Мы стремились сделать акцент на сложности и поэтичности взаимоотношений между мужчиной и женщиной»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2025
- «Аркадия»: обратно к человекуНаталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
- Время не властно над чувствамиЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2025
- Суть вещейМария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- Слишком иллюстрированный СтоппардМайя Одина, «Экран и сцена», 12.03.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома СтоппардаЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- Математика, любовь и смерть: в «Мастерской Петра Фоменко» представили новую «Аркадию»«mos.ru», 7.03.2025
- А был ли Байрон?Наталья Шаинян, «Театрал», 4.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра ФоменкоАнна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию»Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко»Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- Только черепаха знает всю правду о БайронеМария Позина, «Метро», 11.02.2025
- «Аркадия» Тома Стоппарда. Мастерская Фоменко. Новая Сцена. Режиссер Евгений КаменьковичНикита Балашов, «Ревизор.ru», 11.02.2025
- Спектакль «Аркадия»: в Театре Фоменко поставили пьесу британского драматурга Тома СтоппардаАнна Нехаева, «Рамблер», 11.02.2025
- «Аркадия» вернулась на сцену «Мастерской Петра Фоменко»«ВГТРК «Культура»», 7.02.2025
- Каменькович и Трегубов создают «Аркадию» в «Мастерской Фоменко»Елена Алдашева, «Театръ», 6.02.2025
- Премьеры февраля«Blueprint», 6.02.2025
- «Мастерская Петра Фоменко» возвращается в «Аркадию»«Театральный журнал», 4.02.2025
- Герои Шукшина любят искренне и смешноМария Позина, «Метро», 14.01.2025
- Этот милый, старый домЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 9.01.2025