«Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»
Призраки революционного города – вышли неожиданно на сцену
«Египетскую марку» по Мандельштаму в «Мастерской Петра Фоменко» сыграли в конце минувшего сезона. За прошедшие несколько месяцев трагедия случилась в семье художницы спектакля Александры Дашевской, выпускницы гитисовского курса Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича : она сама получила тяжелую травму, отправившись отдыхать в Италию. Впала в кому. Туда прилетел ее отец, замечательный человек и прекрасный директор театра, некоторое время тому назад он перешел из «Студии театрального искусства» в «Школу современной пьесы». Когда он вернулся в Москву, во время совещания в театре ему неожиданно стало плохо и он умер. В тот же день его дочь впервые открыла глаза в больнице в Италии.
Спектакль мне не очень понравился, в нем, казалось, наличествовали все внешние приметы фоменковской школы и одновременно – не было почти ничего. Кроме очень выразительной сценографии, которая играла не за всех, конечно, но необыкновенно точно передавала дух мандельштамовской прерывистой прозы, его взволнованное дыхание, в прозе – как и в стихах. И захотелось вернуться и сказать об этой игре пиджаков и белых сорочек, их марше, сперва вроде «Левом…», а в финале – печальном, похоронном.
Призраки революционного города – вышли неожиданно на сцену «Мастерской Петра Фоменко», и поэтический образ – о призраках, вышедших на сцену, неожиданно поджидает в программке: о премьере «Египетской марки» в программке и на афише написано, что идея спектакля принадлежит Петру Фоменко, а дальше: ухватившийся за идею – Дмитрий Рудков, руководитель постановки – Евгений Каменькович, художник – Александра Дашевская… И – холодком по спине, от этаких астральных связей. Впрочем, что говорить, театр – конечно территория, где такие сближенья случаются. Мандельштам, известная его повесть, о которой – об этом тоже напоминают авторы спектакля, в рапповском журнале написано было, что она «эстетская в самом дурном смысле линии литературы», ещё одна цитата снова выдает этой повести волчий билет: «Сюжет Мандельштама… необычен. В нем нет ни завязки, ни развязки», для театра ведь отсутствие того и другого – не лучшая рекомендация. Дмитрий Рудков, подхвативший идею, вернее, если верно цитировать, ухватившийся за нее, стал также и одним из авторов инсценировки, кроме того он выходит на сцену в роли ротмистра Кржижановского.
Сложно сказать, чтобы вышло у Петра Наумовича Фоменко из этой, мы так ведь и не узнаем, внятно или вскользь сформулированной театральной идеи или задумки, мечты.
Получившийся спектакль так и хочется назвать акцией, перформансом, инсталляцией с участием актеров, придумать что-то еще на стыке актуального искусства и театра. Всё дело в том, что знакомая фоменковская лёгкость, игра в одно касание, вернее, в полкасания, этакие элегантные флажелеты к этой повести Мандельштама, как мне показалось, не самый подходящий ключ. Зато запоминаются, производят впечатление и остаются в памяти открытия, сделанные художником, Александрой Дашевской, такой фоменковской – в духе Мастера – сценографии здесь не было давно. Игривой, даже местами легкомысленной, одновременно и сложносочиненной, и воздушной, точно придуманной на лету, на бегу, на ходу, так, отмеряя шагами, звучит мандельштамовский стих. Мандельштам – редкий русский поэт, сочетавший чеканность строки и мысли с импрессионистической прозрачностью. Точно на ногах – сапоги, и шагает по брусчатке, а верх – ну, дама, схваченная художником вполоборота, едва очерченная карандашом или тушью. И – никакого противоречия или тяни-толкайства, ничего кентаврического в таком вот противоестественном сочетании.
Запоминается парад рубашек, белых рубашек, которые – уже не из Мандельштама, из Бродского: проплывают и гаснут, проплывают и гаснут… Публика сидит узкой полоской, в три или четыре ряда, а перед нею – такая же длинная и узкая полоса сцены, а над головами, по рельсам на плечиках, точно в дорогой химчистке-стирке (а история-то с прачечной связана, сшита прочно – прочнее некуда!) проплывают эти самые белые рубашки, и черные «пинжаки», и вдруг одна белая рубашка задерживается, а на ней – кровавое пятно во всю грудь. Или – аппликация из пиджаков, рукавов, составляющий задник, и вдруг из пары рукавов показываются руки, и так – рождается жизнь. И – игра, так напоминающая раннего, легкокрылого поэта. Дореволюционного. Вот эта сценографическая и такая поэтическая вязь примиряет с какою-то непонятной мистической связью, обозначенной в программке, но в спектакль так и не перешедшей, в спектакле не ощутимой. Дашевская эти связи восстанавливает заново, точно штопает намечающиеся разрывы.
Спектакль мне не очень понравился, в нем, казалось, наличествовали все внешние приметы фоменковской школы и одновременно – не было почти ничего. Кроме очень выразительной сценографии, которая играла не за всех, конечно, но необыкновенно точно передавала дух мандельштамовской прерывистой прозы, его взволнованное дыхание, в прозе – как и в стихах. И захотелось вернуться и сказать об этой игре пиджаков и белых сорочек, их марше, сперва вроде «Левом…», а в финале – печальном, похоронном.
Призраки революционного города – вышли неожиданно на сцену «Мастерской Петра Фоменко», и поэтический образ – о призраках, вышедших на сцену, неожиданно поджидает в программке: о премьере «Египетской марки» в программке и на афише написано, что идея спектакля принадлежит Петру Фоменко, а дальше: ухватившийся за идею – Дмитрий Рудков, руководитель постановки – Евгений Каменькович, художник – Александра Дашевская… И – холодком по спине, от этаких астральных связей. Впрочем, что говорить, театр – конечно территория, где такие сближенья случаются. Мандельштам, известная его повесть, о которой – об этом тоже напоминают авторы спектакля, в рапповском журнале написано было, что она «эстетская в самом дурном смысле линии литературы», ещё одна цитата снова выдает этой повести волчий билет: «Сюжет Мандельштама… необычен. В нем нет ни завязки, ни развязки», для театра ведь отсутствие того и другого – не лучшая рекомендация. Дмитрий Рудков, подхвативший идею, вернее, если верно цитировать, ухватившийся за нее, стал также и одним из авторов инсценировки, кроме того он выходит на сцену в роли ротмистра Кржижановского.
Сложно сказать, чтобы вышло у Петра Наумовича Фоменко из этой, мы так ведь и не узнаем, внятно или вскользь сформулированной театральной идеи или задумки, мечты.
Получившийся спектакль так и хочется назвать акцией, перформансом, инсталляцией с участием актеров, придумать что-то еще на стыке актуального искусства и театра. Всё дело в том, что знакомая фоменковская лёгкость, игра в одно касание, вернее, в полкасания, этакие элегантные флажелеты к этой повести Мандельштама, как мне показалось, не самый подходящий ключ. Зато запоминаются, производят впечатление и остаются в памяти открытия, сделанные художником, Александрой Дашевской, такой фоменковской – в духе Мастера – сценографии здесь не было давно. Игривой, даже местами легкомысленной, одновременно и сложносочиненной, и воздушной, точно придуманной на лету, на бегу, на ходу, так, отмеряя шагами, звучит мандельштамовский стих. Мандельштам – редкий русский поэт, сочетавший чеканность строки и мысли с импрессионистической прозрачностью. Точно на ногах – сапоги, и шагает по брусчатке, а верх – ну, дама, схваченная художником вполоборота, едва очерченная карандашом или тушью. И – никакого противоречия или тяни-толкайства, ничего кентаврического в таком вот противоестественном сочетании.
Запоминается парад рубашек, белых рубашек, которые – уже не из Мандельштама, из Бродского: проплывают и гаснут, проплывают и гаснут… Публика сидит узкой полоской, в три или четыре ряда, а перед нею – такая же длинная и узкая полоса сцены, а над головами, по рельсам на плечиках, точно в дорогой химчистке-стирке (а история-то с прачечной связана, сшита прочно – прочнее некуда!) проплывают эти самые белые рубашки, и черные «пинжаки», и вдруг одна белая рубашка задерживается, а на ней – кровавое пятно во всю грудь. Или – аппликация из пиджаков, рукавов, составляющий задник, и вдруг из пары рукавов показываются руки, и так – рождается жизнь. И – игра, так напоминающая раннего, легкокрылого поэта. Дореволюционного. Вот эта сценографическая и такая поэтическая вязь примиряет с какою-то непонятной мистической связью, обозначенной в программке, но в спектакль так и не перешедшей, в спектакле не ощутимой. Дашевская эти связи восстанавливает заново, точно штопает намечающиеся разрывы.
Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Здоровое искусство Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.07.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Достойно сожаленияГригорий Заславский, «Независимая газета», 4.12.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное»Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Простите, Петр Наумович┘Григорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2006
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Любимый спектакль СталинаГригорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2004
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Бесстрастный этюдГригорий Заславский, «Независимая газета», 3.12.1996
- «Египетские ночи», «Мастерская Петра Фоменко», постановка Петра Фоменко.Григорий Заславский,