Карбаускис во МХАТе
«Старосветские помещики» на Новой сцене
Новогодняя неделя была богата на театральные события, хотя, казалось бы, Новый год как бы освобождает театральных деятелей от ответственности: всякая премьера кажется необязательным дополнением к новогоднему столу.
С другой стороны, известно, что до сих пор во многих семьях блюдут традиции и 31 декабря вечером идут в театр. Как раз для таких на только что открытой маленькой сцене МХАТа имени Чехова ее назвали Новой сценой сыграли премьеру «Старосветских помещиков». Молодой режиссер Миндаугас Карбаускис, вчерашний выпускник Петра Фоменко предложил свое сочинение по повести Гоголя. Сочинение по повести Гоголя так обозначен в программке жанр часового спектакля. Час десять без антракта довольно удобно и для актеров и для публики.
Но короткий спектакль, если он окажется простым эскизом на заданную тему, может вызвать разочарование и даже справедливое недовольство публики. На Западе, где немало выходит таких вот часовых и даже пятидесятиминутных представлений, краткость почти что вынужденная мера, поскольку в пятьдесят-шестьдесят минут постановщики вкладывают столько крайних, пограничных эмоций и событий, что больше часа выдержать и нельзя, просто нервы сдадут
В «Старосветских помещиках» ни какой особой пограничности, сгущенности чувств или событий нет. Спокойная, тихая жизнь без особых событий, наполненная одною едой, кажется, пустым чревоугодием «Жизнь скромных владетелей так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении», эти гоголевские строчки помещены на первой странице программки, предваряя список действующих лиц и исполнителей.
В новом спектакле Художественного театра Афанасия Ивановича играет Александр Семчев, плотно занятый во мхатовском репертуаре, но более известный пока по рекламе пива. В роли его возлюбленной, его Бавкиды, по сравнению, которое дает сам Николай Васильевич Гоголь, Полина Медведева. Вокруг них водят хороводы, бесятся, мельтешат девки, молодые актрисы и студентки Школы-студии МХАТ. Они знаменуют собой шумные забавы местной молодежи.
В спектакле Карбаускиса много совершенно театральных смыслов, внутритеатрального содержания. Скажем, муха, которую эффектно и смешно ловит комнатный мальчик, которого замечательно играет Никита Зверев, актер «Табакерки», напоминает не столько малороссийское лето, сколько знаменитое лацци с мухой из спектакля Джорджо Стрелера «Арлекино слуга двух господ», который в прошлом году играли в Москве в рамках Всемирной театральной олимпиады.
Какие-то замечательные и человеческие мгновения (вроде того, как Афанасий Иванович Семчев, проводивший уже свою Пульхерию Ивановну на покой, отказывается принимать еду из рук Явдохи, смотрит мимо еды куда-то в сторону, как верный пес, готовый бесконечно ждать хозяина и не хочет брать даже любимую пищу из чужих рук) пока теряются в спокойной, умело придуманной театральной игре.
С другой стороны, известно, что до сих пор во многих семьях блюдут традиции и 31 декабря вечером идут в театр. Как раз для таких на только что открытой маленькой сцене МХАТа имени Чехова ее назвали Новой сценой сыграли премьеру «Старосветских помещиков». Молодой режиссер Миндаугас Карбаускис, вчерашний выпускник Петра Фоменко предложил свое сочинение по повести Гоголя. Сочинение по повести Гоголя так обозначен в программке жанр часового спектакля. Час десять без антракта довольно удобно и для актеров и для публики.
Но короткий спектакль, если он окажется простым эскизом на заданную тему, может вызвать разочарование и даже справедливое недовольство публики. На Западе, где немало выходит таких вот часовых и даже пятидесятиминутных представлений, краткость почти что вынужденная мера, поскольку в пятьдесят-шестьдесят минут постановщики вкладывают столько крайних, пограничных эмоций и событий, что больше часа выдержать и нельзя, просто нервы сдадут
В «Старосветских помещиках» ни какой особой пограничности, сгущенности чувств или событий нет. Спокойная, тихая жизнь без особых событий, наполненная одною едой, кажется, пустым чревоугодием «Жизнь скромных владетелей так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении», эти гоголевские строчки помещены на первой странице программки, предваряя список действующих лиц и исполнителей.
В новом спектакле Художественного театра Афанасия Ивановича играет Александр Семчев, плотно занятый во мхатовском репертуаре, но более известный пока по рекламе пива. В роли его возлюбленной, его Бавкиды, по сравнению, которое дает сам Николай Васильевич Гоголь, Полина Медведева. Вокруг них водят хороводы, бесятся, мельтешат девки, молодые актрисы и студентки Школы-студии МХАТ. Они знаменуют собой шумные забавы местной молодежи.
В спектакле Карбаускиса много совершенно театральных смыслов, внутритеатрального содержания. Скажем, муха, которую эффектно и смешно ловит комнатный мальчик, которого замечательно играет Никита Зверев, актер «Табакерки», напоминает не столько малороссийское лето, сколько знаменитое лацци с мухой из спектакля Джорджо Стрелера «Арлекино слуга двух господ», который в прошлом году играли в Москве в рамках Всемирной театральной олимпиады.
Какие-то замечательные и человеческие мгновения (вроде того, как Афанасий Иванович Семчев, проводивший уже свою Пульхерию Ивановну на покой, отказывается принимать еду из рук Явдохи, смотрит мимо еды куда-то в сторону, как верный пес, готовый бесконечно ждать хозяина и не хочет брать даже любимую пищу из чужих рук) пока теряются в спокойной, умело придуманной театральной игре.
Григорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Здоровое искусство Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.07.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Достойно сожаленияГригорий Заславский, «Независимая газета», 4.12.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное»Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Простите, Петр Наумович┘Григорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2006
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Любимый спектакль СталинаГригорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2004
- Стихи и мечты Ивана ПоповскиГригорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Для красотыГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Бесстрастный этюдГригорий Заславский, «Независимая газета», 3.12.1996
- «Египетские ночи», «Мастерская Петра Фоменко», постановка Петра Фоменко.Григорий Заславский,