Театр с боевыми действиями
Казалось бы, мало что в театральном мире хуже подходит друг другу, чем не сегодня сложившийся стиль театра «Мастерская П. Фоменко» и драматургия Брехта,— мысль вроде и неоригинальная, но как не предварить ею рецензию. Взять хотя бы недавний «Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски — самый, пожалуй, успешный спектакль театра за последние сезоны: его наперебой нахваливали за «весенний хмель», «упоение игрой», «переливы настроений», в общем, за освежение полузабытых эмоций n-летней давности. Трудно представить себе этот же словесный ряд по отношению к рассудочному, недоброму Брехту — как ни поставь его. У «фоменок» отлично умеют говорить недомолвками, упиваться намеками, отводить глаза и кружить вокруг да около, увлекая зрителей в сны, во всякие волшебные театральные миры. А в пьесах рационалиста Брехта — отрезвляющее приземление, нелицеприятный разговор напрямую, презрение к обману, хоть бы и возвышающему.
Кирилл Вытоптов, разумеется, означенное противоречие хорошо понимал. Но поскольку полем битвы в конце концов была назначена не большая сцена «Мастерской», а малая, старая, та, на которой еще несколько лет назад ютился весь театр, в этом сражении можно было идти до конца: ставки здесь ниже, поэтому можно дать себе волю и рисковать. Что предстает перед глазами, когда возникает название «Мамаша Кураж и ее дети»? Свободное пространство, позволяющее осознать эпический размах антимилитаристской драмы Брехта про маркитантку Анну Фирлинг, тянущую по дорогам Европы свою повозку с товаром, про женщину, сделавшую войну источником дохода, но теряющую на этой же войне всех своих троих детей. Без войны она бы не прожила, но война несет смерть, и это неразрешимое противоречие само собой требует какого-то трагического размаха, поэтому мамашу Кураж обычно играют актрисы мощные, темпераментные, большие.
На малой сцене «Мастерской» (художник Нана Абдрашитова) выстроен элегантный белый павильон, в котором можно было бы сыграть какую-то салонную драму, и большие клетчатые дешевые сумки внутри него сами по себе уже кажутся знаком беды. Склад товара спрятан за створками стенного шкафа, отчего стесненное пространство выглядит совсем домашним: кажется, это не Анна Фирлинг таскается по дорогам, а внешний жестокий мир сам то и дело вторгается в ее личное пространство. Дальше — больше: роль Кураж отдана Полине Кутеповой, актрисе насмешливой, утонченной, какой-то звеняще хрупкой. Казалось бы, ну где же тут циничная, хваткая брехтовская торговка, идеальной исполнительницей которой на русской сцене Брехт считал Фаину Раневскую?
У Кирилла Вытоптова Кутепова играет нечто неожиданное — в ее мамаше Кураж по-прежнему много неподдельной, нерастраченной женственности. Она словно пытается защититься от навязанных ей агрессивных внешних обстоятельств и готова ждать счастье даже тогда, когда несчастья с головой накрывают ее. Со столь радикальным пересмотром знаменитой роли соглашаешься далеко не сразу, тем более что Кутепова не из тех актрис, кто может «взять» зрительный зал силой, но в конце концов решение убеждает, и тем сильнее финал, где Кураж, которая начинала спектакль в элегантном красном кожаном платье, заворачивается в платок и драную шубу, превращаясь в торгующую на улице бабку,— эта личная катастрофа не менее страшна, чем всемирная.
Есть и другие занятные «перевертыши» — так, немую дочь Кураж Катрин играет автор популярных разговорных роликов в «Инстаграме» актриса Ирина Горбачева. Но куда более важно, что режиссер вместе с актерами пытается возразить самому способу презентации брехтовских персонажей — они ищут детали, интонации и даже, страшно сказать, психологические мотивировки. Впрочем, ожидать иного было бы странно.
Описывая в конце 30-х годов прошлого века события Тридцатилетней войны, Брехт, конечно же, предупреждал мир о надвигающейся Второй мировой. Кирилл Вытоптов показывает свою чуткость и изобретательность, однако не склонен к прямым публицистическим выпадам — оттого и непременные брехтовские зонги, словами которых положено беспощадно хлестать зал, здесь превращены в музыкальные номера, стилизованные то под джазовую импровизацию, то под зажигательное фламенко, то под официозную советскую песню. Адресат спектакля «Мастерской П. Фоменко» тем не менее ясен — это человек, живущий сегодняшними тревогами.
И если шарфы футбольных фанатов в качестве символов размежевания представителей религиозных конфессий выглядят все-таки как режиссерский гэг, то сбивчивое видео с поля боя и хрипящая рация гораздо тревожнее — здесь, конечно, начинаешь думать о самозваном ополчении непризнанных народных республик. И о том, как тяжел переход к миру для тех, кто уже заражен вирусом войны,— одного из сыновей Кураж во время перемирия жестоко наказывают ровно за то, за что хвалили в дни военных действий. Об этом тоже отлично сказано у Брехта. Автор, эстетику которого решили проверить на прочность, вообще оказался великодушным: когда действие спектакля грозит распадом, он неизменно протягивает театру свою надежную руку.
Источник: «Коммерсантъ»
Кирилл Вытоптов, разумеется, означенное противоречие хорошо понимал. Но поскольку полем битвы в конце концов была назначена не большая сцена «Мастерской», а малая, старая, та, на которой еще несколько лет назад ютился весь театр, в этом сражении можно было идти до конца: ставки здесь ниже, поэтому можно дать себе волю и рисковать. Что предстает перед глазами, когда возникает название «Мамаша Кураж и ее дети»? Свободное пространство, позволяющее осознать эпический размах антимилитаристской драмы Брехта про маркитантку Анну Фирлинг, тянущую по дорогам Европы свою повозку с товаром, про женщину, сделавшую войну источником дохода, но теряющую на этой же войне всех своих троих детей. Без войны она бы не прожила, но война несет смерть, и это неразрешимое противоречие само собой требует какого-то трагического размаха, поэтому мамашу Кураж обычно играют актрисы мощные, темпераментные, большие.
На малой сцене «Мастерской» (художник Нана Абдрашитова) выстроен элегантный белый павильон, в котором можно было бы сыграть какую-то салонную драму, и большие клетчатые дешевые сумки внутри него сами по себе уже кажутся знаком беды. Склад товара спрятан за створками стенного шкафа, отчего стесненное пространство выглядит совсем домашним: кажется, это не Анна Фирлинг таскается по дорогам, а внешний жестокий мир сам то и дело вторгается в ее личное пространство. Дальше — больше: роль Кураж отдана Полине Кутеповой, актрисе насмешливой, утонченной, какой-то звеняще хрупкой. Казалось бы, ну где же тут циничная, хваткая брехтовская торговка, идеальной исполнительницей которой на русской сцене Брехт считал Фаину Раневскую?
У Кирилла Вытоптова Кутепова играет нечто неожиданное — в ее мамаше Кураж по-прежнему много неподдельной, нерастраченной женственности. Она словно пытается защититься от навязанных ей агрессивных внешних обстоятельств и готова ждать счастье даже тогда, когда несчастья с головой накрывают ее. Со столь радикальным пересмотром знаменитой роли соглашаешься далеко не сразу, тем более что Кутепова не из тех актрис, кто может «взять» зрительный зал силой, но в конце концов решение убеждает, и тем сильнее финал, где Кураж, которая начинала спектакль в элегантном красном кожаном платье, заворачивается в платок и драную шубу, превращаясь в торгующую на улице бабку,— эта личная катастрофа не менее страшна, чем всемирная.
Есть и другие занятные «перевертыши» — так, немую дочь Кураж Катрин играет автор популярных разговорных роликов в «Инстаграме» актриса Ирина Горбачева. Но куда более важно, что режиссер вместе с актерами пытается возразить самому способу презентации брехтовских персонажей — они ищут детали, интонации и даже, страшно сказать, психологические мотивировки. Впрочем, ожидать иного было бы странно.
Описывая в конце 30-х годов прошлого века события Тридцатилетней войны, Брехт, конечно же, предупреждал мир о надвигающейся Второй мировой. Кирилл Вытоптов показывает свою чуткость и изобретательность, однако не склонен к прямым публицистическим выпадам — оттого и непременные брехтовские зонги, словами которых положено беспощадно хлестать зал, здесь превращены в музыкальные номера, стилизованные то под джазовую импровизацию, то под зажигательное фламенко, то под официозную советскую песню. Адресат спектакля «Мастерской П. Фоменко» тем не менее ясен — это человек, живущий сегодняшними тревогами.
И если шарфы футбольных фанатов в качестве символов размежевания представителей религиозных конфессий выглядят все-таки как режиссерский гэг, то сбивчивое видео с поля боя и хрипящая рация гораздо тревожнее — здесь, конечно, начинаешь думать о самозваном ополчении непризнанных народных республик. И о том, как тяжел переход к миру для тех, кто уже заражен вирусом войны,— одного из сыновей Кураж во время перемирия жестоко наказывают ровно за то, за что хвалили в дни военных действий. Об этом тоже отлично сказано у Брехта. Автор, эстетику которого решили проверить на прочность, вообще оказался великодушным: когда действие спектакля грозит распадом, он неизменно протягивает театру свою надежную руку.
Источник: «Коммерсантъ»
Роман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Мольер в частушкахРоман Должанский, «Коммерсантъ», 20.02.2006
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Чехов оказался безыдейнымРоман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- Непоследняя жертваРоман Должанский, «Коммерсант», 11.12.2003
- Синхронный переводРоман Должанский, «Коммерсантъ», 26.06.2003
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- «Фоменки» выходят в большую жизньРоман Должанский, «Коммерсант», 11.11.1996