«Фоменки» выходят в большую жизнь
Новый «Месяц в деревне»
Кроме Сергея Женовача «Месяц в деревне» репетирует также Роман Виктюк в московском «Современнике». А Андрей Смирнов приглашен поставить тургеневскую пьесу в Comédie Française. Если добавить к этому, что Женовач намеревается выпустить в декабре в Театре на Малой Бронной спектакль по одноактным пьесам Тургенева, то станет совершенно очевидно: наступивший театральный сезон уже сегодня можно назвать тургеневским.
Театр «Мастерская Петра Фоменко» готовится показать премьеру спектакля «Месяц в деревне» по пьесе Тургенева в постановке Сергея Женовача. Молодой, но очень популярный в Москве театр воспринимает новую работу как начало следующего этапа своей пока еще короткой истории.
Премьерой тургеневской пьесы «Мастерская» начинает четвертый сезон. За это недолгое время бывший курс Петра Фоменко в ГИТИСе сумел стать неформальным лидером среди вновь образовавшихся московских театров. Студенческие спектакли «фоменок» (так называют мастерскую в институте, и это прозвище закрепилось за театром в качестве неофициального названия) были столь не по-ученически сильны и самостоятельны, что столичный комитет по культуре учредил на базе гитисовского курса муниципальный театр. Тому уже три года. Давно не бывало, чтобы в ревнивой и равнодушной театральной среде молодые актеры так быстро и так естественно становились всеобщими любимцами, причем в этом сходятся и театралы, и критики.
К театру Петра Фоменко театральная Москва относится как к долгожданному позднему ребенку, радуясь каждому новому шагу и - с опять же редким в театральной среде великодушием прощая неизбежные неудачи.
Между тем все это годы театр не имел ни собственного помещения, ни того, что называется производственной базой. Костюмы и декорации изготавливались на стороне, спектакли кочевали с площадки на площадку, театр с большим успехом гастролировал за границей. Все это время неутомимая театральная общественность писала письма, била в колокола и требовала дать театру собственный дом. До поры все усилия были тщетными. А когда в прошлом году разорился спонсировавший театр Мытищинский банк, существование «Мастерской» вообще стало призрачным. В этой ситуации решение Фоменко поставить в «Мастерской» «Войну и мир» многие рассматривали как почти безумный, отчаянный жест.
Однако в апреле «Мастерской» передали помещение бывшего кинотеатра «Киев» на Кутузовском проспекте. После нескольких арбитражных судов (руководство кинотеатра пыталось опротестовать распоряжение московского правительства) вопрос можно считать окончательно решенным в пользу театра. Однако предстоит недешевая реконструкция, и вряд ли театр осилил бы ее в одиночку. Но теперь у него появился меценат Национальный резервный банк, сотрудникам которого очень понравились спектакли «Мастерской». При поддержке банка минувшей весной был выпущен спектакль «Таня-Таня». Поможет банк и с переоборудованием «Киева» под театральные нужды. В «Мастерской» надеются, что «Война и мир» станет первой премьерой в новом зале театра. Но сейчас все силы и финансовые, и организационные брошены на тургеневский «Месяц в деревне», который должен обойтись в 400 миллионов рублей.
Готовились к спектаклю все лето, а с сентября Женовач и актеры репетируют в помещении ДК «Каучук», где и сыграют премьеру. Пока там не начали топить, работать было холодновато, тем более что режиссеру важна атмосфера, в которой происходит действие «Месяца в деревне», «лето, жара, духота». Сергей Женовач считает, что Тургенев очень тонко чувствовал женскую природу, знал губительную опасность сильных страстей, и эта пьеса может стать «школой высоких отношений». Впервые после студенческих спектаклей Женовач вновь собрал на сцене всю актерскую группу бывшего курса Фоменко, на котором сам работал педагогом.
Есть еще одно обстоятельство, делающее нынешнюю работу вдвойне ответственной. До сих пор в «Мастерской» шли только камерные спектакли (за исключением «Балаганчика», который был российско-французским проектом; в Москве спектакль показали всего три раза, успеха у публики и критики он не имел). Этот же будет идти на большой сцене, но дело не только в смене масштабов игрового пространства. Похоже, «фоменкам» больше не хочется слыть балованными «детьми». Они готовы по-настоящему расстаться с недавним студенческим прошлым. Премьера «Месяца в деревне» назначена на ближайший вторник.
Театр «Мастерская Петра Фоменко» готовится показать премьеру спектакля «Месяц в деревне» по пьесе Тургенева в постановке Сергея Женовача. Молодой, но очень популярный в Москве театр воспринимает новую работу как начало следующего этапа своей пока еще короткой истории.
Премьерой тургеневской пьесы «Мастерская» начинает четвертый сезон. За это недолгое время бывший курс Петра Фоменко в ГИТИСе сумел стать неформальным лидером среди вновь образовавшихся московских театров. Студенческие спектакли «фоменок» (так называют мастерскую в институте, и это прозвище закрепилось за театром в качестве неофициального названия) были столь не по-ученически сильны и самостоятельны, что столичный комитет по культуре учредил на базе гитисовского курса муниципальный театр. Тому уже три года. Давно не бывало, чтобы в ревнивой и равнодушной театральной среде молодые актеры так быстро и так естественно становились всеобщими любимцами, причем в этом сходятся и театралы, и критики.
К театру Петра Фоменко театральная Москва относится как к долгожданному позднему ребенку, радуясь каждому новому шагу и - с опять же редким в театральной среде великодушием прощая неизбежные неудачи.
Между тем все это годы театр не имел ни собственного помещения, ни того, что называется производственной базой. Костюмы и декорации изготавливались на стороне, спектакли кочевали с площадки на площадку, театр с большим успехом гастролировал за границей. Все это время неутомимая театральная общественность писала письма, била в колокола и требовала дать театру собственный дом. До поры все усилия были тщетными. А когда в прошлом году разорился спонсировавший театр Мытищинский банк, существование «Мастерской» вообще стало призрачным. В этой ситуации решение Фоменко поставить в «Мастерской» «Войну и мир» многие рассматривали как почти безумный, отчаянный жест.
Однако в апреле «Мастерской» передали помещение бывшего кинотеатра «Киев» на Кутузовском проспекте. После нескольких арбитражных судов (руководство кинотеатра пыталось опротестовать распоряжение московского правительства) вопрос можно считать окончательно решенным в пользу театра. Однако предстоит недешевая реконструкция, и вряд ли театр осилил бы ее в одиночку. Но теперь у него появился меценат Национальный резервный банк, сотрудникам которого очень понравились спектакли «Мастерской». При поддержке банка минувшей весной был выпущен спектакль «Таня-Таня». Поможет банк и с переоборудованием «Киева» под театральные нужды. В «Мастерской» надеются, что «Война и мир» станет первой премьерой в новом зале театра. Но сейчас все силы и финансовые, и организационные брошены на тургеневский «Месяц в деревне», который должен обойтись в 400 миллионов рублей.
Готовились к спектаклю все лето, а с сентября Женовач и актеры репетируют в помещении ДК «Каучук», где и сыграют премьеру. Пока там не начали топить, работать было холодновато, тем более что режиссеру важна атмосфера, в которой происходит действие «Месяца в деревне», «лето, жара, духота». Сергей Женовач считает, что Тургенев очень тонко чувствовал женскую природу, знал губительную опасность сильных страстей, и эта пьеса может стать «школой высоких отношений». Впервые после студенческих спектаклей Женовач вновь собрал на сцене всю актерскую группу бывшего курса Фоменко, на котором сам работал педагогом.
Есть еще одно обстоятельство, делающее нынешнюю работу вдвойне ответственной. До сих пор в «Мастерской» шли только камерные спектакли (за исключением «Балаганчика», который был российско-французским проектом; в Москве спектакль показали всего три раза, успеха у публики и критики он не имел). Этот же будет идти на большой сцене, но дело не только в смене масштабов игрового пространства. Похоже, «фоменкам» больше не хочется слыть балованными «детьми». Они готовы по-настоящему расстаться с недавним студенческим прошлым. Премьера «Месяца в деревне» назначена на ближайший вторник.
Роман Должанский, «Коммерсант», 11.11.1996
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Мольер в частушкахРоман Должанский, «Коммерсантъ», 20.02.2006
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Чехов оказался безыдейнымРоман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- Непоследняя жертваРоман Должанский, «Коммерсант», 11.12.2003
- Синхронный переводРоман Должанский, «Коммерсантъ», 26.06.2003
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- «Фоменки» выходят в большую жизньРоман Должанский, «Коммерсант», 11.11.1996