Чехов оказался безыдейным
«Три сестры» в постановке Петра Фоменко
На сцене филиала Малого театра «Мастерская Петра Фоменко» показала премьеру «Трех сестер». Как и всех других режиссерских работ Петра Фоменко, чеховскую постановку театральная Москва ждала с нетерпением. На сей раз с особым ведь на сцене вновь собрались те актеры, которые первый раз заставили говорить о себе весь город полтора десятилетия назад. Рассказывает РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ.
Когда не так давно театр-мастерская отмечал свое десятилетие, Петр Фоменко неоднократно высказывался в том смысле, что успех а «Мастерская» по праву считается одним из любимых и самых популярных в Москве театров таит в себе опасность, что для правильного развития творческого организма содержательная неудача подчас важнее (а потому даже желаннее) очередной победы. Многим казалось, что театральный мудрец и великий мастер слегка лукавит и немного кокетничает ну хотя бы для того, чтобы снизить пафос юбилейных славословий.
На «Трех сестрах» стало понятно, что он говорил абсолютно серьезно. И что впервые поставив в мастерской большую пьесу Чехова (на гитисовском курсе Петр Фоменко несколько лет назад сделал «Свадьбу»), педагог не случайно собрал свой «первый призыв» тех, кто играл «Волков и овец», «Приключение», «Владимира третьей степени». Тех, кто, по его мнению, научился щелкать новые роли как орехи, по-прежнему элегантно и обаятельно, но уже мастеровито, всех этих своих выросших чудаков и проказниц, принадлежащих уже не только своему театральному гнезду, но и кино, и телевидению, и даже цветным журнальным обложкам. И не для того собрал, чтобы подвести итоги а пьеса «Три сестры», как ни верти, настраивает на ностальгически-прощальный лад, но для того скорее, чтобы обрисовать масштаб задач на будущее, показать, что бога (то есть Чехова) за бороду так просто не схватишь. В этом смысле разочарование от премьерного показа «Трех сестер» скорее обнадеживает, нежели всерьез обескураживает.
Минутами кажется, что завтра пересказать спектакль собеседникам не составит труда. Разумеется, тем, кто хорошо знает текст и хорошо знает труппу «Мастерской Петра Фоменко». Надо просто взять программку и мысленно соединить хрестоматийный текст с любимыми актерами и особенно актрисами, с их интонациями, пластикой, глазами. Галина Тюнина Ольга, Полина Кутепова Маша, Ксения Кутепова Ирина, Мадлен Джабраилова Наташа, Юрий Степанов Чебутыкин, Рустем Юскаев Вершинин. Разумеется, в спектакле немало всяких деталей и обстоятельств, которые надо бы прибавить угадать или вообразить заочно не выйдет. Надо прибавить, например, про танец-прощание Тузенбаха. На одном плече у него, вышедшего недавно в отставку, висит темная и простая офицерская шинель, а на другом щегольской светлый плащ, а в руках фуражка и шляпа, он машет рукавами и почти жонглирует головными уборами, точно фокусник. Или про истерику Ирины в третьем акте, когда она срывает серую занавеску и бегает как привидение, а сестры неловко пытаются высвободить ее. Или как няня кормит младшую сестру с ложечки и она то и дело подбегает за очередной порцией, хотя драма близится к развязке. Или про то, как в конце первого акта смущенная Наташа в прихожей зарывается головой в висящие на вешалке шинели, а тут военные начинают быстро по одному уходить и разбирают одежду. В общем, не самое это благодарное дело рецензировать поставленные таким образом спектакли: только начнешь вспоминать симпатичные неожиданные детали, как они сразу выстраиваются в очередь на упоминание. Места немного, а предложить вместо частностей обобщение не получается, потому что оно не предложено театром.
Конечно, приятно, что великую драматургию играют живые, умные, талантливые актеры. Кстати, если заочно фантазировать о спектакле, то можно вспомнить, что в спектаклях Петра Фоменко всегда есть такое порхание вблизи бездны. Это театральная радость, от которой всего несколько шагов не до беды, но до какой-то черной дыры, где все знакомое и родное искривляется и разрушается. Именно тот ветерок, что дует оттуда,- иногда еле заметный, иногда довольно порывистый делает слышным то самое пресловутое «легкое дыхание», о котором принято писать в связи с «Мастерской». Манить к себе, «порхать», очаровывать и радоваться жизни актеры вроде бы не разучились бездн у Чехова полно, правда, не зияющих, а коварно «присыпанных» деталями быта. Но в «Трех сестрах» пока видно только хождение по ровному полу.
Так что «легкое дыхание» пока приходится вычитать из рассказов о спектакле, а не прибавлять к ним. Есть еще вещи, которых хотелось бы избежать. Например, сценографическое решение Владимира Максимова легкие металлические арки, больше похожие на старый вокзал, тот самый, с которого сестрам не уехать в Москву. Кажется, что видел это уже десяток раз в периферийных театрах. В последнем акте открывается аллея, совсем уж похожая на вокзальные перроны, между которыми дорога без рельсов и шпал. Туда же падают желтые осенние листья эту деталь оформления четвертого акта пьесы, на мой вкус, пора запретить специальным законом.
И есть еще один присочиненный персонаж, которого придется добавить к рассказу, как ни хотелось бы вычесть его из спектакля. Это «человек в пенсне», одетый в черное. Сначала он сидит за конторкой, подает зрителям звонок, читает из писем Чехова о том, что автору хотелось бы присутствовать на репетициях. А персонажи начинают действие как бы помимо воли этого человека. Потом он ходит по сцене, выполняя мелкие поручения то свечу задуть, то магний для фотосъемки поджечь, то вместо суфлера перед рампой посидеть, то ремарку прочесть. В последнем акте господин так настырно и нервно напоминает героям о необходимости соблюдать паузы, что вспоминаешь «человека в футляре». Нет, все-таки это не Чехов, хотя и обещает в финале следующую пьесу сделать очень смешной. Тем более что Антон Павлович, по-моему, вообще не поддается «отделению» от своих текстов. Нет необходимости у этого автора приглядывать за персонажами. Но неуместность в спектакле означенного действующего лица все-таки объяснить трудно. Ну, как про зеленый пояс к розовому платью не потому, что «есть примета», а потому, что «просто не идет и как-то странно »
Когда не так давно театр-мастерская отмечал свое десятилетие, Петр Фоменко неоднократно высказывался в том смысле, что успех а «Мастерская» по праву считается одним из любимых и самых популярных в Москве театров таит в себе опасность, что для правильного развития творческого организма содержательная неудача подчас важнее (а потому даже желаннее) очередной победы. Многим казалось, что театральный мудрец и великий мастер слегка лукавит и немного кокетничает ну хотя бы для того, чтобы снизить пафос юбилейных славословий.
На «Трех сестрах» стало понятно, что он говорил абсолютно серьезно. И что впервые поставив в мастерской большую пьесу Чехова (на гитисовском курсе Петр Фоменко несколько лет назад сделал «Свадьбу»), педагог не случайно собрал свой «первый призыв» тех, кто играл «Волков и овец», «Приключение», «Владимира третьей степени». Тех, кто, по его мнению, научился щелкать новые роли как орехи, по-прежнему элегантно и обаятельно, но уже мастеровито, всех этих своих выросших чудаков и проказниц, принадлежащих уже не только своему театральному гнезду, но и кино, и телевидению, и даже цветным журнальным обложкам. И не для того собрал, чтобы подвести итоги а пьеса «Три сестры», как ни верти, настраивает на ностальгически-прощальный лад, но для того скорее, чтобы обрисовать масштаб задач на будущее, показать, что бога (то есть Чехова) за бороду так просто не схватишь. В этом смысле разочарование от премьерного показа «Трех сестер» скорее обнадеживает, нежели всерьез обескураживает.
Минутами кажется, что завтра пересказать спектакль собеседникам не составит труда. Разумеется, тем, кто хорошо знает текст и хорошо знает труппу «Мастерской Петра Фоменко». Надо просто взять программку и мысленно соединить хрестоматийный текст с любимыми актерами и особенно актрисами, с их интонациями, пластикой, глазами. Галина Тюнина Ольга, Полина Кутепова Маша, Ксения Кутепова Ирина, Мадлен Джабраилова Наташа, Юрий Степанов Чебутыкин, Рустем Юскаев Вершинин. Разумеется, в спектакле немало всяких деталей и обстоятельств, которые надо бы прибавить угадать или вообразить заочно не выйдет. Надо прибавить, например, про танец-прощание Тузенбаха. На одном плече у него, вышедшего недавно в отставку, висит темная и простая офицерская шинель, а на другом щегольской светлый плащ, а в руках фуражка и шляпа, он машет рукавами и почти жонглирует головными уборами, точно фокусник. Или про истерику Ирины в третьем акте, когда она срывает серую занавеску и бегает как привидение, а сестры неловко пытаются высвободить ее. Или как няня кормит младшую сестру с ложечки и она то и дело подбегает за очередной порцией, хотя драма близится к развязке. Или про то, как в конце первого акта смущенная Наташа в прихожей зарывается головой в висящие на вешалке шинели, а тут военные начинают быстро по одному уходить и разбирают одежду. В общем, не самое это благодарное дело рецензировать поставленные таким образом спектакли: только начнешь вспоминать симпатичные неожиданные детали, как они сразу выстраиваются в очередь на упоминание. Места немного, а предложить вместо частностей обобщение не получается, потому что оно не предложено театром.
Конечно, приятно, что великую драматургию играют живые, умные, талантливые актеры. Кстати, если заочно фантазировать о спектакле, то можно вспомнить, что в спектаклях Петра Фоменко всегда есть такое порхание вблизи бездны. Это театральная радость, от которой всего несколько шагов не до беды, но до какой-то черной дыры, где все знакомое и родное искривляется и разрушается. Именно тот ветерок, что дует оттуда,- иногда еле заметный, иногда довольно порывистый делает слышным то самое пресловутое «легкое дыхание», о котором принято писать в связи с «Мастерской». Манить к себе, «порхать», очаровывать и радоваться жизни актеры вроде бы не разучились бездн у Чехова полно, правда, не зияющих, а коварно «присыпанных» деталями быта. Но в «Трех сестрах» пока видно только хождение по ровному полу.
Так что «легкое дыхание» пока приходится вычитать из рассказов о спектакле, а не прибавлять к ним. Есть еще вещи, которых хотелось бы избежать. Например, сценографическое решение Владимира Максимова легкие металлические арки, больше похожие на старый вокзал, тот самый, с которого сестрам не уехать в Москву. Кажется, что видел это уже десяток раз в периферийных театрах. В последнем акте открывается аллея, совсем уж похожая на вокзальные перроны, между которыми дорога без рельсов и шпал. Туда же падают желтые осенние листья эту деталь оформления четвертого акта пьесы, на мой вкус, пора запретить специальным законом.
И есть еще один присочиненный персонаж, которого придется добавить к рассказу, как ни хотелось бы вычесть его из спектакля. Это «человек в пенсне», одетый в черное. Сначала он сидит за конторкой, подает зрителям звонок, читает из писем Чехова о том, что автору хотелось бы присутствовать на репетициях. А персонажи начинают действие как бы помимо воли этого человека. Потом он ходит по сцене, выполняя мелкие поручения то свечу задуть, то магний для фотосъемки поджечь, то вместо суфлера перед рампой посидеть, то ремарку прочесть. В последнем акте господин так настырно и нервно напоминает героям о необходимости соблюдать паузы, что вспоминаешь «человека в футляре». Нет, все-таки это не Чехов, хотя и обещает в финале следующую пьесу сделать очень смешной. Тем более что Антон Павлович, по-моему, вообще не поддается «отделению» от своих текстов. Нет необходимости у этого автора приглядывать за персонажами. Но неуместность в спектакле означенного действующего лица все-таки объяснить трудно. Ну, как про зеленый пояс к розовому платью не потому, что «есть примета», а потому, что «просто не идет и как-то странно »
Роман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Быт не заелРоман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Мольер в частушкахРоман Должанский, «Коммерсантъ», 20.02.2006
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Чехов оказался безыдейнымРоман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- Непоследняя жертваРоман Должанский, «Коммерсант», 11.12.2003
- Синхронный переводРоман Должанский, «Коммерсантъ», 26.06.2003
- Неуставное отношение к театруРоман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюдыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Мастерская без мастераРоман Должанский, «Коммерсант», 31.05.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- «Фоменки» выходят в большую жизньРоман Должанский, «Коммерсант», 11.11.1996