Господа, вы звери
«Бесприданница» в «Мастерской Фоменко»
«Мастерская Петра Фоменко» с января живет на два дома: камерные спектакли идут в старом здании, требующие простора по соседству, в только что построенном на берегу Москвы-реки и похожем на затейливый оползень. В новом здании есть большой зал и есть амфитеатр в фойе, из окон которого открывается вид на мерцающие в темноте башни Сити архитектурную метафору новой, капитализирующейся Москвы. «Бесприданница», первой вышедшая на новой сцене, об эпохе, похожей на нынешнюю: семидесятые пореформенные годы, либеральные реформы, промышленный взлет, электричество на улицах. Все в точности по тексту: купцы и фабриканты переобуваются из смазных сапог в ботинки, их пассии сбрасывают платки и нахлобучивают шляпки, они отличают уже бордо от ярославского пойла, ездят в Париж на промышленную выставку. Они хорошо считают деньги, а как они гуляют! От шампанского и перемен головы идут кругом, и за что держаться непонятно; почва под ногами зыбка, а новые основания жизни при всей ее внешней цивилизованности все более смахивают на законы леса.
Петр Фоменко, впрочем, на своевременности пьесы не настаивает. Об этом зрителю должен говорить уже сам факт, что пьесу вывели на сцену. Ни единого движения к современной форме режиссер не совершает, даже напротив: «Бесприданница» полна режиссерских самоповторов и выглядит архаичной даже на фоне старых спектаклей самого Фоменко. Но рассказчиком он остался замечательным: казалось бы, сидят люди двадцать минут на месте, курят и бу-бу-бу, бу-бу-бу. Ну пробегутся по проходам между зрителями, вскрикнут что-то в коридоре, пропоют что-нибудь из другого, старого спектакля. Все это уже видано-перевидано а внимание держит. Может быть, именно подробностью истории.
Выясняется, к примеру, что Лариса не единственная дочка у Хариты Игнатьевны. Было еще две, одна вышла за порядочного человека тот оказался авантюристом; вторую взял горец и до дома не довез прирезал в пути. Приторговывавшая дочками Харита Игнатьевна в свете этих подробностей видится этакой мамашей Кураж, оплатившей свой кусок хлеба жизнью детей. Такой ее и играет Наталья Курдюбова женщиной богатой выделки, но в сущности фронтовой маркитанткой.
Есть вещь, которой «Бесприданница» отличается от других спектаклей «Мастерской». Особенно от других постановок Островского и от вахтанговского спектакля «Без вины виноватые», и от «Волков и овец», сыгранных старшими «фоменками». В «Бесприданнице» играет последнее поколение «Мастерской», и в ней нет комедиантства, лукавства, сообщавших тем пьесам оттенок театральности: мол, «волки», «овцы», жестокие страсти все это лишь театр, преувеличение. В «Бесприданнице» все всерьез, театральна только Лариса Огудалова.
Лариса, какой ее играет Полина Агуреева, девушка содержательная, но молодая, она, что называется, самоопределяется. То, вообразив себя Сарой Бернар, примется выпевать свою роль на классицистский манер, то притворится пейзанкой, то вдруг заговорит с последней простотой. И только когда поправляет непослушную прядь да когда поет романсы, талантливо вскрикивая на высоких нотах, наружу прорывается натура. Она и притягивает к себе как магнит бряхимовских магнатов.
Хотя не будь Ларисы, они нашли бы другой повод для соревнования, благо у каждого есть свой козырь. У Васи Вожеватова (Андрей Щенников) его молодость; он против Кнурова с Паратовым щенок, но быстро учится. У Кнурова (Алексей Колубков) красиво растет борода и Вася отпустил бородку; увидел Паратова (Илья Любимов) в артистической, расстегнутой до пупа рубахе бежит переодеваться. Единственный козырь Карандышева человека с говорящим именем Юлий Капитоныч то, что на его уговоры сдалась Лариса. Хотя Евгений Цыганов играет его приятным человеком. Такого несложно было бы полюбить, но простое и приятное не для Ларисы.
В достоинства Ларисы входит еще и то, что она отдает себе отчет в вульгарной романтичности своих предпочтений. Чем покорил ее Паратов? Тем, что стрелял в монетку у нее в руке и не побледнел. Она хорошо знает про себя: коли Паратов снова начнет стрелять по стаканам и монеткам у нее вскипит кровь. И тот ее хорошо изучил: знает, что если начнет палить дивная, неглупая Лариса сойдет с ума и поедет с ним за Волгу. Одного он не знает: что произойдет после этого.
Неизвестность эта страшит и его и Ларису, для обоих эта ночь и эта заволжская темень разрешение их истории. И чем она разрешится страшно подумать, но ясно одно: то, о чем поет старая цыганка, позаимствовав слова у Мандельштама, «сегодня ночью, не солгу, по пояс в тающем снегу┘» следует понимать как утверждение: «сегодня ночью не солгу».
И что тут скажешь: вернувшаяся из ночной прогулки Лариса в исполнении Агуреевой ошарашивает не только Паратова. Она отбрасывает наконец свои маски и оборачивается русалкой, расхристанной и мокрой; она обвивает паратовский стан ногами и водружает ему на чресла розовую свою голую пятку. Илья Любимов смотрит на эту композицию у себя между ног и теряется, как мальчик. Обороняться от этой обнажившейся натуры можно одним способом: последней честностью что он и делает.
Развязка известна: «Вещь», говорит о себе Лариса, «Так не доставайся ты никому», выпаливает Карандышев. И вот что удивительно: в спектакле где никто не рычит зверем и не выпускает клыков финал выглядит как развязка животной схватки: четверо волков собрались у трупа, один из них волочит по земле свой безжизненный трофей.
Петр Фоменко, впрочем, на своевременности пьесы не настаивает. Об этом зрителю должен говорить уже сам факт, что пьесу вывели на сцену. Ни единого движения к современной форме режиссер не совершает, даже напротив: «Бесприданница» полна режиссерских самоповторов и выглядит архаичной даже на фоне старых спектаклей самого Фоменко. Но рассказчиком он остался замечательным: казалось бы, сидят люди двадцать минут на месте, курят и бу-бу-бу, бу-бу-бу. Ну пробегутся по проходам между зрителями, вскрикнут что-то в коридоре, пропоют что-нибудь из другого, старого спектакля. Все это уже видано-перевидано а внимание держит. Может быть, именно подробностью истории.
Выясняется, к примеру, что Лариса не единственная дочка у Хариты Игнатьевны. Было еще две, одна вышла за порядочного человека тот оказался авантюристом; вторую взял горец и до дома не довез прирезал в пути. Приторговывавшая дочками Харита Игнатьевна в свете этих подробностей видится этакой мамашей Кураж, оплатившей свой кусок хлеба жизнью детей. Такой ее и играет Наталья Курдюбова женщиной богатой выделки, но в сущности фронтовой маркитанткой.
Есть вещь, которой «Бесприданница» отличается от других спектаклей «Мастерской». Особенно от других постановок Островского и от вахтанговского спектакля «Без вины виноватые», и от «Волков и овец», сыгранных старшими «фоменками». В «Бесприданнице» играет последнее поколение «Мастерской», и в ней нет комедиантства, лукавства, сообщавших тем пьесам оттенок театральности: мол, «волки», «овцы», жестокие страсти все это лишь театр, преувеличение. В «Бесприданнице» все всерьез, театральна только Лариса Огудалова.
Лариса, какой ее играет Полина Агуреева, девушка содержательная, но молодая, она, что называется, самоопределяется. То, вообразив себя Сарой Бернар, примется выпевать свою роль на классицистский манер, то притворится пейзанкой, то вдруг заговорит с последней простотой. И только когда поправляет непослушную прядь да когда поет романсы, талантливо вскрикивая на высоких нотах, наружу прорывается натура. Она и притягивает к себе как магнит бряхимовских магнатов.
Хотя не будь Ларисы, они нашли бы другой повод для соревнования, благо у каждого есть свой козырь. У Васи Вожеватова (Андрей Щенников) его молодость; он против Кнурова с Паратовым щенок, но быстро учится. У Кнурова (Алексей Колубков) красиво растет борода и Вася отпустил бородку; увидел Паратова (Илья Любимов) в артистической, расстегнутой до пупа рубахе бежит переодеваться. Единственный козырь Карандышева человека с говорящим именем Юлий Капитоныч то, что на его уговоры сдалась Лариса. Хотя Евгений Цыганов играет его приятным человеком. Такого несложно было бы полюбить, но простое и приятное не для Ларисы.
В достоинства Ларисы входит еще и то, что она отдает себе отчет в вульгарной романтичности своих предпочтений. Чем покорил ее Паратов? Тем, что стрелял в монетку у нее в руке и не побледнел. Она хорошо знает про себя: коли Паратов снова начнет стрелять по стаканам и монеткам у нее вскипит кровь. И тот ее хорошо изучил: знает, что если начнет палить дивная, неглупая Лариса сойдет с ума и поедет с ним за Волгу. Одного он не знает: что произойдет после этого.
Неизвестность эта страшит и его и Ларису, для обоих эта ночь и эта заволжская темень разрешение их истории. И чем она разрешится страшно подумать, но ясно одно: то, о чем поет старая цыганка, позаимствовав слова у Мандельштама, «сегодня ночью, не солгу, по пояс в тающем снегу┘» следует понимать как утверждение: «сегодня ночью не солгу».
И что тут скажешь: вернувшаяся из ночной прогулки Лариса в исполнении Агуреевой ошарашивает не только Паратова. Она отбрасывает наконец свои маски и оборачивается русалкой, расхристанной и мокрой; она обвивает паратовский стан ногами и водружает ему на чресла розовую свою голую пятку. Илья Любимов смотрит на эту композицию у себя между ног и теряется, как мальчик. Обороняться от этой обнажившейся натуры можно одним способом: последней честностью что он и делает.
Развязка известна: «Вещь», говорит о себе Лариса, «Так не доставайся ты никому», выпаливает Карандышев. И вот что удивительно: в спектакле где никто не рычит зверем и не выпускает клыков финал выглядит как развязка животной схватки: четверо волков собрались у трупа, один из них волочит по земле свой безжизненный трофей.
Елена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- «Мотылек» П. ГладилинаЕлена Ковальская, «Афиша», 3.02.2003
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- ШорохиЕлена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Оля ОляЕлена Ковальская, «Дом актера, № 1-2», 02.1996