Фоменко почти без «фоменок»
«Сказка Арденнского леса» переделка шекспировской комедии «Как вам это понравится». Юлий Ким сделал ее для Петра Фоменко еще сорок лет назад. В одном из интервью Фоменко вспоминает, как летом 1968 года они с Кимом лежали на берегу Днепра и кромсали Шекспира, расчищая место для кимовских зонгов. А рядом лежал Эфрос с книжечкой «Ромео и Джульетты» и удивлялся им — ему не удавалось выкинуть ни строки. Фоменко поставил кимовскую «Сказку» в Театре на Малой Бронной, которой тогда руководил Анатолий Эфрос. Розалинду играла Ольга Яковлева, одновременно репетировавшая Джульетту в эфросовской постановке. Но спектакль очень скоро запретили с формулировкой «хулиганство», да и само имя Кима, сына репрессированных родителей, женатого на дочери Якира, было запрещено. В бесчисленных фильмах с песнями Гладкова, Рыбникова или Дашкевича на его стихи в титрах значился Ю. Михайлов. В 1981-м Фоменко снова поставил «Сказку» в Ленинградском театре комедии Гильома, к примеру, играл Виктор Сухоруков. Нынешняя постановка третья по счету, и можно предположить, что она мало напоминает первые две, потому что рождалась не в фантазии режиссера, а прямо на площадке, в актерских импровизациях. Зато третья версия «Сказки» напоминает другие спектакли Петра Фоменко: фирменные пробежки актеров за кулисами, когда реплики доносятся откуда-то из коридора, и лесенки за спинами зрителей, куда актеры забираются время от времени, публика все время чувствует себя в центре событий.
С музыкальной и поэтической точки зрения «Сказка» ностальгическое ретро в духе музыкальных комедий семидесятых, с содержательной вариация на тему «весь мир театр», сборник афоризмов вроде «актеры все артистов единицы» и оговорок, работающих на ту же идею («герцог, вы в своем репертуаре»). Как и все, что писал и пишет Юлий Ким, «Сказка» замешена на смеси простодушия и иронии, веры в чистоту человеческой природы и толики яда в адрес власть имущих. От сегодняшних музыкальных спектаклей и тем более мюзиклов она выгодно отличается уровнем децибелов. Это в высшей степени негромкий спектакль словно актеры, репетируя, договорились словами из песни Кима к «Обыкновенному чуду»: «Давайте негромко, давайте вполголоса...»
У Кирилла Пирогова в «Сказке» роль Жака-меланхолика этакого Гамлета, цедящего свои остроты с улыбкой, но сквозь зубы. Режиссер Иван Поповски играет телохранителя Чарли, жизнелюбивое животное с добрыми глазами. Герцога, изгнанного из дворца, но хорошо устроившегося на пленэре, играет Олег Нирян. Никите Тюнину наклеили ястребиный нос: он герцог-узурпатор. Это и есть все «фоменки» в спектакле. Остальные участники «Сказки» стажеры, которых Петр Фоменко взял в «Мастерскую» на год, профессиональные актеры из других театров или стран, среди них Мария Андреева из Малого театра, Игорь Войнаровский, игравший Боба в «Стилягах», Вера Строкова из Театра Моссовета, Василий Фирсов из «Ленкома». Главная интрига этой премьеры окажутся ли стажеры Фоменко такими же талантливыми и обаятельными, как его собственные ученики. Для кого-то из них «Сказкой Арденнского леса» закончится работа в «Мастерской Фоменко», кто-то останется в труппе, а кто-то уже играет в спектаклях «Мастерской». Так вот, о стажерах: они ужасно милы.
А я-то думала, что «фоменками» рождаются...
С музыкальной и поэтической точки зрения «Сказка» ностальгическое ретро в духе музыкальных комедий семидесятых, с содержательной вариация на тему «весь мир театр», сборник афоризмов вроде «актеры все артистов единицы» и оговорок, работающих на ту же идею («герцог, вы в своем репертуаре»). Как и все, что писал и пишет Юлий Ким, «Сказка» замешена на смеси простодушия и иронии, веры в чистоту человеческой природы и толики яда в адрес власть имущих. От сегодняшних музыкальных спектаклей и тем более мюзиклов она выгодно отличается уровнем децибелов. Это в высшей степени негромкий спектакль словно актеры, репетируя, договорились словами из песни Кима к «Обыкновенному чуду»: «Давайте негромко, давайте вполголоса...»
У Кирилла Пирогова в «Сказке» роль Жака-меланхолика этакого Гамлета, цедящего свои остроты с улыбкой, но сквозь зубы. Режиссер Иван Поповски играет телохранителя Чарли, жизнелюбивое животное с добрыми глазами. Герцога, изгнанного из дворца, но хорошо устроившегося на пленэре, играет Олег Нирян. Никите Тюнину наклеили ястребиный нос: он герцог-узурпатор. Это и есть все «фоменки» в спектакле. Остальные участники «Сказки» стажеры, которых Петр Фоменко взял в «Мастерскую» на год, профессиональные актеры из других театров или стран, среди них Мария Андреева из Малого театра, Игорь Войнаровский, игравший Боба в «Стилягах», Вера Строкова из Театра Моссовета, Василий Фирсов из «Ленкома». Главная интрига этой премьеры окажутся ли стажеры Фоменко такими же талантливыми и обаятельными, как его собственные ученики. Для кого-то из них «Сказкой Арденнского леса» закончится работа в «Мастерской Фоменко», кто-то останется в труппе, а кто-то уже играет в спектаклях «Мастерской». Так вот, о стажерах: они ужасно милы.
А я-то думала, что «фоменками» рождаются...
Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- «Мотылек» П. ГладилинаЕлена Ковальская, «Афиша», 3.02.2003
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- ШорохиЕлена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Оля ОляЕлена Ковальская, «Дом актера, № 1-2», 02.1996