«Отравленная туника» Н. Гумилева
Таких спектаклей в «Мастерской П. Фоменко» еще не бывало. Что там «Мастерская» в Москве их тоже нет. В исторической ретроспективе, кажется, примерно так должен был выглядеть спектакль Таирова с Алисой Коонен: декоративный фон, статуарная пластика, надреальные голоса. Другой образец для сравнения спектакли Роберта Уилсона; игра цвета со светом, актера с фоном, скульптурная пластика. В «Отравленной тунике» есть и уилсоновский меняющий цвет задник, и таировские позы, и драгоценные костюмы, в которых невозможно двигаться, иначе как по-королевски. Есть гумилевский сюжет, подражающий классицистской трагедии с ее триединством и конфликтом чувства и долга. Есть знакомые гумилевские медитации называния экзотических слов, загадочных стран, невиданных драгоценностей, четыреста с лишним лет назад этим же упивался елизаветинец Марло, и в простом деревянном театре эти воображаемые драгоценности заменяли и декорации, и бутафорию. Македонец Иван Поповски ученик Петра Фоменко и автор прелестнейшего и довольно аскетичного «Приключения» по Цветаевой, игравшегося в гитисовском коридоре, на этот раз счел поэтические гумилевские красивости недостаточными и расщедрился на красоту материальную. Ангелина Атлагич художница, с которой Поповски делал в этом году спектакль на сцене только что отреставрированного античного театра, для которого она придумала фантастических драконов, для фоменок изготовила не менее фантастические костюмы. Владимир Максимов обыграл одну из колонн, подпирающих потолок «Мастерской», и вывел на сцену свою она способна перемещаться по расчерченному квадратами полу на манер шахматной ладьи и делится пополам, оборачиваясь двумя царственными тронами: на один сядет императрица Феодора Галина Тюнина, на другой византийский император Юстиниан Андрей Казаков, и публика будет видеть только их руки, так что сцену свою они сыграют кончиками пальцев. После антракта планшет сцены раскроется и обнажит ячеистый бассейн, местами заполненный водой, местами песком или мелкой галькой. Так что звук стихов будет сливаться с шорохом гальки, когда по ней ступает босая нога молоденькой невесты Зои Мадлен Джабраиловой. И отточенное слово будет падать из уст императрицы Феодоры Тюниной, чередуясь со звонкими каплями из ее ладоней. В общем, история о хитроумной византийской императрице Феодоре, жене Юстиниана, о любви Трапезондского царя, о его невесте, юной Зое, полюбившей араба Имра, и об отравленной тунике, предназначенной трапезондцу, но доставшейся арабу, помещена в стопроцентно адекватный антураж. То, что этому антуражу тесно в «Мастерской П. Фоменко», правда; правда и то, что фоменки не самые блестящие чтецы. Но и то правда, что вместе с Поповски они совершили шаг в сторону от того, чего от них привыкли ждать, пресловутых кружев, легкого дыхания. Не фантастический жираф, в полной темноте блуждающий по сцене, и не чалма на голове Кирилла Пирогова, а этот самый шаг и есть самое драгоценное из того, что есть в этой пышной «Отравленной тунике».
Елена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Когда я умиралаЕлена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- «Мотылек» П. ГладилинаЕлена Ковальская, «Афиша», 3.02.2003
- «Отравленная туника» Н. ГумилеваЕлена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Балканский синдромЕлена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Старосветские помещикиЕлена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Женщины ПедаясаЕлена Ковальская, «Афиша», 25.06.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- ШорохиЕлена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Оля ОляЕлена Ковальская, «Дом актера, № 1-2», 02.1996