Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артист
Когда Миндаугас Карбаускис выпустил свой первый спектакль на профессиональной сцене, всем, кто посмотрел премьеру «Табакерки», стало ясно: в наш театр пришел настоящий режиссер. Затем была мхатовская премьера и театралы поняли: появился большой режиссер. Потом он снова поставил спектакль в театре Табакова, и тут уже заговорили о событии. Во вторник у него вышла очередная мхатовская премьера: пьеса называется «Копенгаген», в ролях Табаков, Плотников и Барнет. Перед началом спектакля корреспондент «Известий» Алексей Филиппов взял у Карбаускиса интервью.
- Ты приехал в Москву поступать на режиссерский сразу после школы?
До этого я учился в Литве. На актерском. Потом три года лежал на диване, потому что не получил работы. А когда окружающие сказали, что я самый большой неудачник, который только может быть, я уехал в Москву.
- Когда ты, студент ГИТИСа, пришел ставить спектакль в модный московский театр и начал работать с актерами «Табакерки» тебе было страшно? Приходилось преодолевать себя и их?
Я сам был ужаснейшего характера актер. Поэтому и ушел из профессии. Зато теперь я очень хорошо понимаю другую сторону. Там все есть и самое гнусное, и самое красивое. Между мной и артистами на каждом спектакле все происходит заново.
- Раньше мне казалось, что несостоявшийся актер носит это в себе всю жизнь
Я поступил на актерский, чтобы меня не взяли в Советскую Армию. И приняли меня только из-за этого: в последний год перестройки литовские вузы выручили огромное количество парней. А потом меня даже хотели выгнать.
- То есть театр для тебя был не важен, ты просто хотел откосить?..
Не только. От армии меня бы откупили в любой момент. Я и в самом деле хотел стать актером. Но в институте мне говорили, что я скорее теоретик, а на третьем курсе я и сам уже не понимал, зачем мне это. К тому же мы с другом чувствовали себя в Литве чеховскими Ивановыми: мы знали, что где-то есть Африка, но побывать в ней не могли. В Москве все сразу стало по-другому. Сходное ощущение испытала одна моя однокурсница, приехавшая сюда из Швейцарии.
- Как режиссер ты сложился в Москве, но темы и стилистика твоих спектаклей литовские. Откуда это? Можно ли сказать, что ощущение театра и жизни вещи генетически заданные?
Это родилось в ГИТИСе. Туминас и Някрошюс типично гитисовские ученики; то литовское, что критика находит у Мильтиниса, родилось в Париже. Я абсолютно нелитовский режиссер, форма меня раздражает. У меня совсем другой подход: я выращиваю актера, принимаю во внимание зрителя, пробую учитывать то, что спектакль нужно продать.
- В чем для тебя состоит суть и смысл режиссуры?
Я хочу реализовать в своих спектаклях то, что спасает нас от душевной дряни если оставишь это внутри, то скурвишься или заболеешь. К тому же я «разводчик». Я очень честно работаю, но для того чтобы спектакль получился искренним, могу обмануть, как хочу.
У меня очень хорошая профессия. Она мужская, в ней есть позитивная ответственность, она текуча ты все время должен идти дальше. Но если ты умен, то не станешь выдавать всего, что в тебе есть, а попробуешь распределить это во времени. Режиссерская профессия многому учит, но при этом она гибельна, она просит у тебя все большего, а где это взять? На два-три спектакля хватит гитисовского образования и того, что у тебя внутри, а дальше может пойти штамп Тебе не кажется, что реализоваться в театре безумная идея?
- По отношению к критикам это, безусловно, так.
А режиссер может реализоваться в театре?
- Он может реализоваться в спектакле, в определенном отрезке своей биографии, а потом уходит то, что делает его интересным.
Режиссерская судьба заканчивается тем, что диалог подменяется монологом. Как бы это объяснить Вот видишь: есть человек и есть его тень, волна, которую он создает. Когда человек начинает верить, что эта волна (его спектакли, рецензии на спектакли, премии и почетные звания) и есть он сам всему приходит конец. Я работаю, пользуюсь профессиональными навыками, вкладываю в спектакли свою душу, но мне хватает самоиронии отчуждаться от этого. Это игра в другого себя, себя режиссера. А когда я поверю, что он - это я, мне придет конец.
- Ты приехал в Москву поступать на режиссерский сразу после школы?
До этого я учился в Литве. На актерском. Потом три года лежал на диване, потому что не получил работы. А когда окружающие сказали, что я самый большой неудачник, который только может быть, я уехал в Москву.
- Когда ты, студент ГИТИСа, пришел ставить спектакль в модный московский театр и начал работать с актерами «Табакерки» тебе было страшно? Приходилось преодолевать себя и их?
Я сам был ужаснейшего характера актер. Поэтому и ушел из профессии. Зато теперь я очень хорошо понимаю другую сторону. Там все есть и самое гнусное, и самое красивое. Между мной и артистами на каждом спектакле все происходит заново.
- Раньше мне казалось, что несостоявшийся актер носит это в себе всю жизнь
Я поступил на актерский, чтобы меня не взяли в Советскую Армию. И приняли меня только из-за этого: в последний год перестройки литовские вузы выручили огромное количество парней. А потом меня даже хотели выгнать.
- То есть театр для тебя был не важен, ты просто хотел откосить?..
Не только. От армии меня бы откупили в любой момент. Я и в самом деле хотел стать актером. Но в институте мне говорили, что я скорее теоретик, а на третьем курсе я и сам уже не понимал, зачем мне это. К тому же мы с другом чувствовали себя в Литве чеховскими Ивановыми: мы знали, что где-то есть Африка, но побывать в ней не могли. В Москве все сразу стало по-другому. Сходное ощущение испытала одна моя однокурсница, приехавшая сюда из Швейцарии.
- Как режиссер ты сложился в Москве, но темы и стилистика твоих спектаклей литовские. Откуда это? Можно ли сказать, что ощущение театра и жизни вещи генетически заданные?
Это родилось в ГИТИСе. Туминас и Някрошюс типично гитисовские ученики; то литовское, что критика находит у Мильтиниса, родилось в Париже. Я абсолютно нелитовский режиссер, форма меня раздражает. У меня совсем другой подход: я выращиваю актера, принимаю во внимание зрителя, пробую учитывать то, что спектакль нужно продать.
- В чем для тебя состоит суть и смысл режиссуры?
Я хочу реализовать в своих спектаклях то, что спасает нас от душевной дряни если оставишь это внутри, то скурвишься или заболеешь. К тому же я «разводчик». Я очень честно работаю, но для того чтобы спектакль получился искренним, могу обмануть, как хочу.
У меня очень хорошая профессия. Она мужская, в ней есть позитивная ответственность, она текуча ты все время должен идти дальше. Но если ты умен, то не станешь выдавать всего, что в тебе есть, а попробуешь распределить это во времени. Режиссерская профессия многому учит, но при этом она гибельна, она просит у тебя все большего, а где это взять? На два-три спектакля хватит гитисовского образования и того, что у тебя внутри, а дальше может пойти штамп Тебе не кажется, что реализоваться в театре безумная идея?
- По отношению к критикам это, безусловно, так.
А режиссер может реализоваться в театре?
- Он может реализоваться в спектакле, в определенном отрезке своей биографии, а потом уходит то, что делает его интересным.
Режиссерская судьба заканчивается тем, что диалог подменяется монологом. Как бы это объяснить Вот видишь: есть человек и есть его тень, волна, которую он создает. Когда человек начинает верить, что эта волна (его спектакли, рецензии на спектакли, премии и почетные звания) и есть он сам всему приходит конец. Я работаю, пользуюсь профессиональными навыками, вкладываю в спектакли свою душу, но мне хватает самоиронии отчуждаться от этого. Это игра в другого себя, себя режиссера. А когда я поверю, что он - это я, мне придет конец.
Алексей Филиппов, «Известия», 25.02.2003
- Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артистАлексей Филиппов, «Известия», 25.02.2003
- Десять лет спустяАлексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- Лицедей, как он естьАлексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Сочинение о двух влюбленныхАлексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Черт с нами?Алексей Филиппов, «Известия», 1998