Светлы «Египетские ночи»
Петр Фоменко в своей «Мастерской» поставил еще один шедевр.
Дата официальной премьеры спектакля 23 сентября. Но это фальсификация: первые прогоны «Египетских ночей» со зрителем шли еще летом, когда без лишней шумихи и в узком кругу Петр Наумович Фоменко праздновал семидесятилетие. Посему спектакль можно считать подарком режиссера не только всем нам, но и самому себе. Избранные счастливцы даже с первых прогонов «Ночей» выносили впечатление божественно. Они были недалеки от истины.
Ах, Пушкин, Пушкин, то и дело вздыхают по ходу спектакля актеры. С Пушкиным там обращаются, как с соседом по даче: действие закольцовано посиделками в загородном доме княгини D. Литературно-музыкальной композицией язык не поворачивается их назвать, хотя по сути это она и есть. Во-первых, это пример блестящего монтажа, как из сцен, этюдов, эпизодов собрать законченный спектакль с фабулой, обворожительной завязкой, финалом, достойным трагизма «Отелло». (В композицию включены повесть и неоконченная поэма Пушкина «Египетские ночи», наброски «Мы проводили вечер на даче», «Гости съезжались на дачу», стихотворения разных лет, фрагменты поэмы Брюсова «Египетские ночи», музыка Паганини, Россини, Листа.) Во-вторых, демонстрация блестящего юмора компиляции. (Один из любовников Клеопатры сползает со смертного для него ложа после бурной ночи со словами «Пора, мой друг, пора», шутки можно продолжать, но в газете не нарисуешь выражения лица, с которым их проделывают «фоменки».) В-третьих, пример спектакля совершенной формы (два с половиной часа без антракта на одном дыхании, тогда как у большинства коллег Фоменко оно сбивается уже на пятой минуте), безупречной игры. Рассыпать комплименты хочется буквально каждому, потому как состояние блаженного восторга, в которое повергает спектакль Фоменко, дорогого стоит. Это общее впечатление, а какие детали! Как дирижируют Наталья Курбюдова и Полина Агуреева сочинением стиха, борясь за право стать музой поэта┘ Как Карэн Бадалов итальянский импровизатор в «Египетских ночах» и Паганини в одном лице, играет невыразимое жестами природу творчества, и как он бегает в порывах вдохновенья по перилам, чуть ли не по головам┘ Как Полина Кутепова Клеопатра из заложницы собственной скуки превращается в заложницу продажной любви┘
Юношей Фоменко раздел по пояс. Девушек в очередной раз заставил почувствовать себя клеопатрами. Итак, на вечере у княгини D «фоменки» обсуждают, что Клеопатра торговала своей красотой, что многие заплатили за ее ночь ценой своей жизни, и что делала Клеопатра ночью с любовниками, которые не пожалели жизнь за ее ласки. По условию Клеопатры их казнили наутро. В первую ночь ее любовь познал воин. Во вторую поэт. В третью неизвестный истории юноша, совсем дитя, уговаривавший царицу бежать с ним ради чистой и светлой любви┘ Жизнь такое сокровище, что ее ценой и счастья нельзя купить, или не такое? Вот вам и тема для размышления. И вообще любовь дороже жизни или дешевле?
«А что вы думаете об условии Клеопатры?» обратятся в конце к зрителю. «Бона сера, синьоры», пропоет Карэн Бадалов и станет опять по головам пробираться к выходу. Его примеру следовать не спешат. Сожалеют, что египетских ночей у Фоменко всего три, а не тысяча и одна.
Ах, Пушкин, Пушкин, то и дело вздыхают по ходу спектакля актеры. С Пушкиным там обращаются, как с соседом по даче: действие закольцовано посиделками в загородном доме княгини D. Литературно-музыкальной композицией язык не поворачивается их назвать, хотя по сути это она и есть. Во-первых, это пример блестящего монтажа, как из сцен, этюдов, эпизодов собрать законченный спектакль с фабулой, обворожительной завязкой, финалом, достойным трагизма «Отелло». (В композицию включены повесть и неоконченная поэма Пушкина «Египетские ночи», наброски «Мы проводили вечер на даче», «Гости съезжались на дачу», стихотворения разных лет, фрагменты поэмы Брюсова «Египетские ночи», музыка Паганини, Россини, Листа.) Во-вторых, демонстрация блестящего юмора компиляции. (Один из любовников Клеопатры сползает со смертного для него ложа после бурной ночи со словами «Пора, мой друг, пора», шутки можно продолжать, но в газете не нарисуешь выражения лица, с которым их проделывают «фоменки».) В-третьих, пример спектакля совершенной формы (два с половиной часа без антракта на одном дыхании, тогда как у большинства коллег Фоменко оно сбивается уже на пятой минуте), безупречной игры. Рассыпать комплименты хочется буквально каждому, потому как состояние блаженного восторга, в которое повергает спектакль Фоменко, дорогого стоит. Это общее впечатление, а какие детали! Как дирижируют Наталья Курбюдова и Полина Агуреева сочинением стиха, борясь за право стать музой поэта┘ Как Карэн Бадалов итальянский импровизатор в «Египетских ночах» и Паганини в одном лице, играет невыразимое жестами природу творчества, и как он бегает в порывах вдохновенья по перилам, чуть ли не по головам┘ Как Полина Кутепова Клеопатра из заложницы собственной скуки превращается в заложницу продажной любви┘
Юношей Фоменко раздел по пояс. Девушек в очередной раз заставил почувствовать себя клеопатрами. Итак, на вечере у княгини D «фоменки» обсуждают, что Клеопатра торговала своей красотой, что многие заплатили за ее ночь ценой своей жизни, и что делала Клеопатра ночью с любовниками, которые не пожалели жизнь за ее ласки. По условию Клеопатры их казнили наутро. В первую ночь ее любовь познал воин. Во вторую поэт. В третью неизвестный истории юноша, совсем дитя, уговаривавший царицу бежать с ним ради чистой и светлой любви┘ Жизнь такое сокровище, что ее ценой и счастья нельзя купить, или не такое? Вот вам и тема для размышления. И вообще любовь дороже жизни или дешевле?
«А что вы думаете об условии Клеопатры?» обратятся в конце к зрителю. «Бона сера, синьоры», пропоет Карэн Бадалов и станет опять по головам пробираться к выходу. Его примеру следовать не спешат. Сожалеют, что египетских ночей у Фоменко всего три, а не тысяча и одна.
Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Один барабан, две трубы┘Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Светлы «Египетские ночи»Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Люди, тигры и жирафыИрина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Драма на гастроляхИрина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Танцы в сельских интерьерахИрина Корнеева, «Время МН», 29.05.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000