Не шутите с носорогом
Коллективизация идей, против которой, собственно, и бунтовал Эжен Ионеско в пьесе «Носорог» нынешнем московском театральном сезоне явление весьма актуальное, В смысле репертуарных построений. То или иное любопытно название начинает ставиться массированно, причем порой одноименные премьеры появляются практически одновременно. Примеров тому много, вот и нынешний «Носорог» в Мастерской Петра Фоменко появился вслед за спектаклем Марк Розовского в Театре У Никитских ворот. Ясное дело, что все постановы кардинально разные, но тенденция все равно заслуживает внимания.
«Носорогом» Мастерская отчасти реабилитировалась за откровенный провал спектакля «Прости нас, Жан-Батист». Хотя каких-либо принципиальных открытий и откровений здесь не случилось. Зато спектакль получился чисто «фоменковским», традиционно стильным, обстоятельным и подробным. Разве что чрезмерно затянутым, что, конечно же сказалось на снижении общей динамики и появлении отдельных эмоциональных пустот. Но режиссер Иван Поповски, видимо, полагал, что не стоит выбрасывать слов из песни драматурга.
Поповски прекрасно знаком и с труппой, и с эстетикой этого своеобразного коллектива. Более того, когда-то и сам принимал участие в ее формировании. Его чудный спектакль «Приключение» по Марине Цветаевой, игравшийся больше десяти лет назад в коридорах ГИТИСа, помнится до сих пор. Вероятно, и актеры уже научились понимать Поповски с полуслова, так что явные постановочно-исполнительские противоречия, столь сегодня распространенные, здесь обнаружить сложно.
Тут другое важнее диалог режиссера с драматургом, с которым, как уже не раз доводилось наблюдать, вышеупомянутый диалог на отечественных подмостках в принципе не получается. Привыкшим жить в ежедневном абсурде, а уж тем более в абсурде коллективистского сознания, эстетические прелести сего явления понять трудно. Иван Поповски генетически, конечно, не наш человек, но столько лет жизни и работы в России, вероятно, дали возможность что-либо почув-ствовать и этим проникнуться.
История Ионеско-Поповски оказалась весьма любопытной. Абстрактно-обобщенной и одновременно личностной, отстраненной и наполненной живой эмоцией, с актерскими «показами» и элементами переживания. В общем, такой вот двойственной, переменчивой, неровной. Разыгранной в абсолютно условных, подчас «бутафорских» декорациях с картонными стенами домов, бумажными цветами и кустами в кадках, с чучелом кошки и даже единожды появляющимся «настоящим» носорогом. Последнего, впрочем, можно счесть постановочным излишеством. Хотя натуралистическая сценка превращения Жана (Олег Нирян) в толстокожее парнокопытное по-своему впечатляет. Бедолага Жан сначала темпераментно сдирает с себя кожу, затем смешивает землю из цветочных горшков с водой и после сладострастного принятия грязевой ванны предстает вдруг огромным роскошным носорогом, забредшим сюда из какого-либо заштатного ТЮЗа. Зато непросвещенная публика может воочию убедиться: что же случилось в городе-зоопарке?
А поначалу-то этот маленький городок казался таким провинциально-уютным и безмерно стабильным. Столики на улице, кофе и вино, музыкальный аппарат, танцы, милые обитатели-обыватели, одетые по моде 50-х годов минувшего века. Некий диссонанс в общую идиллическую картинку вносили, правда, так называемые «люди без лиц» толпящиеся у микрофонов справа и периодически озвучивающие носорожий рев и топот. И этот странный диссонанс, кстати, впечатлял куца более загадочно и зловеще, нежели последующее явление «настоящего» чудовища.
Впрочем, представляя публике человеческий паноптикум, режиссер и актеры стараются не забывать о том, что играется произведение все же абсурдистское. Где люди временами смахивают на заводных кукол, двигающихся по чьей-то указке и вещающих странные фразы. Диалоги реально-бытовые и научно-надуманные порой накладываются друг на друга, идут в параллель, теряя по дороге собственно смысл. Хотя в этой пьесе Ионеско на редкость многословен и не всегда озабочен маскировкой указанных смыслов. Бывает, что монологи и диалоги звучат абсолютно всерьез, и тогда от актеров требуется мастерство быстрого и виртуозного перехода из кукольной ипостаси в человеческую.
Как выстоять в этой идейно-зоологической катастрофе? И стоит ли это делать? И считать ли все это в конце концов катастрофой? Милая Дэзи (Наталия Вдовина, позаимствованная из Сатирикона), подруга Беранже (Кирилл Пирогов), коему в основном и предстоит ответить на все эти вопросы, совсем недавно вздрагивавшая от носорожьего рева, вдруг начинает слышать в нем красивое пение, которое так и манит к нему присоединиться. А чуть раньше приятель и коллега Беранже Дюдар (Алексей Колубков) тоже добровольно вливается в звериный стан.
Беранже Пирогов здесь натура двойственная. Человече самый обычный, отягощенный сознанием собственной никчемности и рядом «вредных привычек» и в то же время существо, не лишенное твердости духа и определенных убеждений. Пирогову Беранже более других удается приблизиться к тому, чтобы произносить текст «от первого лица». Он не слишком дистанцируется от своего персонажа в отличие от других «представляющих» что, безусловно, сближает кажущийся абсурд с самой настоящей жизнью.
В целом же «Носорог» Ивана Поповски явное подтверждение давным-давно сформировавшегося и утвердившегося мастерства актеров этого коллектива, помноженного на «дружественную» режиссуру. Явление, впрочем, уже привычное, способное основательно порадовать, но уже не удивлять.
«Носорогом» Мастерская отчасти реабилитировалась за откровенный провал спектакля «Прости нас, Жан-Батист». Хотя каких-либо принципиальных открытий и откровений здесь не случилось. Зато спектакль получился чисто «фоменковским», традиционно стильным, обстоятельным и подробным. Разве что чрезмерно затянутым, что, конечно же сказалось на снижении общей динамики и появлении отдельных эмоциональных пустот. Но режиссер Иван Поповски, видимо, полагал, что не стоит выбрасывать слов из песни драматурга.
Поповски прекрасно знаком и с труппой, и с эстетикой этого своеобразного коллектива. Более того, когда-то и сам принимал участие в ее формировании. Его чудный спектакль «Приключение» по Марине Цветаевой, игравшийся больше десяти лет назад в коридорах ГИТИСа, помнится до сих пор. Вероятно, и актеры уже научились понимать Поповски с полуслова, так что явные постановочно-исполнительские противоречия, столь сегодня распространенные, здесь обнаружить сложно.
Тут другое важнее диалог режиссера с драматургом, с которым, как уже не раз доводилось наблюдать, вышеупомянутый диалог на отечественных подмостках в принципе не получается. Привыкшим жить в ежедневном абсурде, а уж тем более в абсурде коллективистского сознания, эстетические прелести сего явления понять трудно. Иван Поповски генетически, конечно, не наш человек, но столько лет жизни и работы в России, вероятно, дали возможность что-либо почув-ствовать и этим проникнуться.
История Ионеско-Поповски оказалась весьма любопытной. Абстрактно-обобщенной и одновременно личностной, отстраненной и наполненной живой эмоцией, с актерскими «показами» и элементами переживания. В общем, такой вот двойственной, переменчивой, неровной. Разыгранной в абсолютно условных, подчас «бутафорских» декорациях с картонными стенами домов, бумажными цветами и кустами в кадках, с чучелом кошки и даже единожды появляющимся «настоящим» носорогом. Последнего, впрочем, можно счесть постановочным излишеством. Хотя натуралистическая сценка превращения Жана (Олег Нирян) в толстокожее парнокопытное по-своему впечатляет. Бедолага Жан сначала темпераментно сдирает с себя кожу, затем смешивает землю из цветочных горшков с водой и после сладострастного принятия грязевой ванны предстает вдруг огромным роскошным носорогом, забредшим сюда из какого-либо заштатного ТЮЗа. Зато непросвещенная публика может воочию убедиться: что же случилось в городе-зоопарке?
А поначалу-то этот маленький городок казался таким провинциально-уютным и безмерно стабильным. Столики на улице, кофе и вино, музыкальный аппарат, танцы, милые обитатели-обыватели, одетые по моде 50-х годов минувшего века. Некий диссонанс в общую идиллическую картинку вносили, правда, так называемые «люди без лиц» толпящиеся у микрофонов справа и периодически озвучивающие носорожий рев и топот. И этот странный диссонанс, кстати, впечатлял куца более загадочно и зловеще, нежели последующее явление «настоящего» чудовища.
Впрочем, представляя публике человеческий паноптикум, режиссер и актеры стараются не забывать о том, что играется произведение все же абсурдистское. Где люди временами смахивают на заводных кукол, двигающихся по чьей-то указке и вещающих странные фразы. Диалоги реально-бытовые и научно-надуманные порой накладываются друг на друга, идут в параллель, теряя по дороге собственно смысл. Хотя в этой пьесе Ионеско на редкость многословен и не всегда озабочен маскировкой указанных смыслов. Бывает, что монологи и диалоги звучат абсолютно всерьез, и тогда от актеров требуется мастерство быстрого и виртуозного перехода из кукольной ипостаси в человеческую.
Как выстоять в этой идейно-зоологической катастрофе? И стоит ли это делать? И считать ли все это в конце концов катастрофой? Милая Дэзи (Наталия Вдовина, позаимствованная из Сатирикона), подруга Беранже (Кирилл Пирогов), коему в основном и предстоит ответить на все эти вопросы, совсем недавно вздрагивавшая от носорожьего рева, вдруг начинает слышать в нем красивое пение, которое так и манит к нему присоединиться. А чуть раньше приятель и коллега Беранже Дюдар (Алексей Колубков) тоже добровольно вливается в звериный стан.
Беранже Пирогов здесь натура двойственная. Человече самый обычный, отягощенный сознанием собственной никчемности и рядом «вредных привычек» и в то же время существо, не лишенное твердости духа и определенных убеждений. Пирогову Беранже более других удается приблизиться к тому, чтобы произносить текст «от первого лица». Он не слишком дистанцируется от своего персонажа в отличие от других «представляющих» что, безусловно, сближает кажущийся абсурд с самой настоящей жизнью.
В целом же «Носорог» Ивана Поповски явное подтверждение давным-давно сформировавшегося и утвердившегося мастерства актеров этого коллектива, помноженного на «дружественную» режиссуру. Явление, впрочем, уже привычное, способное основательно порадовать, но уже не удивлять.
Ирина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Выйти замуж за принципИрина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- «Как хорошо мы плохо жили
»Ирина Алпатова, «Культура», 1.04.2010
- Все, кроме любвиИрина Алпатова, «Культура», 22.12.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- В добрый последний путь!Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Белый бычок в страшной шапочкеИрина Алпатова, «Культура», 2.07.2003
- Перекресток ГекубыИрина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- На нарах творчестваИрина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- В «Мастерской Петра Фоменко» рукописи не горятИрина Алпатова, «Культура», 4.06.1998