Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»
«Фоменки» показали спектакль по пьесе Шекспира в переложении Юлия Кима
ОТМЕТИВ год назад при содействии московских властей новоселье и выпустив «Бесприданницу», спектакль жесткий и принципиально новый для «Мастерской», Петр Наумович Фоменко вернулся в прежнее русло. К новым студийцам, к старому тесноватому зданию бывшего кинотеатра «Киев» и к старой-старой сказке.
«Сказки Арденского леса» были драматургическим дебютом Юлия Кима, которому друг-однокашник по Педагогическому институту Петр Фоменко предложил написать своеобразные зонги к шекспировской комедии «Как вам это понравится?» Продолжение этой лицейской забавы растянулось на сорок лет. В 68-м, когда было закручено столько гаек, «вырубили» первый «Арденский лес», где Ольга Яковлева играла Розалинду, а Александр Ширвиндт Жака-меланхолика. Немногим более прожила вторая версия в Ленинградском театре комедии. Третий раз «Арденскому лесу», кажется, ничего не грозит.
Стажерская группа «фоменок» возникла почти два года назад, и более пестрого состава не сыскать во всей Москве. Выпускники Щепкинского, Щукинского, РАТИ, Ярославского, Ташкентского, Петербургского театральных институтов, играющие в разных московских театрах или не играющие нигде. Плюс к этому создатель театра для инвалидов, а также итальянская учительница, владеющая шестью языками и несколькими музыкальными инструментами, румынский переводчик или француженка, которая отправилась осваивать театральное ремесло прямиком в Саратовскую консерваторию. Количество принятых превышало количество мест раза в два, в процессе стажерства кто-то отсеялся, так что отбор был самый что ни на есть естественный как и положено в Арденском лесу.
«Сказки Арденского леса» наглядно доказали, что Петр Фоменко «секрет знает», и за два года его новобранцы превратились в отменных носителей стиля, который ни с чем не спутаешь. Всеобщая миграция актеров, режиссеров, идей сделала многие театры неотличимыми друг от друга, но у «фоменок» даже стажеры отличаются «лица необщим выраженьем». Вот уж действительно «актеры все, артистов единицы».
Арденский лес, куда бежит от преследований коварного брата Фредерика (Никита Тюнин) низвергнутый герцог Фердинанд(Олег Нирян), а следом за ним бегут племянница Розалинда (Наджа Мэр), дочь Селия (Моника Санторо); бегут их братья-воздыхатели один из-за любви (Орландо Дюбуа Ивана Вакуленко), другой из-за карьеры (Оливер Дмитрия Смирнова); бегут придворные от шута (Дмитрий Рудков) до премьер-министра (Игорь Войнаровский); и наконец, бежит горе-узурпатор, чтобы помириться с изганным братом┘ Так вот этот Арденский лес становится синонимом вольницы и братства, актерского и человеческого. Здесь вмиг обесцениваются ценности мнимые, вроде богатства и власти, и взлетают в цене настоящие любовь и свобода.
Его дух и философию хранит бродяга Жак-меланхолик репетировать его начинал один из студийцев, но в процессе эта роль перешла Кириллу Пирогову. Живописный, почти бесплотный, точно дух этого места, с донкихотовскими усами и печалью в глазах от знания обреченности всего в этом мире, даже благословенного Арденского леса, он становится камертоном всего спектакля. И лучшие его минуты те, в которых на этот камертон настраиваются другие.
Когда шут Билли встречает собрата по духу и обжигается его свободой. Или когда Розалинда, переодетая в мужское платье, ведет с Жаком «мужской» разговор, и токи любви, нечаянной и невозможной (он верен своей свободе, она своему Орландо), пронизывают эту встречу, оставляя послевкусие какой-то невосполнимой утраты. Которое так украшает счастливые концы любых сказок.
«Сказки Арденского леса» были драматургическим дебютом Юлия Кима, которому друг-однокашник по Педагогическому институту Петр Фоменко предложил написать своеобразные зонги к шекспировской комедии «Как вам это понравится?» Продолжение этой лицейской забавы растянулось на сорок лет. В 68-м, когда было закручено столько гаек, «вырубили» первый «Арденский лес», где Ольга Яковлева играла Розалинду, а Александр Ширвиндт Жака-меланхолика. Немногим более прожила вторая версия в Ленинградском театре комедии. Третий раз «Арденскому лесу», кажется, ничего не грозит.
Стажерская группа «фоменок» возникла почти два года назад, и более пестрого состава не сыскать во всей Москве. Выпускники Щепкинского, Щукинского, РАТИ, Ярославского, Ташкентского, Петербургского театральных институтов, играющие в разных московских театрах или не играющие нигде. Плюс к этому создатель театра для инвалидов, а также итальянская учительница, владеющая шестью языками и несколькими музыкальными инструментами, румынский переводчик или француженка, которая отправилась осваивать театральное ремесло прямиком в Саратовскую консерваторию. Количество принятых превышало количество мест раза в два, в процессе стажерства кто-то отсеялся, так что отбор был самый что ни на есть естественный как и положено в Арденском лесу.
«Сказки Арденского леса» наглядно доказали, что Петр Фоменко «секрет знает», и за два года его новобранцы превратились в отменных носителей стиля, который ни с чем не спутаешь. Всеобщая миграция актеров, режиссеров, идей сделала многие театры неотличимыми друг от друга, но у «фоменок» даже стажеры отличаются «лица необщим выраженьем». Вот уж действительно «актеры все, артистов единицы».
Арденский лес, куда бежит от преследований коварного брата Фредерика (Никита Тюнин) низвергнутый герцог Фердинанд(Олег Нирян), а следом за ним бегут племянница Розалинда (Наджа Мэр), дочь Селия (Моника Санторо); бегут их братья-воздыхатели один из-за любви (Орландо Дюбуа Ивана Вакуленко), другой из-за карьеры (Оливер Дмитрия Смирнова); бегут придворные от шута (Дмитрий Рудков) до премьер-министра (Игорь Войнаровский); и наконец, бежит горе-узурпатор, чтобы помириться с изганным братом┘ Так вот этот Арденский лес становится синонимом вольницы и братства, актерского и человеческого. Здесь вмиг обесцениваются ценности мнимые, вроде богатства и власти, и взлетают в цене настоящие любовь и свобода.
Его дух и философию хранит бродяга Жак-меланхолик репетировать его начинал один из студийцев, но в процессе эта роль перешла Кириллу Пирогову. Живописный, почти бесплотный, точно дух этого места, с донкихотовскими усами и печалью в глазах от знания обреченности всего в этом мире, даже благословенного Арденского леса, он становится камертоном всего спектакля. И лучшие его минуты те, в которых на этот камертон настраиваются другие.
Когда шут Билли встречает собрата по духу и обжигается его свободой. Или когда Розалинда, переодетая в мужское платье, ведет с Жаком «мужской» разговор, и токи любви, нечаянной и невозможной (он верен своей свободе, она своему Орландо), пронизывают эту встречу, оставляя послевкусие какой-то невосполнимой утраты. Которое так украшает счастливые концы любых сказок.
Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Театр Петра Фоменко празднует новосельеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Богатые плачут тихоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 27.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Без живой водыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Фоменки» в поисках истины и сценыОльга Фукс, «Вечерний клуб», 29.10.1996
- Четырнадцать песен о странностях любвиОльга Фукс, 1996