Внесистемный Станиславский
Известие, что в Мастерской Петра Фоменко поставили «Театральный роман» Булгакова, звучит для для московской публики как рекомендация: надо смотреть. Публика не будет обманута: популярный театр разыграл популярную классику в фирменном стиле
За последнее десятилетие «Театральный роман» ставился в Москве трижды. Юрий Любимов недвусмысленно указывал на время его создания: на пленившем воображение Максудова бутафорском коне восседал Сталин, в преддверии «омхачивания» на сцене красовались гигантские портреты основоположников a la плакатная трехголовая гидра Маркс Энгельс Ленин, а из-за портрета Станиславского выглядывал насмерть запуганный человечек Иван Васильевич (Валерий Золотухин). Константин Богомолов (в Театре им. Гоголя) сочинил поверх плотного булгаковского текста массу гэгов, львиная доля которых посвящалась впавшему в маразм, помешанному на собственном величии худруку. Словом, у кого о чем болит «Театральный роман», тот о том и говорит.
У «фоменок» он о точке невозврата. За которой живое, изменчивое искусство превращается в мертвую догму. В Мастерской играют историю о том, как уходит молодость, которая казалась вечной, и вот ты уже «основоположник» и молодежь дышит тебе в спину, претендуя на твои роли, вытесняя тебя на обочину. О том, как расходятся пути вчерашних братьев по искусству, превращая в едкий фарс их совместное искусственное «дожитие».
Кирилл Пирогов, инициатор затеи и сосед Петра Фоменко в строчке «авторы спектакля», взял на себя самую длинную и опасную роль писателя Максудова, рефлектирующего наблюдателя, меланхолического Простодушного, который силится постичь законы мира искусства. Его герою приходится весь спектакль балансировать между любопытством и оторопью, надеждой и отчаянием, интеллигентностью и желчью других красок и действий Булгаков ему не оставил.
Остальным актерам достались роли-шаржи, короткие, но яркие, шкатулочной выделки. Обменялись взглядами, как ударами рапиры, секретарши театральных богов Августа Менажраки и Поликсена Торопецкая (Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина). Под арию из «Фауста» соткался из дыма перед Максудовым в петле добрый мефистофель Рудольфи (Олег Нирян). Фома Стриж (Иван Вакуленко) выскочил одетым под Мейерхольда времен революционного Октября. Исполненный достоинства Елагин (Игорь Войнаровский) блеснул знаменитой репликой Добронравова о том, что художественная часть не может вызывать художественное целое. Объясняя Максудову, как работает «самая сложная из машин театр», Бомбардов (Никита Тюнин) рассаживает в карикатурных позах корифеев, которые только что на худсовете растоптали самолюбие Максудова, после чего окончательно забронзовели и окуклились.
Бенефис и вовсе случился у актера, который никогда не бывал на первых ролях. Максим Литовченко в гриме Станиславского, вознесенного подъемником из театральной преисподней, до оторопи похож на классика с его сплавом тишайших манер и убийственных выводов.
Авторы спектакля решили отказаться от второй части романа репетиции «Черного снега» с умело разогретыми театральными скандалами и изнурительным вмешательством КС. На пьесе Максудова здесь поставлен крест, но в голове его уже рождаются строчки про тьму, накрывшую Ершалаим. Ведь искусство, убеждают нас «фоменки» со всем присущим им мастерством, это та соломинка, за которую можно цепляться бесконечно.
За последнее десятилетие «Театральный роман» ставился в Москве трижды. Юрий Любимов недвусмысленно указывал на время его создания: на пленившем воображение Максудова бутафорском коне восседал Сталин, в преддверии «омхачивания» на сцене красовались гигантские портреты основоположников a la плакатная трехголовая гидра Маркс Энгельс Ленин, а из-за портрета Станиславского выглядывал насмерть запуганный человечек Иван Васильевич (Валерий Золотухин). Константин Богомолов (в Театре им. Гоголя) сочинил поверх плотного булгаковского текста массу гэгов, львиная доля которых посвящалась впавшему в маразм, помешанному на собственном величии худруку. Словом, у кого о чем болит «Театральный роман», тот о том и говорит.
У «фоменок» он о точке невозврата. За которой живое, изменчивое искусство превращается в мертвую догму. В Мастерской играют историю о том, как уходит молодость, которая казалась вечной, и вот ты уже «основоположник» и молодежь дышит тебе в спину, претендуя на твои роли, вытесняя тебя на обочину. О том, как расходятся пути вчерашних братьев по искусству, превращая в едкий фарс их совместное искусственное «дожитие».
Кирилл Пирогов, инициатор затеи и сосед Петра Фоменко в строчке «авторы спектакля», взял на себя самую длинную и опасную роль писателя Максудова, рефлектирующего наблюдателя, меланхолического Простодушного, который силится постичь законы мира искусства. Его герою приходится весь спектакль балансировать между любопытством и оторопью, надеждой и отчаянием, интеллигентностью и желчью других красок и действий Булгаков ему не оставил.
Остальным актерам достались роли-шаржи, короткие, но яркие, шкатулочной выделки. Обменялись взглядами, как ударами рапиры, секретарши театральных богов Августа Менажраки и Поликсена Торопецкая (Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина). Под арию из «Фауста» соткался из дыма перед Максудовым в петле добрый мефистофель Рудольфи (Олег Нирян). Фома Стриж (Иван Вакуленко) выскочил одетым под Мейерхольда времен революционного Октября. Исполненный достоинства Елагин (Игорь Войнаровский) блеснул знаменитой репликой Добронравова о том, что художественная часть не может вызывать художественное целое. Объясняя Максудову, как работает «самая сложная из машин театр», Бомбардов (Никита Тюнин) рассаживает в карикатурных позах корифеев, которые только что на худсовете растоптали самолюбие Максудова, после чего окончательно забронзовели и окуклились.
Бенефис и вовсе случился у актера, который никогда не бывал на первых ролях. Максим Литовченко в гриме Станиславского, вознесенного подъемником из театральной преисподней, до оторопи похож на классика с его сплавом тишайших манер и убийственных выводов.
Авторы спектакля решили отказаться от второй части романа репетиции «Черного снега» с умело разогретыми театральными скандалами и изнурительным вмешательством КС. На пьесе Максудова здесь поставлен крест, но в голове его уже рождаются строчки про тьму, накрывшую Ершалаим. Ведь искусство, убеждают нас «фоменки» со всем присущим им мастерством, это та соломинка, за которую можно цепляться бесконечно.
Ольга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Театр Петра Фоменко празднует новосельеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Богатые плачут тихоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 27.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Без живой водыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Фоменки» в поисках истины и сценыОльга Фукс, «Вечерний клуб», 29.10.1996
- Четырнадцать песен о странностях любвиОльга Фукс, 1996