Ради этого и придумали театр
Этот спектакль как игристое вино. Пьешь без опаски, почти как воду этакий long drink с ненавязчивым искристым вкусом. И вдруг понимаешь, что ты абсолютно пьян, что тебя «забрал» счастливый и грустный хмель. Когда последняя работа «фоменок» пообкатается на зрителях и «добродит», она станет сравнима по искренности и глубине с «Братьями и сестрами» Льва Додина или «Песней о Волге» Резо Габриадзе.
Ленинградский писатель и переводчик древней китайской поэзии Борис Вахтин, конечно, уступает в популярности Пелевину с Акуниным. Но есть некий круг Вахтина, состоящий из бывших и настоящих питерцев, которые до сих пор собираются вместе, храня память об этом малоизвестном и рано умершем писателе. Среди них Юлий Ким и Петр Фоменко. Последний мечтал поставить «Одну абсолютно счастливую деревню» еще в семидесятых годах. Да запретили. Сюжет, где молодая солдатская вдова с двумя малолетними близнецами на руках выходит замуж за пленного гитлеровца, который почему-то захотел остаться навсегда в российской деревне, посчитали кощунственным. Как будто жизнь с ее мощью и хрупкостью, парадоксами и прозрачной простотой можно впихнуть в какие-то рамки, тем более идеологические.
Кстати, одна абсолютно счастливая деревня существовала на самом деле это Шишаки в Полтавской области, откуда рукой подать до гоголевских Миргорода и Диканьки. Вахтин строил там себе дом, но достроить не успел. А от вахтинской прозы рукой подать и до платоновского причудливого языка, и до зощенковской иронии, и до чонкинских ситуаций (солдат честно выполнял приказ, несмотря на его очевидную бредовость, за эту честность угодил в штрафной батальон и погиб).
Но литературные влияния это из области филологии. Есть еще суть явлений, которую каждый понимает, проживает, постигает и выражает в одиночку. Фоменко из тех, кто хочет дойти до самой сути. Он, как никто, чувствует опасность того, к чему в других театрах только стремятся (довольно часто тщетно). Опасность мастерства или попросту умелости, за которыми так часто скрывается отсутствие искренности (при наличии мастерства и искренность можно сыграть). Он решил для себя, что надо вновь и вновь возвращать своих «фоменок», молодых мастеров, в стихию чистого ученичества, и начал с ними с этюдного метода (1-й курс института). Есть, к примеру, такие этюды на одушевление неодушевленных предметов. Так появляются философски настроенное Огородное пугало, занудный и жадный Колодец с журавлем (оба в исполнении Карэна Бадалова, у которого в спектакле пять ролей), сердитый говорливый Трактор (Андрей Щенников), застенчивая Корова (Мадлен Джабраилова). За спектакль «фоменки» и их герои проделывают постепенный путь от одушевления вещей, механизмов, животных, реки к одушевлению человека, одушевлению жизни. От чистой игры к чистому проживанию. От жизни земной, горизонтальной к жизни душевной, вертикальной. Именно душевной не духовной. Духовную оставим идеологам и этикам. А здесь без всяких заповедей и канонов постигают простые истины о том, что на войну уходят для того, чтобы с нее вернуться. Что мертвые наши никуда от нас не деваются, они рядом, и любовь не кончается с их смертью. Просто раз уж дано нам жить дальше, мы должны, мы обязаны любить живых. Любовь единственное оправдание нашей жизни.
Погибший Михеев (Сергей Тарамаев) с неба (гамак для отдыха из мелкой сеточки) уговаривает свою строптивую жену Полину (Полина Агуреева) обязательно «привести в дом человека». Она надувает губы и обижается как это он не может понять, что любит она его до беспамятства. Тоже мне герой! И так же обиженно вводит в дом притихшего раненого немца. А Михеев, свесившись со своего неба-гамака, смотрит, ревнует и радуется. И, завалившись поудобнее, вновь и вновь возвращается мысленно к своей Полине, счастливый оттого, что теперь никогда и никуда от нее не денется. Ради таких сцен люди придумали театр.
Ленинградский писатель и переводчик древней китайской поэзии Борис Вахтин, конечно, уступает в популярности Пелевину с Акуниным. Но есть некий круг Вахтина, состоящий из бывших и настоящих питерцев, которые до сих пор собираются вместе, храня память об этом малоизвестном и рано умершем писателе. Среди них Юлий Ким и Петр Фоменко. Последний мечтал поставить «Одну абсолютно счастливую деревню» еще в семидесятых годах. Да запретили. Сюжет, где молодая солдатская вдова с двумя малолетними близнецами на руках выходит замуж за пленного гитлеровца, который почему-то захотел остаться навсегда в российской деревне, посчитали кощунственным. Как будто жизнь с ее мощью и хрупкостью, парадоксами и прозрачной простотой можно впихнуть в какие-то рамки, тем более идеологические.
Кстати, одна абсолютно счастливая деревня существовала на самом деле это Шишаки в Полтавской области, откуда рукой подать до гоголевских Миргорода и Диканьки. Вахтин строил там себе дом, но достроить не успел. А от вахтинской прозы рукой подать и до платоновского причудливого языка, и до зощенковской иронии, и до чонкинских ситуаций (солдат честно выполнял приказ, несмотря на его очевидную бредовость, за эту честность угодил в штрафной батальон и погиб).
Но литературные влияния это из области филологии. Есть еще суть явлений, которую каждый понимает, проживает, постигает и выражает в одиночку. Фоменко из тех, кто хочет дойти до самой сути. Он, как никто, чувствует опасность того, к чему в других театрах только стремятся (довольно часто тщетно). Опасность мастерства или попросту умелости, за которыми так часто скрывается отсутствие искренности (при наличии мастерства и искренность можно сыграть). Он решил для себя, что надо вновь и вновь возвращать своих «фоменок», молодых мастеров, в стихию чистого ученичества, и начал с ними с этюдного метода (1-й курс института). Есть, к примеру, такие этюды на одушевление неодушевленных предметов. Так появляются философски настроенное Огородное пугало, занудный и жадный Колодец с журавлем (оба в исполнении Карэна Бадалова, у которого в спектакле пять ролей), сердитый говорливый Трактор (Андрей Щенников), застенчивая Корова (Мадлен Джабраилова). За спектакль «фоменки» и их герои проделывают постепенный путь от одушевления вещей, механизмов, животных, реки к одушевлению человека, одушевлению жизни. От чистой игры к чистому проживанию. От жизни земной, горизонтальной к жизни душевной, вертикальной. Именно душевной не духовной. Духовную оставим идеологам и этикам. А здесь без всяких заповедей и канонов постигают простые истины о том, что на войну уходят для того, чтобы с нее вернуться. Что мертвые наши никуда от нас не деваются, они рядом, и любовь не кончается с их смертью. Просто раз уж дано нам жить дальше, мы должны, мы обязаны любить живых. Любовь единственное оправдание нашей жизни.
Погибший Михеев (Сергей Тарамаев) с неба (гамак для отдыха из мелкой сеточки) уговаривает свою строптивую жену Полину (Полина Агуреева) обязательно «привести в дом человека». Она надувает губы и обижается как это он не может понять, что любит она его до беспамятства. Тоже мне герой! И так же обиженно вводит в дом притихшего раненого немца. А Михеев, свесившись со своего неба-гамака, смотрит, ревнует и радуется. И, завалившись поудобнее, вновь и вновь возвращается мысленно к своей Полине, счастливый оттого, что теперь никогда и никуда от нее не денется. Ради таких сцен люди придумали театр.
Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Театр Петра Фоменко празднует новосельеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Богатые плачут тихоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 27.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Без живой водыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Фоменки» в поисках истины и сценыОльга Фукс, «Вечерний клуб», 29.10.1996
- Четырнадцать песен о странностях любвиОльга Фукс, 1996