Четырнадцать песен о странностях любви
В холодновато-изысканном зале на Пречистенке, 32, с его мраморными колоннами, хранящими атмосферу серебряновековой культуры, стало доброй традицией играть спектакли загадочные, без четко обозначенной фабулы с завязкой, кульминацией и развязкой, но зато отданные на откуп игре чувств и фантазий, рассказам о том, что, по словам Маленького Принца, не видно глазу. Три сезона назад Олег Меньшиков в роли гениального и безумного Нижинского, бросался в открытое окно только что отыграв на пару с Александром Феклистовым мучительный и вдохновенный диалог творца с Богом, чертом, антрепренером и альтер эго. Теперь здесь обосновались «фоменки», кочующие по всей Москве со своими стильными постановками.
Новый спектакль «Таня-Таня» поставлен по пьесе 23-летнего драматурга Оли Мухиной. В Литинституте долго не знали, зачислить ли ее на отделение прозы или поэзии, и наконец через семинар критики она попала на факультет драматургии. Помимо «Тани-Тани», у Оли есть еще три пьесы и все они про любовь к человеку по фамилии Иванов. В рождении «Тани-Тани», жанр которой определили, как «14 песен о странностях любви», принимала участие почти вся труппа, включая мэтра театра Петра Фоменко.
┘Сначала было даже не слово, а звук примитивно-космический звук саксофона в «Полуночном вальсе» Амадио, приглашающий зрителей на нежное неторопливое действо. Восточный ковер, вазы с фруктами, цветы и вино, где-то вдалеке комната под теплым абажуром, как место, где совершается некое таинство, интерьер, в котором оно происходит. Три пары разного темперамента: Таня (Ксения Кутепова), Иванов (Андрей Казаков), Мальчик (Кирилл Пирогов), Девушка (Полина Кутепова), Василий Охлобыстин (Андрей Приходько), Зина (Галина Тюнина) казалось бы, достаточное условие для того, чтобы создать идиллию. Только идиллии не получается: Мальчик (самый поэтический герой) любит Девушку, Девушка Иванова, Иванов Таню, а Таня Иванова, а Таню Охлобыстин, а его Зина, но когда Охлобыстин, образумившись, хочет вернуться к Зине, она его не принимает.
Особой магией здесь обладают имена. В Иванове есть что-то от чеховского Иванова с его метаниями между жалостью и любовью, чувством собственной никчемности и способностью причинить боль. При имени Охлобыстина сама собой лезет в голову ассоциация с неформальным лидером нашего молодого кино (а теперь в некотором роде и театра) Иваном Охлобыстиным. Магическая раздвоенность названия «Таня-Таня» (Девушку, которая любит Иванова и любима Мальчиком, тоже зовут Таня) усиливается из-за того, что Таню-Таню играют сестры Девушку Полина Кутепова этакая молоденькая, еще никем не признанная Эдит Пиаф, Таню Ксения Кутепова, томная красавица, слегка подуставшая любить. Они смотрятся друг в друга, как в зеркало, как в свое прошлое и будущее, и за их игрой можно следить бесконечно. Рядом с этим зеркальным отражением существует совершенно особо, отдельно и непохоже Галина Тюнина в роли Зины, совершенно естественно переходя от юмористического гротеска к тонкому лиризму, к тихому смеху сквозь слезы над людьми, над жизнью и, главное, над собой.
При всей разнице эпох и стилей в этом зыбком недоговоренном действе есть что-то чеховское помните, люди пьют чай, а в это время рушится их жизнь. Перебрасываются словами и фразами, легкими и увертливыми, как воздушные шарики, объясняясь взглядами и улыбками сквозь слезы, и вдруг кричат друг другу что-нибудь невозможное, смертельное, как удар ножа. А потом успокаиваются, затихают так и живут с этим воткнутым в душу убийственным словом. Вдруг откуда ни возьмись появляется рабочий дядя Ваня (Рустэм Юскаев), чтобы починить окно, в бешенстве разбитое Ивановым. Простой такой, хороший дядя Ваня. И упоительно рассказывает свои незамысловатые, милые сердцу истории о женщине своей мечты: «Одна женщина шла домой из гостей. Идет и видит: в луже лежит молодой мужчина. Совсем пьяный. Но она не испугалась, пожалела его, подняла, привела домой. А сейчас живут любо-дорого посмотреть». А ты хохочешь и думаешь, а ведь правда, как же кому-то просто удается жить на этом свете┘
В спектакле «Таня-Таня» очень много воздуха, который в холодном зале на Пречистенке порой воспринимается, как длинноты. А потом понимаешь, что именно воздуха теперь больше всего и не хватает.
Новый спектакль «Таня-Таня» поставлен по пьесе 23-летнего драматурга Оли Мухиной. В Литинституте долго не знали, зачислить ли ее на отделение прозы или поэзии, и наконец через семинар критики она попала на факультет драматургии. Помимо «Тани-Тани», у Оли есть еще три пьесы и все они про любовь к человеку по фамилии Иванов. В рождении «Тани-Тани», жанр которой определили, как «14 песен о странностях любви», принимала участие почти вся труппа, включая мэтра театра Петра Фоменко.
┘Сначала было даже не слово, а звук примитивно-космический звук саксофона в «Полуночном вальсе» Амадио, приглашающий зрителей на нежное неторопливое действо. Восточный ковер, вазы с фруктами, цветы и вино, где-то вдалеке комната под теплым абажуром, как место, где совершается некое таинство, интерьер, в котором оно происходит. Три пары разного темперамента: Таня (Ксения Кутепова), Иванов (Андрей Казаков), Мальчик (Кирилл Пирогов), Девушка (Полина Кутепова), Василий Охлобыстин (Андрей Приходько), Зина (Галина Тюнина) казалось бы, достаточное условие для того, чтобы создать идиллию. Только идиллии не получается: Мальчик (самый поэтический герой) любит Девушку, Девушка Иванова, Иванов Таню, а Таня Иванова, а Таню Охлобыстин, а его Зина, но когда Охлобыстин, образумившись, хочет вернуться к Зине, она его не принимает.
Особой магией здесь обладают имена. В Иванове есть что-то от чеховского Иванова с его метаниями между жалостью и любовью, чувством собственной никчемности и способностью причинить боль. При имени Охлобыстина сама собой лезет в голову ассоциация с неформальным лидером нашего молодого кино (а теперь в некотором роде и театра) Иваном Охлобыстиным. Магическая раздвоенность названия «Таня-Таня» (Девушку, которая любит Иванова и любима Мальчиком, тоже зовут Таня) усиливается из-за того, что Таню-Таню играют сестры Девушку Полина Кутепова этакая молоденькая, еще никем не признанная Эдит Пиаф, Таню Ксения Кутепова, томная красавица, слегка подуставшая любить. Они смотрятся друг в друга, как в зеркало, как в свое прошлое и будущее, и за их игрой можно следить бесконечно. Рядом с этим зеркальным отражением существует совершенно особо, отдельно и непохоже Галина Тюнина в роли Зины, совершенно естественно переходя от юмористического гротеска к тонкому лиризму, к тихому смеху сквозь слезы над людьми, над жизнью и, главное, над собой.
При всей разнице эпох и стилей в этом зыбком недоговоренном действе есть что-то чеховское помните, люди пьют чай, а в это время рушится их жизнь. Перебрасываются словами и фразами, легкими и увертливыми, как воздушные шарики, объясняясь взглядами и улыбками сквозь слезы, и вдруг кричат друг другу что-нибудь невозможное, смертельное, как удар ножа. А потом успокаиваются, затихают так и живут с этим воткнутым в душу убийственным словом. Вдруг откуда ни возьмись появляется рабочий дядя Ваня (Рустэм Юскаев), чтобы починить окно, в бешенстве разбитое Ивановым. Простой такой, хороший дядя Ваня. И упоительно рассказывает свои незамысловатые, милые сердцу истории о женщине своей мечты: «Одна женщина шла домой из гостей. Идет и видит: в луже лежит молодой мужчина. Совсем пьяный. Но она не испугалась, пожалела его, подняла, привела домой. А сейчас живут любо-дорого посмотреть». А ты хохочешь и думаешь, а ведь правда, как же кому-то просто удается жить на этом свете┘
В спектакле «Таня-Таня» очень много воздуха, который в холодном зале на Пречистенке порой воспринимается, как длинноты. А потом понимаешь, что именно воздуха теперь больше всего и не хватает.
Ольга Фукс, 1996
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Театр Петра Фоменко празднует новосельеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Богатые плачут тихоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 27.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Без живой водыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Фоменки» в поисках истины и сценыОльга Фукс, «Вечерний клуб», 29.10.1996
- Четырнадцать песен о странностях любвиОльга Фукс, 1996