Хищница с декадентским изломом
«Мастерская Петра Фоменко» показала премьеру «Геда Габлер» Генрика Ибсена
Новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко» (то есть театра) хорошо, так сказать, незабытое старое мастерской Петра Фоменко в ГИТИСе. Любители смотреть учебные спектакли найдут много идентичного со студенческой работой Миндаугаса Карбаускиса, ныне увенчанного всеми возможными театральными премиями (и молодежного «Триумфа», и ФондаСтаниславского, и прочая и прочая). В конце концов, повторение мать учения, да и Наталья Курдюбова (Гедда Габлер) явно заслуживала своего соло в «оркестре» «Мастерской». На премьере режиссер не появился говорят, как раз накануне у любимца как театральных мэтров, так и критиков, гражданина Литвы Миндаугаса Карбаускиса закончилась российская виза.
Спектакль «Гедда Габлер» сделан типичным пятерочником. Все так чисто, аккуратно, крючочек к петельке, крючочек к петельке, форма выдержана безукоризненно, стиль безупречен, иронии самой тончайшей выделки хоть отбавляй. И ничего личного. Жалко, больно, страшно таких чувств «Гедда Габлер» Миндаугаса Карбаускиса не предполагает. Качественно сделанная работа настоящего профессионала и не больше.
Когда на сцене остаются Наталья Курдюбова и Никита Зверев (циничный и оборотистый охотник за безопасными связями асессор Бракк), кажется, что большего и не надо, настолько точно и стремительно, как два фехтовальщика-аса, ведут они свой поединок.
Сцена убрана аскетично и стильно на переднем плане два дивана-полукруга (постепенно съезжаясь, они образуют замкнутый круг, порочный круг, кольцо, которое не разорвать), на заднем, за дверьми, краешки одинаковых комнат с обоями в мещанскую полосочку. Такими же одинаково полосатыми будут костюмы ибсеновских мужчин в униформе приличного общества, а одинаковые шелковые кашне служанка вообще подает им движением банщицы, выдающей полотенца. К этому миру, миру добропорядочных обывателей и лживых условностей, от которых она зависит, у Гедды Габлер претензии не этические, а эстетические. Как у Синявского к советской власти. Ей противен муж (Йорган Тесман Алексей Колубков), толстый, неталантливый, добродушный и домашний, как и его нелепые вязаные тапочки-гетры, которые он торопится напялить поверх костюма. Ей противны старушечий ридикюлище, розовые рюшечки и выпяченная жертвенность ее счастливой соперницы, которая представляется ей воплощенным убожеством (Фру Теа Анн-Доменик Крета, швейцарская однокурсница Карбаускиса, оставшаяся в Москве). Но так же враз ей становится противен самый главный человек в ее жизни (Эйлерт Левборг Максим Литовченко), когда он жадно, обливаясь и причмокивая, выпивает у нее весь пунш, от которого так долго воздерживался, старательно карабкаясь на вершину общественного признания. У Карбаускиса эти нюансы невозможно не заметить. Стройная, почти бесплотная (какая там, к черту, беременность от ненавистного супруга, объяснившая бы многие «странные» поступки), с безукоризненной прической и изящной пахитоской в мундштуке, эта Гедда Габлер брезгует «человеческими, слишком человеческими» слабостями людей. «Гедду Габлер» можно рассматривать как историю мертвой души, которая страстно хочет и не может ощутить прикосновение жизни и любви. Но режиссер не особенно стремится искать ей оправдание. В его спектакле Гедда Габлер холодная хищница с декадентским изломом ставит опыты над людьми, и «научный интерес» ее так велик, что даже притупляет брезгливость.
И конечно же, «Гедда Габлер» с самоубийством главной героини не могла не стать еще одним «лыком» в строку театральную симфонию о смерти, на которую Карбаускис выходит фактически всегда, даже если ставит «Дядю Ваню». За выстрелом из пистолета из-за спинки дивана (замкнутого круга) поднялся дымок сигареты, а затем выбралась и сама Гедда. Окинула без сожаления взглядом дом, который оставляет, и ушла по полоске лунного света прочь со сцены, так сказать, из жизни. А оттуда по той же дорожке вернулась служанка (Берта Нина Птицына) переходящий у Карбаускиса из спектакля в спектакль образ челяди, подвизавшейся на службе у Харона и снующей в потусторонний мир и обратно.
Вернулась, гордо пораскрывала все окна, перечеркнув сцену такими же лунными дорожками, точно поставила крест на доме Тесманов, из которого навсегда ушла жизнь. В умении красиво поставить поэтичный финал этому режиссеру не откажешь.
В одном из своих немногих интервью Миндаугас Карбаускис признался: «Если ты умен, ты не станешь выдавать всего, что в тебе есть, а попробуешь распределить это во времени».
Разумеется, ему виднее, но иногда хочется пожелать ему забыть о своих правилах и поставить следующий спектакль как в последний раз.
Спектакль «Гедда Габлер» сделан типичным пятерочником. Все так чисто, аккуратно, крючочек к петельке, крючочек к петельке, форма выдержана безукоризненно, стиль безупречен, иронии самой тончайшей выделки хоть отбавляй. И ничего личного. Жалко, больно, страшно таких чувств «Гедда Габлер» Миндаугаса Карбаускиса не предполагает. Качественно сделанная работа настоящего профессионала и не больше.
Когда на сцене остаются Наталья Курдюбова и Никита Зверев (циничный и оборотистый охотник за безопасными связями асессор Бракк), кажется, что большего и не надо, настолько точно и стремительно, как два фехтовальщика-аса, ведут они свой поединок.
Сцена убрана аскетично и стильно на переднем плане два дивана-полукруга (постепенно съезжаясь, они образуют замкнутый круг, порочный круг, кольцо, которое не разорвать), на заднем, за дверьми, краешки одинаковых комнат с обоями в мещанскую полосочку. Такими же одинаково полосатыми будут костюмы ибсеновских мужчин в униформе приличного общества, а одинаковые шелковые кашне служанка вообще подает им движением банщицы, выдающей полотенца. К этому миру, миру добропорядочных обывателей и лживых условностей, от которых она зависит, у Гедды Габлер претензии не этические, а эстетические. Как у Синявского к советской власти. Ей противен муж (Йорган Тесман Алексей Колубков), толстый, неталантливый, добродушный и домашний, как и его нелепые вязаные тапочки-гетры, которые он торопится напялить поверх костюма. Ей противны старушечий ридикюлище, розовые рюшечки и выпяченная жертвенность ее счастливой соперницы, которая представляется ей воплощенным убожеством (Фру Теа Анн-Доменик Крета, швейцарская однокурсница Карбаускиса, оставшаяся в Москве). Но так же враз ей становится противен самый главный человек в ее жизни (Эйлерт Левборг Максим Литовченко), когда он жадно, обливаясь и причмокивая, выпивает у нее весь пунш, от которого так долго воздерживался, старательно карабкаясь на вершину общественного признания. У Карбаускиса эти нюансы невозможно не заметить. Стройная, почти бесплотная (какая там, к черту, беременность от ненавистного супруга, объяснившая бы многие «странные» поступки), с безукоризненной прической и изящной пахитоской в мундштуке, эта Гедда Габлер брезгует «человеческими, слишком человеческими» слабостями людей. «Гедду Габлер» можно рассматривать как историю мертвой души, которая страстно хочет и не может ощутить прикосновение жизни и любви. Но режиссер не особенно стремится искать ей оправдание. В его спектакле Гедда Габлер холодная хищница с декадентским изломом ставит опыты над людьми, и «научный интерес» ее так велик, что даже притупляет брезгливость.
И конечно же, «Гедда Габлер» с самоубийством главной героини не могла не стать еще одним «лыком» в строку театральную симфонию о смерти, на которую Карбаускис выходит фактически всегда, даже если ставит «Дядю Ваню». За выстрелом из пистолета из-за спинки дивана (замкнутого круга) поднялся дымок сигареты, а затем выбралась и сама Гедда. Окинула без сожаления взглядом дом, который оставляет, и ушла по полоске лунного света прочь со сцены, так сказать, из жизни. А оттуда по той же дорожке вернулась служанка (Берта Нина Птицына) переходящий у Карбаускиса из спектакля в спектакль образ челяди, подвизавшейся на службе у Харона и снующей в потусторонний мир и обратно.
Вернулась, гордо пораскрывала все окна, перечеркнув сцену такими же лунными дорожками, точно поставила крест на доме Тесманов, из которого навсегда ушла жизнь. В умении красиво поставить поэтичный финал этому режиссеру не откажешь.
В одном из своих немногих интервью Миндаугас Карбаускис признался: «Если ты умен, ты не станешь выдавать всего, что в тебе есть, а попробуешь распределить это во времени».
Разумеется, ему виднее, но иногда хочется пожелать ему забыть о своих правилах и поставить следующий спектакль как в последний раз.
Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Пять вечеровОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Иван Поповски построил для Алисы ЗазеркальеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Театр Петра Фоменко празднует новосельеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Богатые плачут тихоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 27.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Джаз побеждает МалераОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Без живой водыОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Рядовая Лебедушкин хочет к мамеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Русская поэзия с македонским акцентомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Пять сестерОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 30.05.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Счастье выдохлосьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- «Фоменки» в поисках истины и сценыОльга Фукс, «Вечерний клуб», 29.10.1996
- Четырнадцать песен о странностях любвиОльга Фукс, 1996