Не будьте как дети
«Варвары» Максима Горького в «Мастерской Петра Фоменко»
Наконец обретшие собственный дом (здание бывшего кинотеатра «Киев» на Кутузовском проспекте) фоменковцы выбрали для первого «стационарного» спектакля пьесу «Варвары». Для репертуарного театра выбор неплох. Во-первых, горьковская многонаселенная драма позволяет занять почти всю за последнее время весьма разросшуюся труппу. Во-вторых, дробная и центробежная структура «Варваров» очень подходит этюдному методу, которому отдают предпочтение ученики знаменитого мастера. Ненавязчивая режиссура давно работающего с фоменковцами Евгения Каменьковича этой этюдности весьма способствует. Он выступает скорее в качестве педагога, чем постановщика-диктатора старается максимально раствориться в актерах, придумать им характер, биографию и проч. В общем, говоря профессиональным языком, «разминает» пьесу. Тому, кто знаком с основами театрального ремесла, ясно, какая это кропотливая, трудоемкая работа. Каменьковичу она удается. Спектакль идет почти четыре часа, но смотреть его особенно в первом (экспозиционном) действии нескучно, что для современной сцены уже победа.
Как и в знаменитом шедевре фоменковцев «Волки и овцы», социальный пафос «Варваров» по возможности приглушен. В истории о том, как продвинутые инженеры приехали в патриархальную провинцию и варварски разрушили ее варварский уклад, нет очевидных реалий начала века, но какого-либо осовременивания тоже не видно. Искус превратить разночинцев-интеллигентов в новых русских, дореволюционную провинцию в постсоветскую успешно преодолен. Спектакль, как всегда у фоменковцев, получается добрым, легким и обаятельным. Ни деструктивная ирония Черкуна (Сергей Тарамаев) и Цыганова (Рустэм Юскаев), ни дремучесть местных жителей не осуждаются: все люди, все человеки, всех понять можно. Иными словами, «Варвары» еще раз демонстрируют публике фирменный стиль студии. Они же обнаруживают и безусловные издержки этого стиля.
В калейдоскопе спектакля магистральная сюжетная линия, связанная с русской Эммой Бовари Надеждой Монаховой (Галина Тюнина), совершенно теряется. Вот одна бытовая зарисовка, вот другая, вот такой диковинный персонаж, вот этакий, вот Монахова застрелилась, а вот и спектакль закончился.
Конечно, все это можно отчасти списать на особенности драматургии. У Горького нет противопоставления протагониста и среды. Есть лишь сама среда, и всякая попытка героического самостояния грозит обернуться фарсом. Но отсутствие героя не означает отсутствия подлинных чувств. Помимо «среды» и социального пафоса в «Варварах» есть пять пудов любви, буйная слепота страстей, псевдоромантические безумства Все это у фоменковцев тоже смикшировано. Они умеют великолепно, почти виртуозно играть в любовь. Но играть любовь у них не получается. И это тоже черта стиля.
Неслучайно для одного из самых талантливых режиссеров фоменковской школы Сергея Женовача изнанка человеческой души почти всегда заповедная область. И «Короля Лира» (Театр на Малой Бронной), и «Месяц в деревне» Тургенева (Мастерская Петра Фоменко) он ставил без инфернальных фигур, трагического накала и надрыва. Даже в его трилогии по «Идиоту» просветленному Мышкину были противопоставлены не обуреваемые страстями герои, а словно бы увиденные глазами самого князя симпатичные люди, чьи недостатки простительны и понятны. Стоит ли говорить, что Сергей Тарамаев (Мышкин) был в этом спектакле куда убедительнее Сергея Кочанова, игравшего Рогожина. Теперь Тарамаеву самому представилась возможность сыграть попытку страсти и - главное объект страсти. И тоже получилось не то чтобы плохо, но как-то вяло.
Нет сомнений, что и Галина Тюнина, и примкнувший к студийцам Сергей Тарамаев, и Ксения Кутепова (Лидия Павловна) артисты превосходные. И наивность, и ирония, и кокетство им весьма удаются. Но как только дело доходит до любовных признаний, стенаний и клятв, спектакль провисает. Обаяния много драматизма нет.
Умение сыграть страсть (равно как и умение влюблять в себя зрителей противоположного пола) во все времена было составной частью актерской профессии. В «Мастерской» выросла целая плеяда артистов тонких, умных, талантливых, но драматизма и страстей избегающих и даже опасающихся. Поразившая всех когда-то легкость в стиле необыкновенная превратилась для них в idee fixe. Главное, чтоб не получилось тяжеловесно и всерьез, а то обаяние молодости уйдет, хорошее настроение покинет, жизненный тонус зрителей повысить не удастся. Все еще обаятельные фоменковцы предпочитают талантливую инфантильность, не понимая, что повзрослеть все же лучше, чем превратиться из молодых в вечно молодящихся.
Как и в знаменитом шедевре фоменковцев «Волки и овцы», социальный пафос «Варваров» по возможности приглушен. В истории о том, как продвинутые инженеры приехали в патриархальную провинцию и варварски разрушили ее варварский уклад, нет очевидных реалий начала века, но какого-либо осовременивания тоже не видно. Искус превратить разночинцев-интеллигентов в новых русских, дореволюционную провинцию в постсоветскую успешно преодолен. Спектакль, как всегда у фоменковцев, получается добрым, легким и обаятельным. Ни деструктивная ирония Черкуна (Сергей Тарамаев) и Цыганова (Рустэм Юскаев), ни дремучесть местных жителей не осуждаются: все люди, все человеки, всех понять можно. Иными словами, «Варвары» еще раз демонстрируют публике фирменный стиль студии. Они же обнаруживают и безусловные издержки этого стиля.
В калейдоскопе спектакля магистральная сюжетная линия, связанная с русской Эммой Бовари Надеждой Монаховой (Галина Тюнина), совершенно теряется. Вот одна бытовая зарисовка, вот другая, вот такой диковинный персонаж, вот этакий, вот Монахова застрелилась, а вот и спектакль закончился.
Конечно, все это можно отчасти списать на особенности драматургии. У Горького нет противопоставления протагониста и среды. Есть лишь сама среда, и всякая попытка героического самостояния грозит обернуться фарсом. Но отсутствие героя не означает отсутствия подлинных чувств. Помимо «среды» и социального пафоса в «Варварах» есть пять пудов любви, буйная слепота страстей, псевдоромантические безумства Все это у фоменковцев тоже смикшировано. Они умеют великолепно, почти виртуозно играть в любовь. Но играть любовь у них не получается. И это тоже черта стиля.
Неслучайно для одного из самых талантливых режиссеров фоменковской школы Сергея Женовача изнанка человеческой души почти всегда заповедная область. И «Короля Лира» (Театр на Малой Бронной), и «Месяц в деревне» Тургенева (Мастерская Петра Фоменко) он ставил без инфернальных фигур, трагического накала и надрыва. Даже в его трилогии по «Идиоту» просветленному Мышкину были противопоставлены не обуреваемые страстями герои, а словно бы увиденные глазами самого князя симпатичные люди, чьи недостатки простительны и понятны. Стоит ли говорить, что Сергей Тарамаев (Мышкин) был в этом спектакле куда убедительнее Сергея Кочанова, игравшего Рогожина. Теперь Тарамаеву самому представилась возможность сыграть попытку страсти и - главное объект страсти. И тоже получилось не то чтобы плохо, но как-то вяло.
Нет сомнений, что и Галина Тюнина, и примкнувший к студийцам Сергей Тарамаев, и Ксения Кутепова (Лидия Павловна) артисты превосходные. И наивность, и ирония, и кокетство им весьма удаются. Но как только дело доходит до любовных признаний, стенаний и клятв, спектакль провисает. Обаяния много драматизма нет.
Умение сыграть страсть (равно как и умение влюблять в себя зрителей противоположного пола) во все времена было составной частью актерской профессии. В «Мастерской» выросла целая плеяда артистов тонких, умных, талантливых, но драматизма и страстей избегающих и даже опасающихся. Поразившая всех когда-то легкость в стиле необыкновенная превратилась для них в idee fixe. Главное, чтоб не получилось тяжеловесно и всерьез, а то обаяние молодости уйдет, хорошее настроение покинет, жизненный тонус зрителей повысить не удастся. Все еще обаятельные фоменковцы предпочитают талантливую инфантильность, не понимая, что повзрослеть все же лучше, чем превратиться из молодых в вечно молодящихся.
Марина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Пять вечеров в пустом пространствеМарина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- Алиса в Стране спецэффектовМарина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 2.02.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Поприщин и его тениМарина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Смерть понятие растяжимоеМарина Давыдова, «Известия», 26.01.2004
- Комедия без ошибокМарина Давыдова, «Известия», 27.06.2003
- Неочевидное вероятноеМарина Давыдова, «Известия», 26.02.2003
- Спасти рядового ЛебедушкинаМарина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Под солнцем АлександраМарина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Поэзия и правдаМарина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Гоголь в гостях у УайлдераМарина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Танцующие в теснотеМарина Давыдова, «Время новостей», 30.05.2001
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Шерше ля Мефистофель-фамМарина Давыдова, «Время новостей», 7.08.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000