Трест, который сгинул
В Мастерской П. Фоменко выпустили «Безумную из Шайо»
В последней (1942 г.) пьесе Жана Жироду происходят следующие события: квартет аферистов, собравшийся для организации треста типа МММ или «Рога и копыта», внезапно меняет планы, привлеченный перспективами поиска нефти в парижском районе Шайо. Но местная сумасшедшая, желая защитить родной квартал от посягательств капитала, при поддержке других безумиц и прочей городской бедноты заманивает последователей С. Мавроди и О. Бендера в ловушку и спускает, натурально, в самый глухой колодец ле канализасьон де Пари.
И вот вы сидите в маленьком зале на Кутузовском проспекте, смотрите, как вдохновенно хулиганят на сцене чудесные актрисы Мастерской, и думаете: зачем все это либерте-эгалите-фратерните Петру Фоменко? После «Одной абсолютно счастливой деревни», после инсценировок Льва Толстого и обретенной, казалось, в этих спектаклях гармонии с собой и с миром? Что за фантазия поставить антибуржуазный фарс, автор которого называет любую коммерческую деятельность сутенерством и устраивает показательный суд над буржуями?
Первое объяснение происходящего на сцене Мастерской, конечно, театральное. Труппе Петра Фоменко необходимы тексты, где есть несколько ярких женских ролей, потому что у этого театра, по общему мнению, «женское лицо». «Безумная из Шайо», в сущности, бенефис Галины Тюниной, отлично играющей главную комическую старуху, но здесь нашлась работа и для Полины Кутеповой, и для Мадлен Джабраиловой, и для актрис, пришедших в Мастерскую в этом сезоне (Ирина Пегова и Наталья Курдюбова) и уже заслуживших первые похвалы рецензентов. К слову, логика фоменковского стиля такова, что порождает универсальные эпитеты, гуляющие по газетным полосам словно бы сами по себе: написав про «женское лицо», рука готова тут же вывести что-нибудь про кружева, с коими режиссерскую манеру Петра Фоменко сравнивают уж который год.
В «Безумной из Шайо» много той изящной игры, элегантных стилизаций и заразительной, все оправдывающей театральности, по которым безошибочно узнается фоменковский метод работы с актерами и пьесой и за которые Мастерскую так любит интеллигентная московская публика: о, как в этом театре умеют изобразить кафе-шантан, как носят чепчики и шляпки, как мило поют, как забавно грассируют! В «Безумной из Шайо», кроме того, придуман и такой удачный фокус: первое действие идет в одном зале, второе в другом; до антракта игровая площадка вытянута вдоль зрительских рядов, после угрожающе сжата вокруг огромного канализационного люка в штаб-квартире безумных старушек, откуда представители бизнес-класса отправляются в смрадное чрево Парижа, которого боятся, как грешники геенны (из люка и впрямь валит пар, а страшный суд театра над капиталом мы наблюдали несколькими сценами раньше).
Рассказав, как все это устроено, можно вернуться к вопросу зачем. И признать, что гармония с миром, по всей видимости, состояние не вечное и рано или поздно Петр Фоменко все равно взялся бы объяснять, что его в этом мире не устраивает. Жироду для этого вроде бы слишком дидактичен, а пьеса слишком плоская, но как раз это и позволяет сыграть «Безумную из Шайо» так, чтобы пафос не приняли всерьез, не сочли за ворчание, не сразу почувствовали в дурачествах комических старух привкус желчи, которая в новом спектакле, право слово, есть, хотя и в дозах вполне гомеопатических. Но что со всем этим делать, по совести, не очень понятно: вот разве сказать в который раз, что театр Фоменко это волшебство и все там, как всегда, легко и ажурно, так что даже и Жироду довольно мил сатиры смелый властелин, весь в кружевах, приятно посмотреть на человека.
И вот вы сидите в маленьком зале на Кутузовском проспекте, смотрите, как вдохновенно хулиганят на сцене чудесные актрисы Мастерской, и думаете: зачем все это либерте-эгалите-фратерните Петру Фоменко? После «Одной абсолютно счастливой деревни», после инсценировок Льва Толстого и обретенной, казалось, в этих спектаклях гармонии с собой и с миром? Что за фантазия поставить антибуржуазный фарс, автор которого называет любую коммерческую деятельность сутенерством и устраивает показательный суд над буржуями?
Первое объяснение происходящего на сцене Мастерской, конечно, театральное. Труппе Петра Фоменко необходимы тексты, где есть несколько ярких женских ролей, потому что у этого театра, по общему мнению, «женское лицо». «Безумная из Шайо», в сущности, бенефис Галины Тюниной, отлично играющей главную комическую старуху, но здесь нашлась работа и для Полины Кутеповой, и для Мадлен Джабраиловой, и для актрис, пришедших в Мастерскую в этом сезоне (Ирина Пегова и Наталья Курдюбова) и уже заслуживших первые похвалы рецензентов. К слову, логика фоменковского стиля такова, что порождает универсальные эпитеты, гуляющие по газетным полосам словно бы сами по себе: написав про «женское лицо», рука готова тут же вывести что-нибудь про кружева, с коими режиссерскую манеру Петра Фоменко сравнивают уж который год.
В «Безумной из Шайо» много той изящной игры, элегантных стилизаций и заразительной, все оправдывающей театральности, по которым безошибочно узнается фоменковский метод работы с актерами и пьесой и за которые Мастерскую так любит интеллигентная московская публика: о, как в этом театре умеют изобразить кафе-шантан, как носят чепчики и шляпки, как мило поют, как забавно грассируют! В «Безумной из Шайо», кроме того, придуман и такой удачный фокус: первое действие идет в одном зале, второе в другом; до антракта игровая площадка вытянута вдоль зрительских рядов, после угрожающе сжата вокруг огромного канализационного люка в штаб-квартире безумных старушек, откуда представители бизнес-класса отправляются в смрадное чрево Парижа, которого боятся, как грешники геенны (из люка и впрямь валит пар, а страшный суд театра над капиталом мы наблюдали несколькими сценами раньше).
Рассказав, как все это устроено, можно вернуться к вопросу зачем. И признать, что гармония с миром, по всей видимости, состояние не вечное и рано или поздно Петр Фоменко все равно взялся бы объяснять, что его в этом мире не устраивает. Жироду для этого вроде бы слишком дидактичен, а пьеса слишком плоская, но как раз это и позволяет сыграть «Безумную из Шайо» так, чтобы пафос не приняли всерьез, не сочли за ворчание, не сразу почувствовали в дурачествах комических старух привкус желчи, которая в новом спектакле, право слово, есть, хотя и в дозах вполне гомеопатических. Но что со всем этим делать, по совести, не очень понятно: вот разве сказать в который раз, что театр Фоменко это волшебство и все там, как всегда, легко и ажурно, так что даже и Жироду довольно мил сатиры смелый властелин, весь в кружевах, приятно посмотреть на человека.
Олег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- Носороги беспокоятОлег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Извините, что к вам обращаемсяОлег Зинцов, ««Ведомости», № 29 (1556)», 20.02.2006
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Три сестры нашли автораОлег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2004
- Душевная драмаОлег Зинцов, «Ведомости», 2.04.2004
- Наряд вне очередиОлег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- На ядыОлег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Сестер стало пятьОлег Зинцов, «Ведомости», 1.06.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Домик в деревнеОлег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000